Андрей НИКОЛИШИН: "Мечтаю выиграть Олимпийские Игры!"
Вы родом из Воркуты. Можете рассказать про свой родной город?
Ну тогда мы закончим очень и очень небыстро. Я могу много и долго о ней рассказывать. Знаешь, как про Воркуту говорят? "Столица мира" - так называют свой город воркутинцы. Основана в 1943 году. Там нашли уголь, и город возводили заключенные, репрессированные, немцы. И одним из строителей города был мой отец, которому дали 25 лет лагерей. Заполярный город, забытый Богом уголок, воспетый во всех бардовских блатных песнях.
Еще город славится своими холодами?
Я помню, как катался на улице в 50-градусный мороз. Не знаю, кто может таким похвастаться. А я вот могу.
Помните, когда впервые стали на коньки?
Конечно, помню, прекрасно помню. Это еще и не так давно было, в хоккей я пришел в 12 лет. У нас просто и играть особо больше не во что - только хоккей и футбол на снегу. Хотя я утрирую, в Воркуте очень хорошая школа волейбола, я им долго занимался. Но тогда во дворец пионеров пришел тренер-энтузиаст, собрал команду мальчишек и стал обучать хоккею. Я стал заниматься, понравилось.
Почему в итоге победил хоккей, а не волейбол?
Выбор стоял между двумя видами спорта. Даже не знаю почему, но хоккей перевесил... Скорее всего, из-за тренера, которому я благодарен по сей день за все то, что он для меня сделал. До сих пор созваниваемся с ним, общаемся, дружим.
Так расскажите о своем первом тренере.
Богатырев Виктор Васильевич. Сейчас работает главным тренером ХК "Белгород". Ему как раз на днях исполнилось 48 лет. Тренером он стал молодым пацаном в 22 года, институт еще не закончил. Родом из Воркуты, сам играл, подавал большие надежды, приехал в киевский "Сокол", но получил серьезную травму спины и пришлось завершить карьеру игрока. Вот он пошел по тренерскому пути и преуспел в этом. А сейчас я понимаю, что такое в 22 года тренировать детей на сорокаградусном морозе. Вместе с нами приходил, чистил коробку, заливал лед.
И каково было возвращаться домой после тренировок зимой, в мороз?
Нормально. Для детей Севера это в порядке вещей. Сейчас смотришь как на что-то сверхъестественное, а тогда мы об этом даже не задумались. Тренировки были в шесть утра. Приходили по два часа чистили лед, заливали. На десять минут выбегали кататься и потом бегом в раздевалку греться. Самое главное, тогда было большое желание.
Вы рассказывали о том, как шли на тренировку, а вас забрали в милицию.
Как раз в шесть утра была тренировка. Если были на Сервере, вы знаете, что такое полярная ночь. Это полгода тьмы. А в шесть часов утра - глаза выколи. Конечно, если идет мальчишка с тремя сумками - то какие могут быть мысли у милиционеров? Вот меня и забрали.
Давно уже не были дома?
21 год назад из Воркуты уехал. Все поменялось. Уже нет таких морозов, оттепель идет. Но все равно холодно. У меня там остались друзья, по мере возможности приезжаю, но не всегда получается. Должен был в декабрьский перерыв поехать, потому что там ежегодно проводится детский турнир моего имени. Но в связи с кризисом его перенесли на весну.
То, что хоккей может стать вашей будущей профессией, даже не думали?
Да вы что! В Советском Союзе не было такой профессии - хоккеист. Были только "звезды" Харламов, Петров, Михайлов, Крутов, Ларионов, Макаров. Раньше по Первому каналу хоккейный трансляции были самыми популярными передачами. Поэтому все знали, все любили этих "звезд" и мечтали быть на них похожими.
И Вы тоже?
Я не исключение, как обычный мальчишка.
А кто из "звезд" симпатизировал больше всего?
Мне очень нравился Сергей Макаров. И посчастливилось узнать его, даже играть с ним в одной тройке. В прошлом году я был приглашен на празднование его 50-летия, только попасть не получилось. Мы с Сергеем Михайловичем в очень хороших, добрых отношениях и рады встречи друг с другом.
Как Вы попали в Москву, в "Динамо"?
Мы играли по "Золотой шайбе" на зональных соревнованиях в Пензе и представителем от ЦК ВЛКСМ, под их эгидой проходили соревнования, был Александр Иванович Мальцев. Он был тогда на турнире. Мы выиграли этот турнир, я стал лучшим нападающим и бомбардиром. И Мальцев пригласил меня в московское "Динамо".
И без раздумий согласились?
Что значит "без раздумий"? Для провинциального мальчишки приглашение из дворового хоккея, из "Золотой шайбы" в московское "Динамо" даже не знаю с чем сравнимо! С получением Нобелевской премии, наверное. Даже разговора о том, чтобы поехать или не поехать, не было.
