Мартин Ружичка. Чешский чемпион

Второе появление Мартина Ружичка в КХЛ прогнозировалось давно. Первым свои двери для форварда раскрыл Хабаровск, но год на Дальнем Востоке вряд ли можно было назвать полноценным. Тогда Мартин получил травму на «предсезонке» и не смог раскрыться в полной мере. Вернувшись домой, Ружичка выиграл все бомбардирские титулы, которые только возможно, и спустя год оформлял обратные билеты в Россию. «Трактор» стал тем клубом, который поверил в нападающего и в его быструю адаптацию в достаточно противоречивой для иностранцев стране. Мартин же, в свою очередь, начинает доказывать, что является «нетипичным чехом», в котором больше русскости, чем западных предрассудков. 

В свое время много молодых хоккеистов уезжали из Чехии в Северную Америку

Мартин, расскажи, как ты пришёл в хоккей?
Мне было четыре года, когда мои родители отвели меня в хоккейную команду нашего города Бероун. Затем я переехал в Прагу, так как понимал, что хочу двигаться дальше, и продолжать расти в профессиональном плане. Так я оказался в «молодёжке» «Спарты». А затем появилась возможность уехать в Северную Америку.

В России в те времена хоккеисты массово уезжали в Америку. В Чехии было то же самое?
Да, это был, своего рода, тренд. Молодые и талантливые хоккеисты стремились во что бы то ни стало уехать в США или в Канаду, причём в юниорские лиги. Парни, в том числе и я, хотели играть на новом уровне, играть в новом стиле и прогрессировать. Плюс - хотелось, конечно, поиграть на их площадках и почувствовать самому эту фантастическую атмосферу на североамериканских аренах. Большое количество игр и накал страстей – это то, чего больше всего хочется испытать, когда ты молодой и полон сил и энергии.

Что тебе дала эта двухгодичная командировка в Америку?
Стал более самостоятельным, начал говорить на английском, да и просто получил огромный житейский опыт. Всё-таки там другая жизнь, культура, хоккей. Я очень многому научился, был молодой, и мне было всё очень интересно. Это был вызов, который я принял и нисколько не жалею о том времени. В свой первый сезон за океаном я познакомился с Иваном Баранкой и, естественно, нам было легче в плане адаптации. Мы говорим на одном языке и часто ходили вместе куда-нибудь, даже на уроки английского языка. Это было замечательное время.

Затем ты вернулся в Чехию. Почему?
Решение вернуться в Чехию я принял не сразу. Думал, что прошло ещё мало времени для того, чтобы попытаться попасть в НХЛ. Но мне поступило такое предложение от «Спарты», что я недолго раздумывал. В первый же сезон мы стали чемпионами Чехии. Я был тогда ещё молодой и получал не очень много игрового времени. Но зато я сразу понял разницу между юниорским и взрослым хоккеем. Это был хороший опыт, да и звание чемпиона Чехии уже никуда не денется. Затем мне позвонили руководители клуба «Зноймешти Орли» и предложили перейти к ним. Тренер сказал, что видит меня в команде и готов предоставить мне больше игрового времени. Таким образом, следующие три сезона я провёл в составе «Орлов», начал прогрессировать, добиваться хороших результатов, и вскоре был приглашен в клуб «Оцеларжи» из города Тршинец. И на второй год моего пребывания там мы стали чемпионами. Команда из этого города никогда не выигрывала золотые медали, поэтому это был большой праздник для всех жителей Тршинеца. За один сезон мы умудрились выиграть регулярный чемпионат и плей-офф. Мне всё нравилось в «Оцеларжи»: руководство, тренеры, команда, болельщики. Я по-настоящему проникся этим городом и командой, и до сих пор с теплотой вспоминаю то время.


Золотые медали чемпионата мира – самая большая победа в моей карьере

Затем хабаровский «Амур» предлагает тебе контракт. Как к этому отнеслись в Тршинеце, и долго ли ты думал прежде, чем принять их предложение?
В том сезоне, когда мы стали чемпионами, мой агент частенько упоминал российские клубы, которые проявляли заинтересованность во мне. Я особо не обращал на это внимание, да и ещё один год контракта не давал мне права куда-либо уезжать. В конце сезона поступило несколько вполне конкретных предложений из КХЛ, и руководство «Оцеларжи» решило пойти мне на встречу и отпустить в Россию, за что я им очень благодарен. Я был в предвкушении дебюта в КХЛ, понимал, что еду в лучшую лигу в Европе. Конечно, я подробно узнал о стране, о городе, где мне предстояло провести следующий сезон. В частности, общался с Яном Платилом, Петром Враной, Яном Лашаком.

