Петри Контиола: Когда переходил в «Трактор», совесть не грызла

Финский нападающий Петри Контиола оказался остроумным, вдумчивым парнем с хорошим чувством юмора и светло рыжей щетиной на лице, характерной для игроков, чьи клубы продолжают участие в плей-офф.

В интервью Петри рассказал о своих футбольных пристрастиях, раскрыл секрет побед сборной Финляндии, признался в любви к кофе и признал превосходство русских в борьбе за звание самой пьющей нации в мире.

Танго, «Реал» Мадрид и Евгений Малкин

Петри, ты родился в городе Сейнайокки. Что это за место?
Это маленький городок. Он известен своими вольными борцами. Я рано уехал оттуда в Тампере, чтобы играть в хоккей.

Что такое Тангомарккинат?

(Смеется) Откуда вы узнали? Это ежегодный фестиваль танго, который там проходит. Моя мама очень любит его. И каждый год мы с ней ходили на него, и я должен был танцевать с ней.

Футболист сборной Финляндии Вели Лампи тоже из Сейнайокки. И вы с ним одного возраста. Случайно не пересекались?
Мы с ним еще в садик вместе ходили (улыбается). У нас родители близко знакомы. Но сейчас мы с ним не общаемся. Насколько я знаю, он играет за какой-то украинский клуб. Там я не бываю, да и в родной город редко приезжаю.

Ты говорил в одном из интервью, что болеешь за мадридский «Реал». Откуда такие пристрастия?
Да, я люблю футбол. Мои отец играл в футбол, и я играл, когда был маленьким. Он приучил меня к этому виду спорта. Я люблю сам играть, люблю смотреть игры. Слежу за чемпионатами мира, Европы, за Лигой Чемпионов. А что касается «Реала»... Просто у них собраны все лучшие игроки. Наверное, поэтому я за них и болею.

Кто лучше Лионель Месси или Криштиану Роналду?
Месси, однозначно Месси. Он просто бесподобен, хотя и играет за «Барселону».

А кто лучший хоккеист в мире?
Я думаю, прямо сейчас лучший Евгений Малкин. Он может на льду все — отдать пас, забить гол. Он сильнейший.

Тампере, Чикаго и Москва

Расскажи, как началась твоя профессиональная карьера?
В 5 или 6 лет я начал заниматься хоккеем. А в 16 перебрался в клуб Tappara из города Тампере.

В 2003 году, когда ты туда переехал, эта команда была чемпионом Финляндии. Тяжело было пробиваться в состав сильного клуба
?
Да, было сложно. Сначала я попал в молодежную команду. Только через год, руководство решилось изменить состав и молодежь привлекли в первую команду. Я получил шанс.

В 2004 тебя задрафтовал клуб Chicago Black Hawks, но ты еще три года оставался в Финляндии.
Когда меня задрафтовали, я еще не был ни к чему готов. Я просто старался пробиться в основной состав своей команды. Мне казалось что нужно сначала добиться чего-то в финской лиге, прежде чем двигаться куда-то еще.

В 2004 году на молодежном чемпионате мира ты в составе сборной Финляндии дошел до полуфинала обыграв по пути сборную России с Малкиным, Овечкиным, Семиным. Тот турнир тебе запомнился?
Да, он проходил в Финляндии и мы все просто сходили с ума по игре. Нашим лидером был Вальттери Филлпула. Кроме него у нас никого не было, но и он в игре с русскими был не очень хорош. Тем не менее, именно он забил победный гол. Нам просто повезло. До сих пор не понимаю, как это произошло (улыбается). У России была отличная команда.

