Алексей Заварухин: «Будем работать дальше и результат обязательно придёт»

Алексей Заварухин: «Будем работать дальше и результат обязательно придёт»

Главный тренер «Белых Медведей» подвел итоги прошедшего сезона, оценил выступление команды в плей-офф и поделился планом подготовки челябинской «молодёжки» на ближайшее время.

Для Алексея Заварухина это второй сезон на посту главного тренера «Белых Медведей». В прошлом году челябинская «молодёжка» преодолела первый раунд плей-офф, обыграв в пяти матчах серебряного призера сезона 20018/2019 — екатеринбургский «Авто». Дальнейшая схватка за Кубок Харламова была приостановлена МХЛ в виду ухудшения эпидемиологической ситуации.

В сезоне 2020/2021 «Белые Медведи» также преодолели 1/8 финала Кубка Харламова, но уступили в четвертьфинальной битве казанскому «Ирбису». Все игры серии, за исключением последней, завершились с минимальным преимуществом одной из команд.

Какие сложности возникли при работе с командой в период пандемии в начале сезона?
Мы впервые столкнулись с этим. Когда только начали тренироваться, сразу закрыли ребят на базе, постарались изолировать их от лишних контактов, но пандемия все же коснулась нас. В итоге получилась пауза в три недели, которая повлияла на тренировочный процесс. Перерыв не позволил нам выполнить ту работу, которую прописывали в плане подготовки, и это повлияло на старт сезона. Было видно, что кто-то лучше перенес болезнь и быстрее набрал форму, а кому-то понадобилось больше времени. После завершения карантина все оказались в разной физической форме, было сложно определить степень нагрузки для каждого игрока.

Прошлые два сезона объединяет одна черта — в «регулярке» команда выдает победную серию, за счет которой получается резко подняться в таблице. Это закономерность или стечение обстоятельств?
Свою роль в таких моментах играют календарь и быстрота усвоения нашей игровой дисциплины. В каждом сезоне в команду вливается большая группа молодых игроков, которым нужно время для усвоения наших требований, понимания тактических схем и адаптации в молодёжном хоккее. Мы каждый раз обращаем внимание на это и постоянно общаемся с вновь прибывшими хоккеистами для того, чтобы переход от юношеского хоккея к молодёжному состоялся как можно скорее. Здесь другие требования и работа совсем другая. Они должны усваивать это сразу и соответствовать, так как подписывают профессиональный контракт.

По ходу чемпионата к команде подключились выпускники хоккейной школы. Все ли усвоили игровую дисциплину в молодежном хоккее?
Если говорить об игроках 2002-го и 2003-го года рождения, то есть ребята, которые разочаровали нас своим отношением к делу — сейчас их нет в команде. На предсезонке мы уделяли им достаточно много времени и внимания, но они нас не услышали. Кто-то уехал играть в другие города, некоторые больше не выступают на уровне МХЛ.

Мы терпеливо относимся к переходу хоккеистов на молодёжный уровень. Стараемся это объяснить, но если ничего не происходит, и они нас не слышат, то приходится с ними прощаться.

Возникали ли сложности при просмотре новичков на «предсезонке» в условиях дефицита игр?
Жаль, что так получилось. Мы говорили игрокам, что в таких условиях не удалось просмотреть всех ребят в соперничестве с другими командами. Тренировки тренировками, но игра против другого соперника — это совершенно иное. Было мало игр и мы приняли решение сделать ставку в пользу тех хоккеистов, которых уже видели в деле.

«ЭТО ПЛЕЙ-ОФФ — ЗДЕСЬ СОВСЕМ ДРУГИЕ ИГРЫ»


Все три команды системы попали в плей-офф. Костяк «Белых Медведей» в конце регулярного чемпионата пополнил состав «Челмета», заигранный в плей-офф ВХЛ. Выдержали ли нагрузку «Вышки» молодые ребята?
Постепенно наступает время, когда им нужно пробовать себя в игре против взрослых команд. Для них это большой опыт. Мы всегда говорим об этом, чтобы ребята были готовы к физическим и психологическим нагрузкам.

