Вячеслав Бутеец: «Пытался ломать клюшку об ворота. Но папа быстро это пресёк»

Вячеслав Бутеец – коренной челябинец и выпускник «Белых Медведей». Три года провёл в Молодёжной хоккейной лиге, в сезоне 2021/2022 дебютировал за «Челмет» в Высшей хоккейной лиге. Вратарь прошёл весь путь клубной вертикали, играл за юниорские команды U16, U17 и U18. В сезоне 2020/2021 провёл четыре матча за «Чайку», но после этого вернулся в родную команду.

В интервью сайту МХЛ Вячеслав рассказал, как увидел хоккей по телевизору и захотел в него играть, как со слезами выпрашивал вратарскую форму, почему его привлекает работа пилота и как он справляется с неудачами.

«Первая клюшка была деревянной и тяжёлой, даже сейчас было бы тяжело её держать»


Вы родом из Челябинска, по стереотипам это суровый город. Согласны?
– Не могу сказать, что это суровый город. В Челябинске есть старые и новые районы, я живу около спального, где нет заводов и фабрик. Большинство людей, приезжающих в город, снимают или покупают квартиры в таких местах. Но есть районы, которые заполнены заводами. Возможно, стереотипы появились из-за таких мест. Когда я играл в Нижнем Новгороде, особой разницы с Челябинском не заметил. Новгород больше, там также есть старый и новый город, просто у нас это не так сильно выражено.

Как вы начали играть в хоккей?
Родители спросили, чем я хочу заниматься. Я увидел по телевизору хоккейный матч, как люди катаются на коньках и сказал, что хочу также. Поэтому мы с папой пошли в спортивную школу и записались в секцию. В четыре года я встал на коньки.

Какие были первые впечатления?
Я помню, что мы катались с ящиками, опирались на них и так учились. Родители подождали за бортиком во время тренировки, поговорили с тренером, и я остался в секции. Тогда всё было просто. Сейчас они хотят отдать младшего брата в спорт, но везде берут только с шести-семи лет.

Почему вы стали вратарём?
Это забавная история. Я помню, что смотрел тренировку 18-летних ребят и увидел вратарские щитки. Они врезались мне в память, я сказал папе, что хочу такие. Позже отец рассказал мне подробности: оказывается, я сразу разревелся, ныл неделю и просил купить. Мне нашли щитки, маленький блин и ловушку, дали вратарскую клюшку. Она была деревянной и очень тяжёлой, мне даже сейчас было бы тяжело её держать. Я вышел на лёд и попытался ловить шайбы. О тренере вратарей речи не шло, говорили: «Попробуй, а там посмотрим». Со временем у меня стало лучше получаться.

Задумывались, чем бы занимались в жизни, если бы не хоккей?
Мне кто-то из близких задавал такой вопрос, и я задумался. Нравится профессия пилота. Интересно путешествовать по стране, миру, летать на самолётах. Но понимаю, что для этой работы нужно быть очень ответственным и дисциплинированным.

Никогда не боялись летать?
Примерно семь лет назад мы с семьей полетели отдыхать за границу. Полёт длился три часа, но при взлёте и посадке сильно закладывало уши, была боль до слёз. Меня пичкали конфетами и жвачками, чтобы это прошло. Обратно был такой же чудовищный перелёт. Но сейчас полёт – это наслаждение: садишься в самолет, достаёшь наушники, включаешь музыку или фильм, и тебя больше ничего не беспокоит.

Пробовали летать на тренажёре?
Я на телефоне играл в симулятор пилота. Прошёл обучение, ничего сложного нет: поворачиваешь телефон вправо, самолёт летит вправо (смеётся). Если серьезно, то в кабине самолёта много рычагов и кнопок. Нужно знать функции каждой, этому надо долго учиться. Не получится, как с автошколой. Пилоты отвечают за жизни многих людей, нужно быть стрессоустойчивым.

«Первые два месяца в МХЛ был шокирован: воду на лёд выносят, массажист в команде»

Почему в сезоне 2020/2021 вы переходили в «Чайку»?
– Решили с агентом перейти в другой клуб. Всё произошло быстро: подписал расторжение контракта, на следующее утро вылетел в Нижний Новгород. Там отыграл с «Сарматами» и «Омскими Ястребами», выходил на замену в двух матчах с «Кузнецкими Медведями». Потом агент сообщил, что меня снова хотят видеть в Челябинске, и я вернулся в родной клуб.