2007 год. Москва. Снова чемпионат мира, только теперь взрослый. Снова ты в составе, снова плей-офф, снова сборная России все с теми же людьми. И снова Финляндия абсолютно без звезд побеждает. В чем секрет?
Каждый год Финляндия приезжает на чемпионаты без знаменитостей в составе. Но у нас всегда превосходная командная атмосфера. Все парни очень хотят попасть в сборную, выступить за национальную команду. Я не знаю почему, но мы снова выбили очень сильную сборную России из турнира. Мику Койву тогда забил гол в овертайме. Это была не самая красивая, но очень нужная шайба. Я несколько раз играл в России за сборную Финляндии, и могу сказать, что на вашем поле вас очень тяжело обыгрывать.

Возможно, «Трактор» сейчас чем-то напоминает сборную Финляндии?
Да. У нас есть сильный костяк. И мне кажется, у нас нет особых звезд в составе. Кузя со временем может стать большим игроком, но пока он слишком молод. Наш секрет сейчас — это то, что мы сплоченный коллектив. Нам нравится выходить на лед и играть в хоккей. Также, нам нравится общаться за пределами площадки.

Закрытая дверь, хороший кофе и уральское дерби

Давай поговорим о твоем североамериканском этапе карьеры. Ты уехал туда в 2007. Как все сложилось?
В первом сезоне меня отправили в фарм-клуб, где у меня был год на то, чтобы освоиться, привыкнуть к Америке, новому стилю игры. Я всего несколько раз появлялся в составе Black Hawks, но каждый раз это было великолепно. Я был слишком плох для основы, но очень хотел играть. Второй сезон тоже пошел не очень хорошо. Я старался, но так и не пробился в НХЛ. В итоге мне надоело стучаться в закрытую дверь и когда агент сказал «Что насчет переезда в Россию?», я ответил — «Да, абсолютно!».

Тебе нравилось жить в Америке?
Честно говоря, жизнь там мало отличалась от жизни в Европе. Люди везде были одинаково дружелюбны ко мне. Проблем никаких не было.

В Челябинске ты не скучаешь по таким неотъемлемым деталям американской жизни как Starbucks Coffee, Dunkin’ Donuts, Ruby Tuesday?
(Смеется) Я пью много кофе, так что немного скучаю по Starbucks. Надеюсь в один прекрасный день здесь тоже появится хорошая кофейня.

До «Трактора» ты два года провел в Магнитке. Они хорошо сказались на твоей карьере?
Конечно! Для меня было большим счастьем познакомиться с Сергеем Федоровым. Он великий игрок. Он помог мне влиться в команду, в российскую лигу. Я ничего плохого не могу сказать о времени, проведенном в Магнитогорске. Я знаю, что «Металлург» — «Трактор» это дерби. Две большие команды в одном регионе. Но для меня не было никакой проблемы в том, чтобы подписать контракт с челябинской командой. Совесть не грызла (смеется).

Станислав Чистов, Константин Панов и Валерий Белоусов

Как появился вариант с Челябинском?
После прошлого сезона в «Металлурге» мне сказали, что не станут продлевать со мной контракт. Я стал искать варианты. Следил за тем что происходит в «Тракторе». Слышал, что сюда приходит много новых игроков, что команда усиливается. Меня позвали и я очень счастлив оказаться здесь.

Ты перешел в «Трактор» вместе со Станиславом Чистовым. Это помогло тебе адаптироваться здесь?
Я думаю, мы с ним хорошие друзья. Не все парни в команде говорят по-английски, но он говорит. Поэтому я больше общаюсь с ним, чем с остальными. Еще вместе с нами в Магнитогорске был Илья Проскуряков.

С начала чемпионата ты играешь в одном звене с Константином Пановым. Как тебе ваше взаимодействие?
Хорошо, очень хорошо. Он просто «машина» — мощный и быстрый. С такими парнями всегда здорово играть в одной команде.

Твои впечатления от работы с Валерием Белоусовым?
Он в порядке. Знаете, это немного провокационный вопрос. Скажешь что-то хорошее, в команде подумают, что ты не с парнями, скажешь плохое — не попадешь в состав на следующую игру (смеется). Поэтому не стану ничего говорить.