Трудно ли было подвести хоккеистов к одному уровню с командой в плане психологии и «физики» после возвращения из ВХЛ?
Было не так много времени для адаптации вернувшихся игроков перед плей-офф МХЛ. На мой взгляд, немаловажную роль сыграл эмоциональный фон, так как парни сыграли хорошо, бились с «Химиком» (соперник «Челмета» в первом раунде плей-офф ВХЛ) на равных, в каких-то моментах просто не повезло и поэтому была небольшая подавленность. Повлияло также и то, что в первом раунде нам попались «Стальные Лисы» — молодая команда. Некоторые подумали, что смогут обыграть их на одном коньке. Это все психология. Мы акцентировали внимание команды на том, что такого не будет. Первая игра серии это показала. Первыми пропустили быстрый гол, но контролировали ход матча и создавали много голевых моментов, которые так и не были реализованы. Четвертая игра серии была чем-то похожа, мы пропустили четыре шайбы в меньшинстве, которые предопределили исход игры, но наша команда перебросала соперника и создала уйму хороших моментов. В пятом матче ничего не надо было объяснять — парни сами понимали, что нужно выходить и обыгрывать оппонента.

1/8 и 1/4 финала Кубка Харламова получились для «Белых Медведей» разными: «перестрелка» в первом раунде сменилась более вязкой игрой во втором.
Мы разбирали игру казанцев и понимали чего от них ожидать. Целенаправленно готовили ребят, подстраивая тренировочный процесс под соперника. Хоть серия с «Ирбисом» и завершилась, но могу сказать, что мы бы ничего не стали менять в противостоянии с ними. Снизилась реализация, но нужно понимать, что противник во втором раунде был уже совсем другой, более взрослый. Там уже были ребята с опытом игры в ВХЛ и КХЛ.

Во втором раунде соперничество проходила так, что все решалось в одну шайбу. Думаю, что кому больше повезло, тот и победил. Не могу сказать, что было какое-то доминирование у казанцев. Да, соперник больше бегал и пытался сыграть быстрее, но контроль шайбы был на нашей стороне. Мы меньше бросали, но броски были более качественными. Изначально не требовали от ребят, чтобы у нас был бросок ради броска — мы также обращали внимание команды на это.

Парни играли в свой хоккей, который приносит результат. Сейчас «Ирбис» столкнулся с «Локо». И в одном из матчей я обратил внимание, что ярославцы забросили свои шайбы в контратаках. У нас были такие же моменты, но мы их не реализовали, поэтому говорить, что казанцы нас переигрывали — нельзя.

Волнение — главный враг для реализации голевых моментов?
Во многом свою роль играет психология. Против «Стальных Лисов» парни создали много моментов, но мы их транжирили, упускали и думали, что шайба вот-вот зайдет в ворота. Точно так же было в серии с Казанью. Надо было выжимать максимум из этих эпизодов и делать результат — на этом делали акцент. Бросок должен быть не ради статистики, он должен достигать своей цели. Вначале у нас была «академия», мы могли сделать лишнюю передачу, но объясняли хоккеистам, что первоначально должен быть результат, а игра в свое удовольствие — после достижения необходимого. Это плей-офф — здесь совсем другие игры. Цена ошибки возрастает в несколько раз и четвертая игра (в соперничестве с «Ирбисом») это подтверждает.

«МЫ РАБОТАЕМ НА ПЕРСПЕКТИВУ»


Сказалось ли в плей-офф отсутствие Максима Шабанова, выбывшего из-за повреждения в первом матче 1/8 финала?
Да, Максим бы не помешал. Некоторые ребята вернулись к нам с микротравмами и сыграли из-за этого не в полную силу. Мы с пониманием отнеслись к таким моментам. По ходу сезона наша команда ни разу не сыграла в оптимальном составе, постоянно не было двух-трех игроков. «Ирбис» же смог выставить взрослых хоккеистов: казанцы имеют в составе два старших возраста — это 16 человек. У нас не было подобной возможности, так как у «Белых Медведей» таких игроков всего девять. Наш основной костяк — парни 2002-го года рождения.

Появление более старших ребят в составе влияет на соперника?
Скорее всего — да, влияет. К примеру, если взять серию «Чайки» и «Толпара», то появление Родиона Амирова и Данила Башкирова сыграло за уфимцев, несмотря на то, что нижегородцы также играли взрослыми хоккеистами весь сезон. Возможно, психологически повлиял уровень усиления «Толпара».

В играх на вылет сложилось впечатление, что Дмитрий Шешин стал для защитников соперника целью номер один.
Это плей-офф. Мы готовились ко всем соперникам, разбирали не только командные действия, но и подходили индивидуально. Говорили ребятам, что нужно играть плотнее с лидерами, выделяли их слабые и сильные стороны. Аналогично они готовились и к нам. В той же Казани есть сильная аналитическая команда.

