Добрый Великан

Играя в свое время в «Тракторе», Геннадий Цыгуров получил от болельщиков уважительное прозвище «Бригадир». Знал ли он об этом?

- Конечно, знал, – улыбается Цыгуров. – Но вообще-то, если быть честным, я не первый «Бригадир» в команде. Можно сказать, это «звание» от Виктора Столярова мне досталось по наследству. Когда развалилась команда и многие уехали, то я практически остался самым старшим (23 года), капитаном команды. Это было не оскорбительное прозвище - оно налагало ответственность. Как-то мы поинтересовались у него: откуда такое прозвище? Он ответил, что во время войны работал на заводе и действительно возглавлял бригаду. Потом стал играть в команде мастеров. Как-то мужики из цеха пришли на хоккей и увидели Столярова. «Смотри, наш бригадир!» – закричали работяги на весь стадион. Так это прозвище за ним и осталось.

***

Виктор Столяров футболистом со своим-то ростом был грозным. Не раз от его мощных ударов мяч влетал... в окно. Раздавался звон разбитого стекла - сигнал к бегству. Мальчишки-болельщики, которых в игру не пускали, а доверяли только бегать за улетевшим на дорогу мячом, первыми бросались врассыпную. Но частенько не успевали удрать подальше, скрыться от рук грозных хозяек разбитых окон, и тогда возвращались домой, держась ладонями за натрепанные уши. Но обид за несправедливость наказания у нас не было.


Вот от этого дворового «стадиона» и оказалась самой короткой для Виктора Столярова дорожка на каток ЧТЗ - там начинался зимний стадион тракторного завода - летом с игровыми площадками и футбольным полем, зимой с хоккейным кортом и большим ледовым - наверху - полем, где еще продолжали играть в национальный русский хоккей мужчины. А в основном это была арена для так называемого проката, куда по вечерам выходили не только дети малые, не только их молодые родители, но и гроза ледового поля - хоккеисты главной хоккейной команды ЧТЗ, заводские «первые номера» из ЦТА, МХ-7, МХ-8, 1400...

... Когда Виктор Столяров впервые надел форму «Дзержинца»? По-моему, был сезон 1951/1952 годов. Тогда в защите блистали Сергей Захватов, Изя Гальперин, Борис Семенов, Олег Сорокин... Столяров в этой компании не чувствовал себя новичком, у него уже был опыт - вместе ведь тренировались. Сопернику пройти его было трудно, а уж столкнуться с ним - никто не советовал. Это был хоккейный защитник от Бога.

И как человек, и как спортсмен был он мужественный, иначе не скажешь. Соперники приезжали играть с челябинцами, и тренеры на разминках обращали внимание своих нападающих:

«Вон он, Столяров. Будь с ним поосторожнее, не лезь на рожон». Напуганный тренером форвард, бывало, еще не дойдя до Столярова, терял шайбу - отпускал ее, делал красивый вираж и... спешил через бортик на замену.

И мало кто из соперников знал, что грозное лицо Столярова - это лишь грозное лицо, не более. Потому что уже после игры - и совсем не важно, выиграл «Дзержинец» или проиграл, Виктор выходил из раздевалки и частенько дарил кому-нибудь из ребят свою клюшку. А она ведь по тем временам дефицитной была и многого стоила.

Еще играя в команде, Виктор Иванович вместе с Владимиром Штырковым начали заниматься подготовкой молодой смены «Дзержинца». Они набирали ребят, проводили тренировки. Еще тогда Виктор Иванович выбрал непростой путь наставника.

В 1961-м Виктор Иванович приходит в «Трактор» помощником к Сергею Захватову. Именно он собирает ударное звено «Трактора», как его называли «тройку черных», Бурачков-Кунгурцев-Казаков, а впоследствии тройку нападения «всех времен» Белоусов-Картаев-Шорин.


Столяров до мозга костей оставался челябинцем. Трудно было ему вне дома...

И, видимо, в силу его приверженности к команде, клубу, Челябинску Виктор Иванович не мог понять и понимать не хотел тех хоккеистов, которые убегали из команды в буквальном значении этого слова. Он переживал, он негодовал, он понимал, что бессилен что-то изменить, но были случаи, когда хоккеисты действительно сбегали, не смотря на всяческие уговоры, и тогда Столяров готов был на крайние меры. Но и они не помогали.

Половину сезона 1964/65 Столяров проработал старшим тренером команды, но уже в январе его сняли. «Трактор» вылетел во вторую группу первенства Союза, и началась тренерская чехарда. В 1966-м Виктор Иванович вновь возглавил тогда «разобранный» «Трактор», ведь в 1965-м команду покинули 13 ведущих игроков. Он активно привлекает молодежь, в том числе своих воспитанников. В 1968-м под руководством Столярова и Соколова «Трактор» возвращается в «лигу асов».