В чем разница между тренерами здесь и в НХЛ?

В тренировках. То, что мы делаем на льду здесь, совершенно отличается от того, что делали там. Там маленькие площадки и все нужно делать быстро. Поэтому тренировки тоже очень интенсивные. Здесь площадки больше и можно целый год кружить с шайбой. Там приходится постоянно стартовать и останавливаться. И все занятия сосредоточены на скорости.

Не боялся переходить в «Трактор», ведь в прошлом сезоне команда даже не попала в плей-офф?
Перед началом сезона нам говорило руководство, да и сами мы думали, что нужно для начала попасть в плей-офф. А потом у нас стало получаться все лучше и лучше. Мы поняли, что можем выиграть весь регулярный сезон. Но сейчас это больше не имеет значения. В плей-офф все начинается с начала. В КХЛ, особенно на Востоке, плей-офф — это самое тяжелое. Чтобы пройти даже первый раунд, команда должна быть очень сильной. И не важно, на каком месте ты закончил регулярный сезон. Сейчас все играют намного лучше, чем в регулярке. Казань вообще не напрягалась. А сейчас они готовы биться.

На финише регулярного чемпионата ты выдал девять подряд результативных матчей. Специально набирал форму к плей-офф?
Не знаю. Старался забивать в каждой игре, но не всегда получалось. Иногда все само получается, иногда все идет не так, как хочется. Повезло. Да, я забил много голов, но некоторые из них были случайными. Я один раз промахнулся по шайбе, а она все равно залетела в ворота. Так что, ничего особенного. Такое бывает.

Комплимент, твиттер и алкоголь

В НХЛ говорят, что матч выигрывает атака, регулярный сезон — защита, а плей-офф — вратари. Ты согласен с этим?
Да. Вратарь — это больше чем полкоманды, особенно в плей-офф. Каждый должен выполнять свою работу. И результат зависит от каждого игрока. У нас отличный голкипер и он в полном порядке сейчас.

После одного из матчей «Трактора» с «Салаватом Юлаевым», твой партнер по сборной Финляндии Антти Пильстрем сказал, что с Контиолой лучше играть в одной команде. Что он имел в виду?
Просто комплимент (смеется).

Что тебе нравится в Челябинске и что не нравится?

После Магнитогорска, где я жил раньше, Челябинск просто отличный город. Он большой. Здесь нет таких пробок, как в Москве. Здесь есть места, куда можно сходить и хорошо провести время. Меня вполне устраивает, что в Челябинске холодно. Это не проблема, хотя я бы не возражал, если бы было чуть теплее. Да, здесь немного грязно. Я читал в интернете, что это промышленный город. Здесь много заводов, фабрик. Но я не ощущаю, что здесь какой-то загрязненный воздух.

Ты единственный представитель Финляндии в «Тракторе». Как относишься к этому?
Это не проблема. Здесь и так полно хороших людей, с которыми можно пообщаться. Конечно, было бы замечательно, если бы команда приобрела еще одного финского хоккеиста, или помощника тренера, или хотя бы сервисмена или массажиста. Приятно, когда есть с кем поговорить на родном языке. Но мне и так комфортно в команде. Я легко общаюсь со всеми, включая остальных легионеров. Правда они все намного старше меня.

Ты активный пользователь твиттера. Откуда появилось это увлечение?
Да, пишу там уже несколько месяцев. В основном переписываюсь со своими друзьями. Я не стремлюсь чтобы у меня появлялись читатели и не отношусь к этому серьезно. Это все просто ради шутки.

Существует распространенный стереотип, что русские — самая пьющая нация в мире. Финны могут с этим поспорить?
Мы на втором месте в мире, прямо сразу за русскими (смеется). В этом соревновании мы готовы отдать вам первое место без боя. А что касается моего отношения к алкоголю... Мы взрослые люди и сами решаем что нам делать.