МХЛ. Алексей Заварухин: «Мы доверяем команде, а ребята доверяют нам»

Нынешний сезон – первый для Алексея Заварухина в качестве главного тренера «Белых Медведей». Челябинская «молодёжка» сумела за три матча до конца регулярного чемпионата обеспечить себе место в плей-офф и подарила таким образом болельщикам хоккейную весну. Уже завтра, 9 марта, «Белые Медведи» сразятся в 1/8 финала Кубка Харламова в Екатеринбурге с «Авто». В преддверии этого, Алексей Борисович подвел итоги «регулярки» в интервью для пресс-службы «Трактора».

«РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ В ЧЕТЫРЕ ГОДА – СУЩЕСТВЕННА»

«Регулярка» позади. Как ее оцениваете?
Начало чемпионата у нас немного не задалось. Во всех предсезонных турнирах мы были в призёрах, но при старте соревнований другие команды усилились более старшими ребятами. Мы же начинали чемпионат теми, кто есть. Поэтому в первой половине «регулярки», в сентябре и в октябре нам не хватило игрового опыта. Ребята старились и получали необходимую практику. По ходу сезона зашла большая группа игроков 2002 года рождения, они неплохо себя показали на предсезонке, действовали уверенно и в определенных моментах тащили команду. Я обратил внимание, что ребятам пришлось играть не со своими сверстниками, а с теми, кто на два или даже на три года старше их. Несмотря на то, что было большое желание сыграть с ними, на тот момент они не были готовы к этому физически. Молодые игроки привыкли к своему году, к своим сверстникам, а здесь они столкнулись со старшими ребятами. К тому же, у нас в составе есть игроки 2003 года рождения, и мы все равно давали им играть. Все же разница в возрасте в четыре года – существенна. Безусловно это сказалось, но этот опыт им необходим. Как только парни поняли с чем столкнулись, они начали добавлять физически, и игра стала совсем другой.

По ходу сезона ротация состава команды велика. Расскажите, в чем заключается тренерская ловкость в этом моменте?
Большую роль играет индивидуальный подход. Мы искали оптимальное сочетание и в парах защиты и в тройках нападения. Кому-то больше давали играть в большинстве, кто-то больше играл в меньшинстве. Так скажем, что шел поиск тех связок, которые должны дать результат в плей-офф. Но никто не застрахован от перестановок. Был момент, когда были травмы у «Трактора» и у «Челмета», тогда мы были в Нижнем Новгороде и на игры вышли 15 человек без опыта игры в МХЛ. Несмотря на то, что результат там получился не таким, какой мы хотели, но я считаю, что ребята получили нужный опыт, и они поняли, чего мы от них требуем. Нужно понимать, что мы все в одной системе, и мы работаем для них.

Какова роль хоккейной школы здесь?
Мы всегда на связи с тренером юношеской команды, всегда стараемся им помогать. Когда есть время, то я прихожу на матчи ЮХЛ. Общаемся с Александром Степановичем (Александр Степанович Глазков – главный тренер «Трактора-2002»), выясняем, кто на данный момент лучше или хуже подготовлен. В каких-то моментах прислушиваюсь к нему. Игрок может быть в хорошей или в плохой форме там, прийти к нам и сказать: «Я готов!», но на самом деле это может быть не так.

Глубина скамейки получается очень большой. Удается ли сохранять дружный коллектив?
Когда мы только начали свою работу, то сразу обозначили свои цели и то, что все будут играть только по спортивному принципу. У нас есть примеры, когда в начале сезона здорово сыграли одни ребята 2002 года рождения, а сейчас играют совсем другие. На старте чемпионата мы отправили кого-то в ЮХЛ – сегодня они уже у нас в составе, доказав это своей игрой там. Необходимо уметь перестраиваться под молодёжный хоккей. Когда игроки приходят к нам, то мы подчеркиваем, что здесь все по-другому, здесь другой уровень. Они выходят играть с более старшими игроками и все зависит от того, как они себя проявят. Кому-то необходимо больше времени на адаптацию, кому-то меньше. Сейчас у них такой возраст, что есть разные отвлекающие факторы, которые тоже влияют на это. Все это мы прекрасно понимаем. Бывают хорошие игры, бывают плохие – некоторые хоккеисты не понимают, что мы от них требуем и это проблема. Мы не можем донести те основные моменты, которые должны присутствовать в их игре. Значит мы должны либо попрощаться с ними, либо сделать определенные выводы.

