Четыре года без Валерия Белоусова


Первое интервью Валерия Константиновича, опубликованное в еженедельнике «Футбол-Хоккей» №9 4 марта 1979 г.

Плечом к надежному плечу «Об игре, о товарищах, о себе»

За Валерием Белоусовым, правым крайним нападающим челябинского «Трактора», я слежу давно. И не просто слежу, а в каждом матче жду от него стремительных проходов, красивых голов. И в общем-то редко обманываюсь в своих ожиданиях - за семь с половиной лет выступлений в высшей лиге он забросил более 150 шайб.
Возможно, по большому счету Белоусов не отвечает всем требованиям, предъявляемым игрокам сборной, поэтому лишь однажды (осенью 1976 года в турнире на «Кубок Канады») он привлекался в сборную. Однако представить «Трактор» без Валерия Белоусова трудно. Да и редакционная почта свидетельствует, что игра 30-летнего капитана челябинской команды нравится многим.

Валерий, прежде всего, почему вы стали хоккеистом?
Я свердловчанин. Наверное, поэтому. В детстве играл во многие игры. Но в Свердловске, где хоккейные площадки чуть ли не в каждом дворе, где мальчишки встают на коньки, едва научатся ходить, почти у всех ребят одна мечта - стать хоккеистом. Я не исключение. Кататься научился задолго до того, как взял в руки букварь...
После юношеской команды попал в «Кедр», выступавший тогда в классе «Б». Затем недолго поиграл в «Спутнике» (Нижний Тагил), откуда летом 1971 года был приглашен в «Трактор»...

А в другие клубы высшей лиги не приглашали?
Приглашали, и не один раз: в рижское «Динамо», в «Спартак», в «Автомобилист».
И что же удержало вас в Челябинске, особенно в те годы, когда «Трактор» балансировал между высшей и первой лигой?
Трудно сказать. Когда был холостым, то мог уехать куда угодно - лишь бы играть в хорошей команде. Но после женитьбы, после рождения дочери Лены - сейчас она уже первоклассница - стал челябинцем.
Да и перед ребятами мне было бы неудобно - все-таки «Трактор», а не «Спартак» или «Автомобилист» пригласил меня из второй лиги в высшую.
Но в то же время я не сторонник осуждать тех, кто уходит из родного клуба, - мало ли какие могут быть причины? Конечно, грустно расставаться с хорошим игроком, но проходит год-другой, и, глядишь, на месте ушедшего появляется интересный паренек.
Сколько ребят, например, ушло из «Трактора», но, как видите, живем. По-моему, там, где хорошо развит детский и юношеский хоккей, переходы не трагедия.
Так, полтора года назад в «Спартак» перешел Евстифеев. Для «Трактора» это была чувствительная потеря, но стал проявлять себя Сережа Макаров... Сейчас нет у нас и его, но тренеры наигрывают Сережу Лапшина...
В большом хоккее вы уже почти восемь лет. Какое самое памятное событие из хоккейной жизни?..
Участие в 1976 году в «Кубке Канады» и особенно матч со сборной хозяев турнира. За океаном я бывал не раз, однако встреча с командой, в которую входили все «звезды» HXЛ и ВХА, произвела на меня неизгладимое впечатление. Мы проиграли, но сама игра останется в моей памяти навсегда.

Ваш идеал?
Хоккеисты первого звена ЦСКА - Михайлов, Петров, Харламов. Играть против них очень интересно. Разумеется, свои микроматчи наше звено, как правило, проигрывает, но если повезет, то выигрыш у армейцев намного прибавляет уверенности.
В матче второго круга с ЦСКА вы вышли один на одни с Третьяком. Но гол не забили. В связи с этим хотелось бы спросить, изучаете ли вы манеру игры вратарей?
Обязательно. В памяти держу целую картотеку на вратарей - ведь с большинством встречаюсь не первый год - и перед каждым матчем я «прокручиваю» все возможные варианты, прикидываю, как лучше сыграть в той или иной ситуации.
Знаю я и о слабостях Третьяка - не раз это мне помогало. Правда, не только нападающие изучают манеру игры вратарей, и вратари не дремлют. Короче, в тот вечер Владик перехитрил меня - когда я оказался один на один с ним, он неожиданно для меня далеко выехал из ворот. И я еще до броска понял, что на этот раз не забью.
Нынешний сезон «Трактор» начал очень удачно - 11 очков из 12 возможных. Однако в дальнейшем стал играть хуже. Чем вы это объясняете?
В сентябре мы действительно сыграли неплохо - и очков набрали немало, и, главное, своей игрой были довольны. Но в тройке лидеров были недолго. Думаю, в начале чемпионата некоторые соперники нас просто недооценивали - ведь «Трактор» покинули несколько ведущих игроков, да и старший тренер Анатолий Михайлович Кострюков, с именем которого связаны успехи челябинской команды, вернулся в Москву...
В октябре же к нам стали относиться более серьезно - я сужу прежде всего по себе, - особенно команды послабее. Если, к примеру, в матчах с ЦСКА звено Петрова нам уделяет мало внимания - это мы должны думать о том, как нейтрализовать грозных армейцев, то во встречах с «Салаватом Юлаевым» или «Соколом», «Автомобилистом» или СКА мы попадаем в такие тиски персональной опеки, что развернуться, показать все, на что мы способны, бывает иногда просто невозможно. Главное для таких соперников - не столько самим сыграть, сколько не дать сыграть другим. И часто они добиваются своего, хотя не думаю, что получают при этом удовольствие...

