Главные тренеры хоккейного клуба «Трактор»
Заслуженный тренер РСФСР, Заслуженный тренер СССР
В «Тракторе»: 1974/1975 – 1977/1978 (1 июля 1974 - 30 июня 1978)
Член тренерского совета ФХР, заместитель и председатель тренерского совета ФХР до 2005 года
Включен в Зал славы отечественного хоккея 6 марта 2004
Коренной москвич
Детство и юность Анатолия Кострюкова прошли в доме на Ленинградском проспекте, напротив гостиницы «Советская». Начинал играть в футбол на стадионе «Юных пионеров».
В 1941-м Анатолий закончил первый курс энергетического техникума. Война. Техникум эвакуировали. В семнадцать лет пошел работать на авиационный завод. Два месяца проработал там учеником, и завод тоже эвакуировали в Куйбышев (Самару). Еще через два месяца на то же место приехал завод номер тридцать.
В декабре 1941-го Кострюков оформился туда, а, когда исполнилось восемнадцать, стал работать медником. Занимался сборкой частей штурмовика Ил-2. Анатолий быстро все освоил, получил пятый разряд. Назначили диспетчером мастерской, года через полтора – мастером участка.
Война закончилась и в декабре приказом министерства авиационной промышленности перевели в распоряжение «Крыльев Советов», в футбольную команду. Летом играли в футбол, зимой – в русский хоккей, так тогда было принято. Однако вскоре канадский хоккей с шайбой начал вытеснять бенди, и Анатолий по примеру многих своих товарищей переключился на новый вид спорта.
«Крылья Советов»
К «шайбе» хоккею у Кострюкова было настоящее призвание. Он быстро завоевал славу одного из самых надёжных оборонцев чемпионата СССР, мастера владения клюшкой и выбора позиции, и в целом человека организованного и серьёзного. Даже товарищи по команде прозвали его «Воропаевым» в честь главного героя романа Петра Павленко «Счастье», фронтовика, строящего светлое будущее для страны. Вот и Кострюков был таким – целеустремлённым, ответственным, прекрасным организатором. В составе «Крылышек» Анатолий Михайлович становился чемпионом СССР в 1957 году, серебряным призером в 1955, 1956 годах, бронзовым – в 1950, 1951, 1954. Привлекался в главную сборную страны.
Фигурка хоккеиста на Кубке СССР
Однажды на тренировке московских «Крылышек» пришла женщина-скульптор, обратилась к Егорову: нужен хоккеист, с которого можно срисовать фигуру игрока для трофея. Егоров думал недолго, послал ее к Кострюкову.
«Я выхожу на лед, она мне: «Займите позу, как вы едете с шайбой. А теперь – как бросаете». Стою позирую, а ребята смеются. Валя Захаров, он постарше меня, говорил: «Раз с Михалыча Кубок рисуют, значит мы его и выиграем.»
Так и случилось, «Крылья Советов» в 1951 году стали первыми обладателями Кубка, в решающей встрече одолев команду ВВС, ведомую Всеволодом Бобровым, а Кострюков забил победный гол.
Человек, который делал команды
Задолго до завершения игровой карьеры ему, капитану «Крылышек», предсказывали судьбу славного тренера. И не ошиблись. Тренером он стал первоклассным. Его титаническими усилиями «Локомотив», вечное пятое колесо в числе московских клубов, годами не просто сохранял место в элите, а был грозой для фаворитов. В московском «Локомотиве» Анатолий Кострюков раскрыл Виктора Якушева, Мишакова, Михайлова, Зимина, Мигунько.
Сборная
Начинал свою тренерскую карьеру в сборной Анатолий Михайлович с молодежки. В 1960 Аркадий Иванович Чернышев пригласил Кострюкова в тренерский штаб сборной СССР. На чемпионате мира в 1961 советские хоккеисты заняли лишь третье место, что расценили как провал. Больше 10 лет возглавлял вторую сборную, готовил ближайший резерв для главной команды страны.
Модернизация «Трактора»
По признанию Кострюкова, в Челябинск он ехал, чтобы быстрее вернуться, однако проблемы команды были столь глубоки и запущены, что он просто обязан был попытаться их решить. И решил. Результаты, само собой, быстро пошли в рост.