На рубеже 70-х Столяров заприметил талантливого нападающего нижнетагильского «Спутника» Валерия Белоусова. Многие свидетели тех событий говорят, что задолго до того памятного турнира на приз Дворца спорта «Юность» в 1971-м. И не прогадал. Эпоха Белоусова-игрока, и Белоусова-тренера навечно вписана в историю челябинского хоккея.

Сам выпускник физфака пединститута Столяров требовал от игроков «Трактора» повышать свой профессиональный уровень, он приходил в институт вместе с Виктором Соколовым и проверял по журналам посещаемость, оценки своих подопечных.

В сезоне 1971/72 Трактор занимает высокое пятое место в чемпионате страны, повторяя успех второй половины 50-х годов 20-го века. Столяров прививал команде «открытый», комбинационный хоккей. И возможно, за это поплатился. Следующий сезон «Трактор» начал крайне неудачно, всё время находясь на последней строчке таблицы. В январе 1973-го года Виктора Ивановича меняет на тренерском мостике Альберт Данилов.

Столярова приглашают поработать с главной командой Узбекистана, в город Ташкент. В «Бинокоре» он проработал до 77-го, получил звания заслуженного тренера Узбекистана и заслуженного работника физической культуры и спорта Узбекской ССР. Но земля родная, челябинская, всегда притягивала Столярова.


Когда он вернулся в родной город, в клуб «Трактор», он наконец-то отдался своему открытому чувству любви и приверженности к мальчишкам. Всегда, во все времена и годы он был не просто «Бригадиром», но еще и педагогом. В нем «сидел» отец, учитель, наставник, бригадир. И Столяров возглавил хоккейную школу ЧТЗ.

Директор он был - не чиновник, а именно педагог. До конца дней своих он был предан школе, клубу, городу, хоккею...

***

В воспоминаниях своих партнеров по команде, коллег по тренерской работе, его воспитанников, журналистов – Столяров всегда был достаточно жестким, требовательным по делу человеком, но никогда не держал зла, никогда…

Вспоминает Николай Бец

Виктор Иванович Столяров - сильный, большой и солидный мужчина. Больше похож не на тренера, а на директора завода. Однако суровый только снаружи, но очень добрый в душе. Запоминающаяся личность. Когда он еще играл в команде «Трактор», его называли «Бригадиром». Но как игрок он был не слишком результативный - неловкий, не очень координированный, слишком высокий, этакий увалень. Играл в команде мастеров «Трактора», потом на тренерскую работу перешел. И я застал его в этот период. То есть, я был игроком «Трактора», а он моим тренером. Его боялись всегда. Если кто-то плохо себя ведет, мог наказать. Для мальчишек он был неоспоримым авторитетом. Дисциплина у него железная была. Я благодарен ему. Он мне очень доверял, когда я пришел в команду. Что-то он во мне разглядел, доверил не просто играть, а в первой пятерке. Во многом благодаря ему я связал свою жизнь со спортом.

Вспоминает Денис Цыгуров

В обед после школы, чтобы успеть на тренировку я быстро налопался пельменей. И тут тренер объявляет кросс вокруг стадиона ЧТЗ. Пробегаю круг, другой, чувствую, что теряю сознание. Просто валюсь на забор. На счастье, рядом проходил Виктор Иванович, он под руки привел меня в свой кабинет. Когда я пришел в себя расспросил, что, да как? Я сказал правду. Он своим басом отчитал меня, при том без «крепких» выражений. Но от тренировки освободил. Вот такой он был.

Как вспоминает Сергей Иванов – табу на «неформальную лексику» в школе во времена Столярова распространялось на всех от тренеров до гардеробщиц.

Вспоминает Валерий Аровин

Мне пришлось поработать со многими тренерами, но самые интересные тренировки проводил Столяров. Я считаю его великим тренером.

Вспоминает Михаил Природин

Наш тренер Виктор Столяров напутствовал: «Вышли на лед и играйте, как умеете. Не нужно демонстрировать «нечто», а просто покажите, чему научились за все эти годы». И все - мы выходили и сражались.

Вспоминает Владимир Шабунин

Если еще вспомнить... Я всегда с любовью и теплотой думаю о тренере, преподавателе и первом директоре школы «Трактор» - Викторе Ивановиче Столярове. По жизни я равнялся на него. Он и в команде мастеров работал. Виктор Иванович не любил разгильдяйства.

Источники
Аркадий Борченко
, «Футбол Хоккей Южного Урала» № 32 (501) 2002 г.
Еженедельник «Футбол Хоккей Южного Урала»