А вам никогда не надоедал хоккей, не появлялось ли желание расстаться с ним?
Из хоккея, видимо, я никогда не уйду - ведь я закончил Челябинский институт физкультуры и свое будущее связываю с тренерской работой. Но момент, когда хотелось на все махнуть рукой, я пережил. Случилось это в начале прошлогоднего чемпионата. За год до этого я участвовал в «Кубке Канады», затем впервые получил бронзовую медаль. И вдруг, когда казалось, что все наладилось, получил серьезную травму. Прошло немало времени, пока залечил ее. Но возвращение на лед оказалось, увы, настолько безрадостным, что я даже пожалел о своем выздоровлении: когда болел, была надежда, что скоро все станет на свои места. Когда же вернулся в строй, то выяснилось, что уже не могу играть в прежнюю силу. Толя Картаев и Коля Шорин, мои тогдашние партнеры, стараются за троих, а у меня что ни пас, то сопернику, что ни бросок, то мимо ворот... В общем, настроение ужасное.
И как же удалось преодолеть этот спад?
Прежде всего спасибо ребятам и тренерам: как бы плохо я ни сыграл, мне говорили: «Не переживай, работай, все вернется».
Я, разумеется, работал, старался, наверное, как никогда прежде, но сдвигов все равно не было. Попросил Анатолия Михайловича перевести меня из первого звена в третье - к Бородулину и Егоркину. Перевел. Во время поездки в Канаду наконец заиграл поувереннее.
В разгар сезона получил травму Махинько, и тренеры поставили меня во вторую тройку - к Юрию Шумакову и Сергею Макарову. И только тогда, спустя много месяцев после травмы, я поймал свою игру - вторую половину чемпионата провел гораздо лучше, чем первую, в чем была большая заслуга новых партнеров, особенно Юрия Шумакова.

Таких смелых и решительных хоккеистов, как Юра, я встречал редко. Его тело постоянно в синяках, тем не менее в каждом матче, в каждом игровом эпизоде он не боится заработать еще один синяк, лишь бы помешать сопернику.
Не случайно, когда мы остаемся в меньшинстве, тренеры обязательно выпускают на лед Шумакова - уж он-то сделает все, что может, чтобы спасти свои ворота. О том, как он вместе с защитниками Валерием Пономаревым и Сергеем Стариковым умеет обороняться, можете судить по небольшому числу шайб, пропущенных «Трактором» при игре в меньшинстве.
Хорош Юра и при организации атаки. Увы, я отношусь к нападающим, которые во многом зависят от партнеров. Главное для меня - получить шайбу в момент, когда я набрал скорость. Так вот, Юра умеет не только отобрать шайбу у соперника, но и вовремя отдать мне...
В этом сезоне у вас опять новые партнеры - сначала Борис Молчанов, заменивший перешедшего в ЦСКА Сергея Макарова, а после нового года - Юрий Белкин. В связи с этим возникает вопрос: из чего, на ваш взгляд, должны исходить тренеры при составлении нового звена?
Несколько слов о новых партнерах. Бесспорно, игроки они способные, хотя и не всегда их способности проявляются в полной мере - нередко держатся в тени. Но нам с Юрой Шумаковым грех обижаться на них - уверены, что в трудную минуту они не подведут. Вот вам и ответ на последний вопрос... Прежде всего человеческие, а уж потом игровые качества должны учитываться при составлении звена. Можно привести немало примеров, когда даже очень сильные игроки не могли найти общий язык. И наоборот. Важно не только уметь красиво обыгрывать соперников, но и выполнять друг эа друга черновую работу, исправлять ошибки товарища. И не просто исправлять, но при этом и не упрекать его. Только при таких отношениях можно рассчитывать на успех. И лучший пример тому - первая тройка ЦСКА.
Сила этого звена не только в том, что Петров, Михайлов и Харламов талантливы. Эти хоккеисты и в жизни - большие друзья, поэтому и на площадке в любую минуту готовы помочь друг другу...

Валерий Константинович, помним и любим...

 

Источник: еженедельник «Футбол-Хоккей» №9 от 4 марта 1979 г., интервью провел Геннадий Ларчиков. Фото Е.Ткаченко, «Тагильская шайба», авт.-сост. Исаак Скобло