Опытный педагог и не менее опытный практик Анатолий Кострюков модернизировал звенья «Трактора», нашел оптимальный вариант слагаемых защиты и нападения, воспитывал у хоккеистов волю к победе.
«Первый сезон был для хоккеистов тяжелым, но мы от последнего места немножко оторвались. Это была стартовая площадка. А на следующий сезон уже и мне работать было легко, и ребятам. Они адаптировались к требованиям, к нагрузкам. И команда стала набирать темп. На следующий сезон мы поднялись еще выше. А на третий, пошло, как по накату - заняли третье место. На четвертый год моего пребывания в Челябинске мы, правда, в последний момент скатились на четвертое.»
Доверие молодым
Работая с командой, за плечами которой немалый опыт, старший тренер постоянно заботился и о завтрашнем дне «Трактора». А это молодежь, в частности чемпионы мира 1977 года среди юниоров - Сергей Макаров, Сергей Стариков, Сергей Мыльников, Валерий Евстифеев. Анатолий Михайлович смело доверял им место в основном составе.
«Тогда в декабре приехали в Москву перед Новым годом играть со «Спартаком», как его именовали, народной командой. И приходит перед началом игры Николай Николаевич Озеров брать состав для радиорепортажа. Я ему называю: «В воротах - Мыльников». «Защитники - такие, такие, Стариков». Он пишет и, подняв брови, смотрит на меня. «В нападении - тот-то, тот-то и Сергей Макаров». Он говорит: «Толя, ты шутишь?» - «Нет, на полном серьезе». Выходим на игру. И Сергей Макаров открывает счет, а Сергей Мыльников стоит «на ноль», и мы этот матч выигрываем. А что такое в Москве обыграть «Спартак»? Это надо суметь. Это было боевое крещение молодежи. И они закрепились в команде, которая прекрасно играла и решила задачу третьего места. Это был отличный результат. Но главное то, что мы опять воспитали замечательных хоккеистов.»
«Трактор». Модель-76
В сезоне 1976/1977 впервые в своей истории «Трактор» выигрывает медали чемпионата СССР (бронзу). Созревшая для больших побед команда Анатолия Кострюкова выигрывает 20 матчей из 36 и набирает 45 очков. «Трактор» – в топ-3 лиги по надежности обороны (всего 106 пропущенных шайб), лидер команды Валерий Белоусов – в пятерке лучших бомбардиров сезона с 49 (20+29) очками.
В ключевом матче сезона 9 марта 1977 года «Трактор» обыгрывает дома своего главного конкурента – рижское «Динамо» (4:2). Победу челябинцам приносят голы Анатолия Егоркина, Геннадия Цыгурова, Валерия Белоусова, реализовавшего буллит, и Анатолия Картаева. В трех оставшихся матчах сезона «Трактору» нужно было взять одно очко, задача была решена в Горьком 16 марта 1977.
Воспитание приемника
Перед началом четвертого сезона Кострюков пригласил Геннадия Цыгурова и сказал: «Гена, я хочу тебе предложить место второго тренера». Он вздрогнул, посмотрел на него. «Нет, ты можешь играть, тем более, после занятого третьего места. Но речь идет о том, что-я-то приехал сюда не навсегда. Надо готовить смену». Он пришел в себя и сказал: «Спасибо за доверие».
На финише сезона 1977/1978 спор хоккеистов «Крыльев Советов» и «Трактора» закончился в пользу москвичей. Но и четвертое место «Трактора» надо расценивать, как успех команды.
«Гена работал со мной год. Во всех интервью он отмечал это. Я уехал в конце мая. Прощание было очень трогательное, потому что меня все ценили, уважали.»
Югославия
После «Трактора» Анатолий Михайлович работал начальником управления хоккея спорткомитета СССР, но в 60 лет ушёл на пенсию. Кострюкова пригласили поработать в Загреб, где в результате он провёл три года. За это время клуб «Медвешчак-Гордон» занимал первые места.
На третий сезон принял национальную команду, которую сразу привёл к победе на первенстве Европы, проходившем во Франции. У Анатолия Михайловича сохранились две стелы: награда лучшему тренеру Югославии сезона 1988/1989, а за сезон 1990/1991 – лучшему тренеру первенства Европы.
Анатолий Михайлович ушел из жизни 14 декабря 2018.