Довольно часто «Белым Медведям» приходилось играть против более старших ребят. Это было в концовке «регулярки» и во втором раунде плей-офф. Есть ли готовый рецепт действий в таких моментах?
Все зависит от того, какой у нас состав на данном этапе. В определенных моментах больше играем в обороне, в других — более активно. Тем не менее, я бы не сказал, что сильно перестраивались в подобных эпизодах, так как не акцентируем внимание команды на возрастных различиях.

У тренерского штаба есть определенный план, работаем на перспективу, поэтому у нас нет возможности играть старшими игроками на протяжении всего сезона. Если бы могли играть все время тем составом, который был в плей-офф, то заняли бы место повыше в регулярном чемпионате.

В нынешнем сезоне команду из-за возрастных ограничений покидают результативные игроки с большим количеством игрового времени. Что понадобится для того, чтобы воспитать новых?
Мы уже сейчас начинаем просматривать кандидатов в молодёжную команду. Работа также велась и по ходу минувшего сезона: мы давали играть ребятам 2003-го и 2004-го года рождения. Хоккеисты 2004-го года хорошо себя проявили, и на следующий сезон мы будем требовать от них уже другого качества хоккея, так как они уже знакомы с требованиями.

Совсем скоро стартуют финальные турниры в Первенстве России среди юниоров. Успеваете следить за игрой потенциальных кандидатов в «молодёжку»?
На данный момент мы отдали всех игроков, которые могут играть в хоккейной школе в своих возрастных группах. За всеми следим. Подсказывать не будем, так как не можем лезть в тренерскую работу другого штаба. Будем наблюдать за их игрой и отмечать кандидатов на предсезонные сборы.

«МЫ ВСЕГДА СТАРАЕМСЯ БЫТЬ БЛИЖЕ К РЕБЯТАМ»


Игроков «Белых Медведей» редко можно увидеть в рукопашном бою на льду. Исключением стала драка Дениса Угрюмова в домашней встрече против защитника «Ладьи» Сергея Макарова. Небольшое количество таких моментов — это часть дисциплины?
Мы не ставим конкретную задачу, чтобы игроки дрались и ввязывались в потасовки. Для нас хоккей стоит на первом месте, но за себя нужно уметь постоять, например, когда соперник ведет себя по-хамски. В заключительном матче серии против магнитогорской команды, когда счет был уже крупный, было видно, что соперник не сдается, но некоторые эпизоды были некрасивыми. Нужно уметь проигрывать.

Мы также требуем силовой борьбы от наших игроков, но никогда не стремимся нанести вред сопернику. Если бить, то бить по правилам.

У Вас есть свой аккаунт в Instagram. Там есть интересные моменты из жизни команды. Помогает ли это сблизиться с ребятами?
Мы всегда стараемся быть ближе к ребятам. Говорим игрокам, что «тренерская» для них всегда открыта и можно обратиться к нам с любым вопросом или проблемой. В Instagram мой аккаунт закрыт для посторонних, не хочется, чтобы там было что-то лишнее, так как это часть нашей внутренней жизни.

После заключительной игры против «Ирбиса» на домашнем льду вы с тренерским штабом вышли на лед в полном составе поблагодарить болельщиков за поддержку. Почти вся трибуна осталась до финального свистка и поблагодарила вас в ответ. Что испытывали в этот момент?
Было очень приятно. Хоккей в Челябинске любят и люди пришли нас поддержать несмотря ни на что. Единственный момент — мы не смогли их порадовать, но на этом жизнь не останавливается. Для нас это пища для размышлений и повод расти. Будем работать дальше и результат обязательно придет.

Какой план подготовки у команды сейчас?
Идет подготовительный этап. На данный момент мы работаем над катанием и владением клюшкой. Также будут занятия в зале — нужно держать игроков в тонусе и готовить ребят к пляжному сезону, чтобы они у нас были там сильными и красивыми (улыбается).

Впереди будет время для отдыха. Какие планы будут у Вас?
Больше внимания уделю семье. Съездим отдохнуть, но лежачего положения точно не будет. Сейчас большое количество информации в интернете, так что мы продолжим работу и в период отдыха. Будем смотреть, что можно внести нового в командную жизнь и игру — процесс не должен останавливаться.