Как оцените сезон 2021/2022?
Самое главное, что была игровая практика. Дали шанс выступить в МХЛ и ВХЛ, почувствовал разницу между лигами. На удивление, в ВХЛ было проще адаптироваться. Там нет времени, чтобы подумать о чём-то лишнем – перемещаешься, и бросок уже идёт. В МХЛ игроки могут принять шайбу, поднять голову, а потом бросить.

Как вы изменились за три сезона в МХЛ?
Первые два месяца был приятно шокирован: новая организация, воду на лёд выносят, есть массажист в команде. В основном все были старше на два-три года, равнялся на скорости, делал всё существенно быстрее, чем раньше. Потом привык, в третьем сезоне чувствовал себя как рыба в воде.

В межсезонье вас задрафтовал клуб НХЛ «Анахайм Дакс». Какие эмоции?
Это был единственный драфт, который я смотрел. Со мной заранее связывались представители «Анахайма», мы разговаривали с тренером вратарей, помню, он смешно выговаривал моё имя. В интернете нашёл текстовую трансляцию драфта, потом скаут клуба скинул ссылку на видео.

Вы разговаривали с тренером вратарей без переводчика. Как у вас с английским?
Я понимал его, а он меня – это самое главное. В школе учился в лингвистическом классе, до девятого класса углублённо изучал язык. Потом понял, что не буду сдавать его в 11-м. Поэтому мне разрешали два дня в неделю заниматься английским, а остальные три дня готовиться к другим предметам.

«Нужно анализировать ошибки, делать выводы и двигаться дальше»

Как вы готовитесь к матчам?
У меня есть действия, которые я выполняю перед каждой игрой – с ними приходит уверенность. Есть ритуалы. Например, всегда надеваю коньки с правой ноги и обязательно стоя, а потом завязываю шнурки.

Волнуетесь перед играми?
Конечно. В прошлом году общался на сборах с Романом Виллом и задал ему такой вопрос. Он процитировал одного теннисиста: «Если я не буду волноваться, то пойму, что пора заканчивать». Я не придал значения его словам, но потом начал больше играть и понял, что так и есть. В МХЛ сдвоенные матчи с командами. Например, ты выиграл первый и на второй можешь расслабиться, потерять концентрацию. Команда соперника выходит более заряженной, волнение увеличивается. Главное его не показывать и больше работать.

Одни хоккеисты не думают перед матчем об игре, у других все мысли только об этом. У вас как?
У меня перед матчами в голове банальные команды: попей воды, достань форму. Я думаю о процессе переодевания, выходе на лёд. Точно не о том, что сейчас поймаю шайбу.

Какой вы по характеру?
Спокойный, но так было не всегда. В детстве одно время хотел быть, как крутые вратари: пытался ломать клюшку об ворота. Но папа быстро это пресёк: крикнул с трибуны, что если я ещё раз ударю, то он её заберёт. И я перестал так делать (смеётся). Я считаю, что нет смысла нервничать и повышать голос в любой ситуации. Все проблемы можно решить спокойным диалогом, самое главное, что никто от этого не пострадает.

Как реагируете на неудачи?
Это часть пути, нормально, что есть взлёты и падения. Точно не вариант говорить «это не моё», если что-то не получилось. Нужно анализировать ошибки, делать выводы и двигаться дальше.

Кто из вратарей вам нравится?
Андрей Василевский. Думаю, он всем нравится – человек, который выиграл два Кубка Стэнли подряд. Классный вратарь Кэри Прайс – думающий, хорошо читает игру. Несмотря на проблемы, смог вернуться на свой уровень.

Как провели межсезонье?
Сначала была сессия, потом сдавал на права. Последнее время никуда не ездил летом, на море был очень давно. Была бы возможность, с удовольствием бы сменил обстановку. В мире много интересных мест, где хочется побывать. Меня привлекают и города, и море, и горы.

Ксения Горюнова
MHL