«Белые Медведи» выдали 12-матчевую победную серию по ходу сезона. Как часто такие серии были в вашей тренерской или игровой карьере?
Не так сильно акцентирую на этом внимание. Вспомню, когда выходили в Суперлигу в сезоне 2005/2006, у нас была неплохая команда и у нас было всего четыре поражения в основное время регулярного чемпионата. Думаю, что там тоже была хорошая серия побед. Да, в нынешнем сезоне ребята выдали неплохую серию. В тот момент нам помогли ребята из «Челмета» и «Трактора», задали хороший старт этой серии, сделали результат, но и игроки 2002 года рождения тоже были на одной волне с ними. Неплохой отрезок получился. Парни поняли как действовать, прорисовывались определенные сочетания. По ходу предсезонки тяжело сразу построить хорошие связки. Всегда приятнее выигрывать. Когда серия побед продолжается, и соперник уже по-другому на тебя настраивается. Можно было тогда в Новосибирске брать матч, но когда-то серия должна была закончится. В следующей встрече мы снова одержали победу, но качеством игры мы остались недовольны. Тогда в перерыве я сказал игрокам, что команда, которая выиграла 12 матчей подряд не имеет права так играть. Забивали свои голы и тут же пропускали в ответ. В конце был какой-то непонятный хаос. На послематчевой конференции мне задали вопрос: «Стоило ли взять тайм-аут?», а я ответил – нет. Он бы не помог. Необходимо было, как можно скорее завершить этот отрезок времени. Позже мы разбирали это моменты. Многие пропущенные голы – это результат наших ошибок. Нельзя сказать, что соперник нас «разрывал». Привезли сами себе.

«НА САМУЮ ВЕРШИНУ РОЯЛЬ ОДНОМУ НЕ ДОНЕСТИ»

Впереди игры плей-офф и как правило – там совсем другая игра. Как готовитесь к матчам?
Полный разбор соперника. Показываем видео, объясняем определенные моменты. Ребята немного подустали от того, сколько сейчас на них сваливается информации. Для нас важно донести игрокам наши мысли, чтобы они играли по нужному заданию. Чемпионат закончился, не важно кто на каком месте – выходим на поле и счет 0:0.

Нет ли такого момента в психологии у ребят, что сейчас придут старшие игроки и займут свое место в составе?
Это тоже присутствует. Видно, что многие сдались в психологическом смысле. Думают, что если пришли старшие ребята, то мне места не достанется. Нет! Завоевывайте свое место в составе через тренировки. Опять же, мы только вернулись с выездных матчей, где дали возможность всем сыграть. Сделали определенные выводы. Кого-то отправили в ЮХЛ, некоторых отдали играть за 2003 год. По факту сложно рассчитывать на того же Ярулина или Сафронова в матчах с «Авто», который скорее всего будет играть в пять человек 1999 года рождения. Какими бы они не были талантливыми, четыре года разницы в возрасте слишком существенна, пока им рано. В данном случае, я считаю, что год они провели продуктивно, сезон получился у них ознакомительным, они познакомились с нашими требованиями. Для них это опыт борьбы со старшими ребятами. На следующий год они должны преодолеть эту планку, тогда и можно будет требовать с них результата, чтобы они были лидерами. Все зависит только от них.

В одном из первых послематчевых интервью Вы сказали: «У нас нет лидера – у нас команда лидеров». Почему так важно подчеркивать командные успехи, а не индивидуальные?
На самую вершину рояль одному не донести. Кто-то должен его тащить, а кто-то должен нажать на клавишу, сыграть этот победный аккорд. Сегодня ты несешь, а завтра все будет наоборот. То же самое я хочу донести до ребят. Чтобы от каждого звена, от каждого игрока исходила угроза. Лидером можно быть, как и на льду, так и в раздевалке. Нельзя разделять, что кто-то один лидер в столовой, кто-то лидер в автобусе. Нет. У нас команда и мы хотим, чтобы именно командные действия приносили нам результат.