Так так. А вот про Платила поподробнее. Этого защитника до сих пор вспоминают многие болельщики «Трактора» за его яркие выходки на льду и своеобразный характер.
По последней информации, насколько мне известно, Ян работал водителем у кого-то. И еще тренировал детей в Чехии.

Давай продолжим про переход в КХЛ.
Да, все рассказывали, что Лига развивается, что здесь много классных игроков и команд со стабильным финансовым положением. Конечно, кто-то говорил о больших расстояниях, о разнице менталитетов, о базе, о суровых русских тренерах, не дающих выходных, но все-таки это не повлияло на мой выбор. Для меня это был очередной вызов, и я решил попробовать. В Хабаровск также впервые приехал Якуб Петружалек, который был проинформирован не хуже меня. В общем, мнений хватало. В Хабаровске тогда подобралась приличная «банда» и все были настроены очень решительно. Но травма, полученная во время «предсезонки», серьёзно подкосила меня, и пришлось пропустить старт «регулярки».

Да, тот сезон вышел не очень удачным в твоей карьере. Что или кто повлиял на твоё решение покинуть Хабаровск?
Обстоятельства сложились так, что я принял решение вернуться в Чехию. У меня всё ещё оставался год контракта в Тршинеце. Плюс, в Хабаровске сменилось руководство, которое намеревалось серьёзно обновить состав. Поэтому я и уехал домой.

В Чехии ты обновлял снайперские рекорды, завоёвывал титулы и приглашался в сборную, в составе которой в 2010 году стал чемпионом мира. Расскажи немного о том турнире и парнях, с кем было завоёвано золото.
О, это был супертурнир! Такого опыта у меня ещё не было. Тренером был Владимир Ружичка. Он мне, кстати, никем не приходится (смеётся). Состав у нас подобрался что надо, даже несмотря на то, что некоторые игроки из НХЛ, сославшись на усталость и другие причины, не приехали в сборную. Зато приехали Ягр, Вокоун и несколько парней из КХЛ, такие как Ян Марек, Карел Рахунек.
Чешские СМИ не давали нам ни единого шанса на победу. В контрольных матчах мы играли нормально, но сам турнир начали очень неудачно, умудрившись проиграть даже Норвегии. Для всех это было шоком. Сами себя поставили в сложную ситуацию, из которой нам с честью удалось выбраться. Мы победили в трех оставшихся играх в группе, а потом поочерёдно выбили из турнира Финляндию и Швецию. В финале же играли с Россией, составленной из суперигроков. Мы даже шутили после игры, что сыграй мы с ними ещё десять игр, вряд ли бы удалось победить хотя бы в одной (смеётся). Нам сильно повезло, что мы их победили, да ещё и в финале! Но самым запоминающимся было торжество в Праге, где на центральной площади собралась огромная толпа народу, которая нас приветствовала. Все праздновали ещё, наверное, неделю. Это было реально значимое событие для всей Чехии. Приятно было осознавать тот факт, что, по сути, в нас никто не верил, а мы доказали обратное. Пока это самая большая победа в моей карьере.



Спасибо Яну Булису. Он очень много сделал для меня

Теперь давай поговорим о Челябинске и о «Тракторе». Каким ты находишь наш город?
Челябинск – классный город! Здесь все болеют хоккеем. Люди уже узнают на улицах, просят сфотографироваться, желают удачи. Мне здесь очень комфортно: отличная арена, великолепные болельщики, классные ребята в команде, которые меня здорово приняли и помогают во всем. Здесь есть, куда сходить и чем заняться в свободное от игр время, которого, правда, не так много из-за очень плотного графика. Я понимаю и немного говорю по-русски, поэтому мне, конечно, легче чем, к примеру, тем парням кто совсем не говорит. Ну, и большая удача для меня то, что в команде есть такой парень, как Ян Булис. Даже не буду перечислять всё то, что уже сделал для меня мой земляк. Просто спасибо ему большое!

Сейчас команда располагается в зоне плей-офф, и провела отличную выездную серию.
Да, главное – верить в свои силы и чётко выполнять задачи, которые ставят тренеры, тогда, я уверен, у «Трактора» всё дальше будет хорошо и будет еще больше побед! Мы работаем над этим каждый день. У нас отличная команда, замечательный тренерский штаб, руководство и поддержка фанов. Что ещё нужно для того, чтобы показывать хоккей, который будет радовать и нас и болельщиков?