Николай Ахманаев родился 17 ноября 1925 года в Златоусте. Нападающий. В «Дзержинце» Челябинск провел 1 сезон, 10 матчей.

Ахманаев - коренной златоустовец. Приехав в Челябинск, поступил в энерготехникум, работал на ЧГРЭС. Именно там началась его футбольная карьера. Ну а зимой он вместе с другими футболистами вставал на коньки. Начинался сезон «зимнего футбола», как тогда называли хоккей с мячом.
Собственно, пробовать играть в хоккей с шайбой Николай Иванович начал ещё в 1948 году. Приходилось переучиваться на другую клюшку, на неподатливый резиновый диск, который так не хотел отрываться ото льда, на совершенно иные коньки.
Пробовали сыграть на обыкновенных, для «русского» хоккея, - вспоминает Николай Иванович, - ан нет! Крутой вираж на длинном прямом полозе не сделаешь. Но надо! Хоккейная коробка - это не поле длиной за 100 и шириной 60 метров.
Ахманаев с товарищами должны были восполнить потерю быстрых и техничных форвардов, ушедших из команды. Тренеры сформировали звено Ахманаев - Пономарёв - Сорокин. Начинался сезон 1949/1950 года.
Прежде всего мы были единой командой. И всё же все абсолютно разные. Представьте рядом жёсткого Захватова и техничного Васильева. А нападение! Много забивал Гера Женишек. Скоростной Коля Захаров всегда убегал от защитников. А вот Пётр Черненко запомнился не только игрой, но и... рассеянностью. Однажды, отправляясь на игру, забыл свои коньки в гостинице, - смеётся Ахманаев.
Ахманаев продолжал разрываться между хоккейной коробкой - зимой и футбольным полем - летом. И всё же сердце его принадлежало футболу. Номер одиннадцатый челябинского «Дзержинца» играл до 1955 года. Причём не просто играл, но и забивал едва ли не в каждом матче.
Первое время сами заливали лёд. Уже позже организовывали специальные бригады. Вместо заливочной машины ехал мотоцикл с бочкой горячей воды в люльке.
Начинали с азов. К примеру, не могли шайбу поднять, передавали её просто по льду. Многие пришли из русского хоккея, а там всё по-другому. Уже потом, когда научились бросать, стало интереснее играть. Долгое время не умели «щёлкать». Бросали с короткого замаха, не так как сейчас - с плеча.
Помню первый состав: Ребянский, Мильцер - вратари. Васильев, Захватов, Женишек, Захаров, Черненко, Пономарёв, Сорокин и Семёнов. Это был, по-моему, 1948 или 1949 год. После ухода Шувалова в первой тройке играли Черненко, Захаров и Женишек, во второй - Пономарёв, Сорокин и я. Вот так весь сезон и играли в две пятёрки и с двумя вратарями. Забивал в основном первый состав. Когда им надо было отдохнуть, выходили мы.
Клюшки привозили из Москвы. Сначала цельные, а позже отдельно появлялись вставки и перья. Мы их только подтачивали, чтобы вес стал поменьше. Коньки в основном у всех были отечественные, лишь Женишек, Шувалов и Черненко играли в шведских. Нам приходилось каждый раз точить коньки, а они наточат свои перед игрой или тренировкой - и всё.
Сложнее было с амуницией. Вспоминаю, как мы Борьку Ребянского одевали. За час до игры надевали на него футбольные щитки, наплечники, налокотники войлочные. Затем фуфайку и нагрудную защиту. Вратарские щитки доходили Борису до пояса. Снаряжения навалом, большей частью самодельного. Васильев говорил, чтобы постоянно помогали Ребянскому форму носить. Шлем был у него танкистский, а полевые игроки поверх шапки надевали велосипедную каску. Когда нападающие научились бить и поднимать шайбу, то голкиперы стали надевать маски, похожие на маскарадные.
Мы играли в шароварах и специальных шингардах с воздушной прослойкой. Хотя мне однажды Бобёр так всадил в ногу, что по сей день шишка. Это случилось как раз после авиакатастрофы, в которой разбились игроки ВВС.
Арбитры судили в каких-то цивильных костюмчиках. Не было, как сейчас, полосатых маек. Первое время действовал один арбитр, потом два. И за воротами по судье.
Нареканий в адрес судей не было. Да какие там нарекания... Выйдет форвард один на один - забьёт. И так часто. Вратари стояли, как в русском хоккее. Наш Мильцер выходил из ворот почти до центра. Если атака один на один, то он выкатывается метра на три встречать. Так же нельзя. Его обыгрывают и забрасывают в пустые ворота.
В то время фамилии хоккеистов на свитерах не писали, а вот номера наносили. Но не так, как сегодня, когда игроки сами выбирают номера. Перед стартом сезона определяли так. Вратарь - первый номер. Защитники - второй и третий, нападающие - четвёртый, пятый, шестой. Это первая пятёрка. Номера с седьмого по одиннадцатый - у второй пятёрки.
Хорошо помню свой первый забитый гол. Играли товарищеский матч с ленинградским «СКИФом». В одном из эпиздов у борта встречаемся с соперником, и он как-то странно падает. Я отдаю пас в центр, на Сорокина, и сам еду к воротам на добивание. Но Олег тоже падает, шайба катится в сторону ворот гостей. Их вратарь побежал её выбивать и... упал. Шайба отскакивает ко мне, и я бросаю. Сначала попадаю в шлем вратаря, а потом забиваю гол. Захватов не раз говорил, что я «по щучьему велению» забил. Уже потом наш заливщик дядя Петя сказал, что кто-то на лёд бросил спичечный коробок.
В начале пятидесятых я поступил в физкультурное училище, и пришлось выбирать. Остался в футболе. Да и в русский хоккей играл. Помню, на конном дворе воровали дуги. Одной дуги хватало на четыре загиба для клюшки. Что нравились в русском хоккее? Там выйдешь на поле и бегаешь все сорок минут. А тут полторы минуты откатался - смена. Уже позже вышло постановление, что игроку можно заниматься либо только футболом, либо хоккеем.
В 1952 году Ахманаеву некоторое время пришлось тренировать женскую команду ЧТЗ по хоккею с мячом. Вроде бы небольшой эпизод в биографии, но он во многом определил будущее Николая Ивановича. Двумя годами позже он окончил отделение футбола-хоккея Центральной школы тренеров РСФСР.
Вот таким он был, левый крайний «Дзержинца» - Николай Ахманаев.

На фото Н.Ахманаев третий справа.

Юрий Валецкий родился 17 ноября 1947 года в Челябинске. Нападающий. Мастер спорта СССР. В «Тракторе» провел 11 сезонов, 386 матчей, в которых набрал 114 (91+23) очков. Бронзовый призер чемпионата СССР 1976/1977 в составе «Трактора».

Матч «Трактор» - «Крылья Советов» Москва. Сезон 1975/1976. Игроки «Трактора» слева направо Бец, Валецкий, Шабунин.

Использованы материалы: «Левый край Ахманаев», автор Алексей Дубинин, Богуславский Б.М. «Черные и Белые», изд. «Цицеро», - Челябинск, 2013.