Вертикальное развитие игроков, МХЛ-ВХЛ-КХЛ. В чем специфика такого карьерного движения?
Здесь можно долго дискутировать. Есть моменты, когда молодому игроку можно дать возможность сыграть в «Челмете», если он соответствует этому уровню. Некоторым еще тяжело играть на взрослом уровне, но ребята там чувствуют именно мужской стиль игры. Мы всегда задаем такой вопрос, с таким образным примером: «Если сейчас вас возьмут играть в “Трактор”, то вы будете готовы играть против Артюхина?». Когда он выбежит на вас – вы должны быть готовы иначе могут затрястись коленки. Есть люди, которые хорошо бросают, есть те, кто хорошо   толкаются – вы готовы к этому? Многие говорят, что готовы, но на самом деле это не так. Искусственно это создавать – тоже не дело. Они еще здесь лидерами не стали. Парни, которые уже почувствовали вкус лидерства и только подняли голову могут, конечно же, попробовать себя на этом уровне. Но он должен быть на голову выше тех ребят, кто играет в «Челмете».

Если сравнивать время, когда были только фарм-клубы, легче или тяжелее молодому игроку пробиться в хоккей?
Это разные вещи. Раньше, когда ты только выпускался со школы, ты должен был конкурировать со старшими ребятами в фарм-клубе. Было так, что некоторые возрастные игроки уже заканчивали свою карьеру там, но тем не менее, у них можно было чему-то научиться, что-то перенять. Сейчас у нас не так много игроков 1999 года рождения. Тот же Ваня Ширяев большую часть времени провел в «Челмете». Но это тоже вариант развития для молодого игрока. Они должны рассчитывать только на себя, так они становятся лидерами на льду и в раздевалке. При переходе в «Челмет», как раз-таки лидеры должны доказывать свою состоятельность.

«У НАС ПОЛНОЕ ВЗАИМОПОНИМЕНИЕ»

Хоккей молодежных команд – очень азартное зрелище. Получается ли испытывать те же чувства на тренерской позиции?
Единственное, что я заметил, сейчас я стал более спокойным. Честно могу сказать, когда я был помощником главного тренера, я кричал и можно сказать, что еще играл в хоккей. Полностью жил в игре – такие эмоции были. Сейчас же стал более рассудительным и сдержанным. С собой на матчах всегда планшет, просматриваю моменты и могу повысить голос, только если судья меня не слышит.

Из многих трансляций можно увидеть, как вы пользуетесь планшетным компьютером. При каких игровых моментах используете его?
Раньше, когда был помощником главного тренера, больше времени уделял ошибкам по ходу игры, больше ходил и показывал тактические моменты. Сейчас же уделяю внимание взятию ворот, была ли помеха вратарю и так далее. У нас попроще, чем в КХЛ, нет в штабе тренера, отвечающего за видео. Конечно, если гол чистый, смысла в запросе на просмотр фрагмента нет. Если есть сомнения, то почему не воспользоваться этим. Это удобно. Также мы можем скорректировать игру по ходу матча.

Игроки-одноклубники «Трактора» в прошлом стали коллегами в тренерском деле. Сходу нашли общий язык в воспитании молодежи?
Конечно! Мы всегда достигаем консенсуса, в случае если возникают какие-то спорные моменты. Всегда садимся и общаемся, только тогда приходим к единому решению. Мы все играли. С Георгием мы жили в одном номере, с Костей мы одногодки, с Маратом Рафкатовичем тоже всегда везде были вместе и его тренерский опыт очень помогает нам. У нас полное взаимопонимание, отличный тренерский штаб.

Удается ли передавать ребятам позитивной настрой?
Многие не ожидали, что я буду именно таким тренером. Роль помощника у меня была одна, сейчас же все иначе. Поверьте, сейчас у нас все стало по-другому, чем в прошлом году. Мы хотим, чтобы от нас, от тренерского штаба, шел только позитив во всем. Да, мы можем накричать, все высказать, но чтобы у нас летали бачки – такого не было и не будет. Главный тренер – это одно дело, а помощник – совсем другое. Также, очень важный момент – это доверие. Мы доверяем команде, а ребята доверяют нам. С этим девизом мы идем весь сезон. Доверие во всем. Если мы видим, что пошла расслабленность, то гайки мы сразу закручиваем. Как только мы видим, что дисциплина пришла в норму, доверие возвращалось. Парни это знают и по ходу сезона это они проходили.