Трудно было первое время в Москве?
Да, конечно. Если бы мне было двадцать лет и я был состоявшимся человеком - было бы легче. А мне 14 лет, я еще пацан. Школа, родные и близкие, друзья - все остались в Воркуте. Уже надо жить, работать и добиваться своей цели. Но таких как я было много. Каспарайтис, Бульин, Ковалев - мы все жили в одном общежитии. Общались, взрослели и шли дальше к своей цели. Мы все были одержимы одной целью.
Вы все еще дружите?
Дружбой это не назвать. Но встречаемся, общаемся, разговариваем. И очень уважительно друг к другу относимся, потому что мы знаем, откуда вышли, чего хлебнули, чего достигли.
Андрей Назаров часто вспоминает "Динамо" начало 90-х годов как самую лучшую команду в его жизни.
Все правильно. Это действительно был коллектив единомышленников. Как бы вам объяснить... Мы были одержимы одной целью. Все одного возраста. Нас это сплачивало. И на моей памяти больше такой команды и не было.
Говорят, вы практически не получали денег?
Почему практически? Мы их вообще не получали. Играли за идею, за имя, за свое будущее. Но тогда мы этого еще не понимали. Получали удовольствие, кайф от того, что мы играем в хоккей, играем в "Динамо". Мы в то время о деньгах и не думали.
Какие воспоминания остались от работы с Петром Ильичом Воробьевым?
Он меня в свое время взял на молодежный чемпионат мира, многое дал в плане хоккея. Хотя Воробьев сегодняшний и нынешний - это две большие разницы. Людям свойственно меняться.
- Вообще девяностые годы какими остались в памяти?
- Шальные годы. Тогда рушился СССР и создавалась Россия. Бандитизм и прочие и прочие. "Динамо" - единственный клуб, который выжил в те времена и остался на хорошем счету. Из "Динамо" в то время каждый год уезжали по пятнадцать человек, но, тем не менее, команда оставалась флагманом российского хоккея... Денег не было - однозначно. И неоткуда их было брать - во всей стране денег не было. По карточкам жили.
А хоккеисты?
Процентов 80 команды калымили, извозом занимались, брались за любую работу. Кормить надо было и себя и семью.
И Вы тоже?
И я. Тоже калымил на машине. Хотя со временем в хоккей стала приходить стабильность. У нас коммерческим директором был Валерий Павлинович Шанцев, сейчас губернатор Нижегородской области. С его приходом у нас в клубе более менее появились, скажем так, социальные блага. Нам стали выдавать квартиры, можно было получить машины. Пусть и не было сумасшедших денег. Почему в "Динамо" играли? Не для кого ни секрет - армия. "Динамо" привлекало своими социальными благами. В основном, конечно, армией. Все мы служили - я, Назаров, Каспарайтис. В части были.
Потом Вы уехали за океан?
В 1994 году. Поставили на драфт. Нас всех тогда поставили: Назарова, Яшина, Гончара, Бульина, Жамнова, Карповцева, Якубова, Шталенкова и других. И многие уехали. Мне предложили контракт, договорились - и ударили по рукам. "Динамо" получило за меня компенсацию. За счет чего команда еще существовала: каждый год за границу уезжали по 10-15 человек, и клуб получал за них компенсацию. На нее и жили те ребята, которые оставались в России.
Вы лично, за чем ехали в НХЛ?
За игрой. Конечно, за игрой. Причем всегда. Я в Челябинск приехал из-за игры.
Не боялись переезда за границу? В другую страну, лигу.
На тот момент Фетисов, Ларионов, Макаров, Сашка Могильный уже проложили тропу. У нас уже была информация, мы знали, что и как, что такое НХЛ. А поехать туда - поехать в хоккейную Мекку. Если ты хочешь играть на самом высоком уровне, то надо туда стремится. А бытовые проблемы... они у всех всегда есть и будут.
Каково было первое время в Америке? Язык, быт... совершенно другая страна.
Тяжело? Даже не обсуждается - было все ново. Родился ребенок и познает мир - тоже самое. У нас ничего даже близко похожего нет.
И что Вас так там удивило?
Шокировала свобода. То есть каждый делает то, что хочет. Человек свободен в своих решениях, своих действиях, в мировоззрении. А здесь все делалось за нас - начиная от жилищно-бытовых проблем, заканчивая тренировочным процессом. Здесь мы живем на сборах, на базах, с тренером, с методистом. А там ты полностью представлен сам себе. Это и есть профессионализм: ты должен уметь во время лечь спать, правильно питаться, готовить и тренировать себя и многое другое. Есть два часа тренировки, которые должен выдавать на-гора, а остальное время предназначен сам себе.
