Порядок в жизни — порядок на льду

Он рассказал, как в клубе теперь поддерживается дисциплина, и по каким принципам будет формироваться команда на предстоящий сезон.

Сергей Юрьевич, мне кажется, вы — человек довольно эмоциональный, и когда пришли работать в «Трактор» осенью, на вас сразу обрушился целый шквал критики. Челябинск ведь такой город, где в хоккее каждый разбирается. Трудно было пережить тот момент и начать работать спокойно?
В Челябинске точно в хоккее разбирается каждый! Я ощутил это на себе! Конечно, было непросто. Я поначалу много читал, что пишут в интернете. А потом понял, что нужно абстрагироваться. Начал просто делать своё дело, причём так, как сам считал нужным. Я посмотрел команду, посмотрел контракты каждого игрока — кто, как и за какие деньги играет. Ну, и кое-какие выводы были сделаны, замены. Я думаю, то, что в этом году мы попали в плей-офф, это хороший результат. У нас все команды системы клуба добрались до «игр на вылет» — и «Трактор», и «Челмет», и «Белые медведи». Это хорошо и для нас, и для челябинского хоккея.

Чувствовали, что команду принимаете из чужих рук? Не вы ведь набирали этих игроков в прошлое межсезонье…
Да, и это осложнило работу. Могу сказать лишь спасибо Борису Александровичу Дубровскому и Ивану Викторовичу Сеничеву за то, что доверили мне это пост. Целыми днями приходилось работать.

Сравните организацию работы двух южноуральских клубов — «Трактора» и «Металлурга».
Сравнивать можно долго. Основное, что я бы отметил — в «Магнитке» жёсткая дисциплина. Не забывайте, что этот клуб в прошлом сезоне выиграл кубок Гагарина. Так вот, дисциплина там царит строгая — правилам подчиняются все, от президента до уборщицы. Везде чистота, полное доверие друг к другу. Когда я пришёл сюда, здесь такого не было. Первым делом мы начали «зачищать» раздевалку, потому что смотреть на неё было очень страшно. Я лично повесил там бумажку с инструкцией — как должна висеть форма, коньки, где и что должно лежать.

И как игроки к этому отнеслись?
Поначалу это было им не совсем понятно. Хоккеисты — люди такие: переоделся — одежду сбросил в тележку для стирки, остальное — запихал к себе в ящик как попало. Получается просто бардак. Мы ввели определённую систему штрафов за мусор на полу, за клюшки, которые лежат не на месте и так далее. Один раз наказали, после этого — чистота идеальная стала. Кстати, в Магнитогорске одного раза не хватило. В бытность, когда там ещё играл Женя Малкин, который сам любил разбрасывать коньки, команду штрафовали 3–4 раза.

То есть порядок на льду начинается в порядка в быту, в жизни.
Да, это всегда первое!

Решён ли вопрос с Андреем Николишиным? С ним продлят контракт?
Мы хотели бы этого. Думаю, всё решится в конце этой недели. Отмечу только одну деталь — всё-таки мы будем подстраивать тренера под команду. И если сейчас Андрей Васильевич подходит под нашу концепцию, то он будет работать. Работа тренера такая — сегодня он работает, завтра — нет. Мы все это видели на примере Карри Киви. И если команда будет играть не в тот хоккей, которого хотим мы, и которого ждут наши болельщики, Андрей Васильевич может как начать, так и уйти из команды. Поэтому, подпишут ли с ним контракт? Думаю, да. А что там будет дальше — покажет время.

Сейчас межсезонье, 30 апреля у многих игроков заканчиваются контракты. Можете хотя бы примерно сказать, каков будет процент обновления в «Тракторе»?
Точных цифр пока дать не могу. У многих ребят контракты закончились, при этом они получали, как мы считаем, весьма завышенные суммы. Мы не уверены, что сможем договориться с ними на следующий сезон на приемлемых для нас условиях. Сейчас у нас подписано 6 защитников и около десятка нападающих. Все молодые. Позавчера буквально подписали контракт с Чистовым, были контракты у Основина, Глинкина, Попова, Ружички. Продлили контракты с Пеньковским, Губаревым, Кокуёвым. За эту неделю мы с Андреем Николишиным решим, кого ещё мы подпишем здесь, и будем работать по иностранцам. У нас есть 2–3 вакантные позиции для них.

По каким основным принципам вы хотите сформировать новую команду?
Хотим, конечно, чтобы были и ветераны, и молодёжь. Вот, например, Куинт. Рука не поднимается избавиться от него, хоть ему уже скоро 39 лет исполнится. Он профессионал. И молодёжь, которая приходит к нам из «Мишек» (ХК«Белые медведи», — прим. ред.), из «Челмета» видят, как он тренируется. Приходит раньше всех, уходит позже всех. Перед тренировкой разминается, после — заминается. Такие люди команде очень нужны. Хотелось бы, конечно, видеть техничных игроков, ведь челябинский хоккей традиционно основан на грамотной технике. При этом «Трактор» — не агрессивный клуб. Поэтому нам нужны как «технари» вроде Попова, Глинкина и Чистова, так и те, кто смогут обострять игру, «наводить шороху» и у себя на пятаке, и у соперника.

Что будет с нашей вратарской линией? Насколько я понимаю, сейчас идёт поиск основного голкипера?
Давайте так: основного — не основного, говорить не будем. У нас есть Василий Демченко. Нам хотелось бы, чтобы у нас было три вратаря. В России сейчас хорошего вратаря-помощника для Демченко, чтобы между ними ещё и конкуренция была, найти невозможно. Можно взять голкипера из Высшей Лиги, но хотелось бы, чтобы он был третьим вратарём. Так что, наверное, это будет выглядеть так: вратарь иностранец — Василий Демченко — третий вратарь. Если у нас получится это сделать, я считаю, в «Тракторе» будет крепкая вратарская линия.

С каким настроением Майкл Гарнетт покидает клуб?
Наверное, как человек который в течение года говорил, что хочет принять российское гражданство и остаться здесь, он расстроился, что не остался в клубе. Но в этом сезоне мы не увидели, что он действительно хочет остаться. Да, он отлично играл в прошлых сезонах, это неоспоримо.

Насколько активно в селекционной работе участвует Андрей Николишин?
Я его постоянно прошу работать со мной вместе. Мы ищем точки соприкосновения. Конечно, любой тренер хочет заполучить самых лучших хоккеистов. Мы же, в силу определённых обстоятельств, далеко не всякого игрока можем себе позволить. Так что, находимся в постоянном диалоге. В прошлом сезоне ни одного игрока не приняли в команду без согласия Николишина. Участвуют все, весь тренерский штаб.

А вы можете вмешаться в работу тренеров?
Стараюсь не делать этого. Я могу быть до установки, после установки тренера в команде. В раздевалку никогда не хожу просто так. Если только главный тренер попросит поприсутствовать. Не моя это епархия.

Вы устали за этот сезон?
Устал! Но отпуска пока не планирую. Сейчас самое время работать, формировать команду. Если удастся, может быть, отдохну пару недель перед началом предсезонных сборов команды. Но пока об этом не думаю.