Какое главное отличие России от Америки?
Там свободная страна. Ты предоставлен сам себе. А здесь за тебя кто-то постоянно решает. Американцы свободные люди, они мыслят свободно. Кто, что хочет, тот так и думает, говорит, делает. У нас стадный менталитет. Один сказал, все поддержали. Партия сказала: "Надо", все ответили: "Есть!".
Андрей Назаров в своих интервью называет НХЛ "джунгли". Так и есть?
Ты приехал туда занимать чье-то место, а на это место претендуют пятьсот человек. И ты должен доказать всем, что ты лучший. НХЛ - джунгли. Он совершенно прав.
И вы столкнулись с этими "джунглями"?
Естественно. Как и любой другой хоккеист. Понятно, если тебя выбрали, значит, ты чего-то уже стоишь. Раз тебе дали шанс, значит, на тебя рассчитывают. Нужно было выходить и биться.
И какие впечатления остались от одиннадцати лет в НХЛ?
Самые положительные. Прошел огромную школу хоккея, школу побед, выживания.
Вы еще в прошлом сезоне хотели отправиться за океан.
Было несколько предложений, но не срослось.
И возможно, что Вы туда вернетесь?
Я думаю, уже вряд ли. Шанс вернуться туда очень маленький.
А хотелось поиграть там еще?
Всегда хочется. Там интересно. Другое отношение к хоккею, другие эмоции, болельщики... Бескомпромиссность и жажда победы. К сожалению, у нас пока такого еще нет.
Сейчас все говорят об КХЛ, которая готова, если не сравняться, но хотя бы приблизиться к НХЛ.
Я искренне на это надеюсь. КХЛ создана только первый год, а там десятилетиями все строилось. Там двадцатитысячные стадионы заполняются полностью, аншлаги десять лет подряд. Для обычного человека, который никогда не видел, что такое НХЛ, невозможно это объяснить. КХЛ и НХЛ пока не сопоставимы. То, что делает КХЛ - это правильно и здорово, но дойти до такого уровня - будет очень и очень сложно. Мы радуемся - у нас в Челябинске построили стадион на семь с половиной тысяч. Классно, здорово. А там такие стадионы были 50 лет назад. В Америке хоккей - индустрия бизнеса. Люди зарабатывают на хоккее, а у нас это все только в планах.
И как это играть перед двадцатью тысячами зрителей?
Эти двадцать тысяч еще и чем-то машут, кричат, скандирую, свистят. Непередаваемо. Надо быть там. Хотя я скажу, наши болельщики тоже не тихие, но здесь три с половиной, а там двадцать. Почувствуйте разницу.
В Канаде особое отношение к хоккею?
Канада, конечно, неподражаема в плане хоккея. Как болеют в Канаде - не болеют нигде. Я только туда приехал, никому не знакомый мальчишка, иду по Монреалю, ко мне подходят люди и просят автограф. Ты еще не приехал, а они уже знают, где ты будешь. Хоккеист после игры, тренировки домой доехать не может. У него около двери по двадцать человек стоят, только чтобы увидеть его. Люди бредят хоккеем. Канада - это нечто. Безумные почести хоккею.
Игры за сборную - самое большое впечатление в карьере?
Когда выигрывали - да. Хотя проигранные матчи тоже оставляют большое впечатление. Тот же чемпионат мира 2000 года. Чемпионат мира 1993 года, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, Олимпиада в Лиллехаммере, Кубок Мира 1996 года - каждый турнир оставил свое неизгладимое впечатление... "Золото" на чемпионате мира на самой заре карьеры. "Бронза" на Олимпийских Играх с драматическим полуфинальным матчем с американцами. В Финляндии травму получил, из-за которой выбыл на восемь месяцев.
Россия не могла выиграть чемпионат мира в течение 15 лет. Как Вы думаете, почему?
А с чего мы должны были побеждать? Если нет ни катков, ни школ, ни финансирования, ничего нет. Когда худо-бедно встали на ноги - в экономическом, финансовом и хоккейном плане - пошли победы.
Но в сборной всегда хватало талантов и звездных игроков. Например, звездная команда на чемпионате мира в Петербурге...
Не было там звездной команды, там были звездные игроки. Команды не было. А побеждает всегда не игрок, а команда. Виноваты были где-то игроки, где-то функционеры... Понимаете, сборная - это огромная машина, которую нужно направить на достижение одной цели. У нас этого не было.
Как и любой хоккеист, Вы, конечно, мечтали об олимпийском "золоте". Жалеете, что не сложилось?
Мечты остались. Надеюсь, может быть, они и осуществятся. Какие наши годы? Еще поиграем и, может быть, олимпийское "золото" выиграем.
Есть еще желание поиграть за сборную?
Конечно. Как и у любого хоккеиста. Если нет желания - так и нечего в хоккее делать.
Следили за молодежным чемпионатом мира?
С Алистратовым общался, переписывался. Мы все в команде переживали. Кто-то даже смотрел ночью. Мы же в одном котле варимся, одну кашу едим - нам все интересно. Переживаем, радуемся и расстраиваемся за ребят.
Много говорят о "канадском проклятье". Почему наша молодежь из года в год проигрывает канадцам?
В свое время мы постоянно обыгрывали канадцев на чемпионатах мира. И они полностью пересмотрели всю подготовку молодежных и юниорских сборных. У них сейчас совсем по-другому проходят чемпионат, подготовка и многое другое. В Канаде есть и методические центры и центры подготовки, обучения тренеров, где их учат специально работать с детьми. Там очень многое ставится на карту. Поэтому они и выигрывают, пять лет подряд. За последние пятнадцать лет канадцы раз десять выигрывали молодежный чемпионат, отсюда у них столько сильных игроков. Все меньше европейцев играет в НХЛ, потому что канадский хоккей сильно вырос. Просто так, на ровном месте, ничего не происходит. Причиной побед всегда является большая работа.
Несколько лет назад Вы не могли представить, что Вашим тренером станет Андрей Назаров?
Конечно! А кто знал?
И как изменился Назаров, став тренером?
Понимаете, одно дело игрок, а другое тренер. Я его не знал как тренера, он сам себя как тренер не знал. Он работает пока только второй год. Молодой, набирается опыта, делает ошибки и большие шаги вперед. Кто не ошибается, тот ничего не добивается. Что мне импонирует - у Назарова психология современного человека, современного хоккеиста. Он еще совсем недавно был в шкуре игрока, понимает многие вещи изнутри. Пускай его захлестывают эмоции - это нормальное явление. Он учится вместе с командой. Мы с ним вместе ошибаемся и идем к победам. И это хорошо. Назаров пришел не со своим, с готовым, а познает все с командой. Честь ему и хвала, при нем "Трактор" делается поступательные шаги вверх. Команда потихонечку, потихонечку, но ползет в гору.
Так в Челябинск Вы приехали за игрой?
Кто-то едет за деньгами, кто за славой или чем-то другим. У меня все это есть, и я хочу получать удовольствие от хоккея. Получать удовольствие, выигрывать, реализоваться, помочь кому-то реализовать себя. Помочь тому же Назарову как тренеру. Он мне помогает, я ему. К тому же Челябинск для меня, как и для всего российского и мирового хоккея, является кузницей талантов. Мне было интересно поиграть здесь. И если у меня что-то получается, то я очень рад.
Вы заключили с "Трактором" контракт еще на два года. Понравился город, команда?
У меня контракт на этот год и на следующий. А дальше видно будет. Не хочется загадывать. Есть сегодняшний день - им мы и живем. Здесь меня все устраивает, все нравится. Мне нужна эта команда, и я чувствую, что я ей нужен. Так что - это взаимно.
Теперь к Вам в Челябинске присоединилась семья.
Другого варианта быть не может - где я, там и семья. В прошлом году я приехал сюда всего на три месяца и не было смысла сдергивать детей посреди учебного года. А теперь они здесь с сентября в школе - и в обычной и в хоккейной. Такова жизнь хоккеиста, в чем-то кочевая. В свое время поехали в Америку, там по городам ездили. Но мы всегда вместе.
Можете назвать какие-то лучшие, самые запоминающиеся матчи в карьере?
Они еще впереди.
Чтобы Вы еще хотели выиграть в хоккее, чего достичь?
Все, что только можно на свете хочу выиграть! Начиная от завтрашней игры, кончая Олимпийскими играми. Все хочу выиграть.
Если бы стали не хоккеистом, тогда кем?
Космонавтом. Любой мальчишка мечтал стать космонавтом, и я не исключение. И, может быть, сейчас кружил бы где-нибудь на орбите.
А тренером себя видите?
Я пробовал тренировать детей, лагеря устраивал. Мне интересно. Но сейчас сложно об этом говорить. А там посмотрим.
Чем вы предпочитаете заниматься в свободное от хоккея время?
Я очень люблю заниматься с детьми. Всем, чем угодно, начиная от снежков.
Вы же на пианино учитесь играть? Как успехи?
Учусь. Могу "Мурку" сбацать. Вот (показывает на перебинтованную руку) - все мои успехи. Не до пианино сейчас. График игр очень тяжелый, просто чисто физически ничем больше не успеваешь заниматься. Станет немного посвободнее - продолжим занятия.
Есть мечты, которые бы очень хотелось воплотить?
Есть мечты и желания, и я думаю, они осуществиться. Мечты... их столько! Дай бог, жизни хватило, чтобы все исполнить. И будем их обязательно воплощать в реальность!