Дерон Куинт: Пример Нико меня вдохновляет

Слово «легионер» в преддверии нынешнего сезона столь часто склонялось по разным поводам и вызывало такое обилие споров и дискуссий, что его уже впору было считать чуть ли не ругательством – ну, или своего рода черной меткой, что ли. Но если серьезно, то в современном спорте легионеры играют огромную и, как правило, очень полезную роль.

Конечно, легионеры бывают разные. Кого-то иначе, как шабашником, не назовешь: для таких главная задача - подписать хороший контракт и, не прикладывая особых усилий, исполнять его, может, даже не конца, чтобы потом еще выбить компенсацию за досрочное расторжение. Встречаются и «летуны», меняющие клубы, как перчатки: вроде бы хороший игрок, многое умеет, а ни в какой команде закрепиться не может. Так его и гоняют по лиге, словно чемодан без ручки: выбросить жалко, а таскать неудобно.

Но есть и третья категория, в которую входят те, кто приехал всерьез и надолго, нашел свою команду и со временем стал в ней ключевым игроком. Иными словами, полностью оправдал свое предназначение, ведь иностранцев и приглашают для того чтобы они становились лидерами, а не просто затыкали дыры в составе.

Дерон Куинт, опытный 39-летний американский защитник, как раз из третьей категории. В КХЛ он прибыл на второй сезон, провел его в «Нефтехимике», а затем перешел в «Трактор» и вот тут-то и нашел свою команду. Сегодня, по прошествии пяти лет, его уже смело можно назвать системообразующим игроком челябинского коллектива.

Немало уже воды утекло с тех пор, как вы впервые прибыли в Челябинск. Уже чувствуете себя там, как дома?
Да. Это отличный небольшой город, в котором любят хоккей и очень хорошо к нам относятся. Мне там очень нравится, и я назывыаю это место своим домом.

Мы часто сравниваем Челябинск с Канадой – по силе хоккейной страсти, по обилию прекрасных игроков, которые там выросли.
И это понятно. Челябинск – большой хоккейный город. Народ здесь обожает игру и очень хорошо знает ее, знает историю, помнит всех игроков, которые здесь выступали. Думаю, в хоккейном плане это лучший город в России.

Обычно игроки говорят, что у них нет времени смотреть по сторонам: дом, арена, аэропорт – вот, собственно, и всё, что они видят в любом городе. Но у вас-то за эти годы должны были появиться более богатые впечатления.
Конечно, я очень многое видел в Челябинске – знаете, каждый город раскрывается, когда ты долго в нем живешь. Ты обнаруживаешь маленькие укромные уголки, милые садики и скверики, уютные ресторанчики с домашней кухней – что-то такое, чего не увидишь сразу. И каждый раз, находя что-то новое, получаешь удовольствие, потому что если бы ты здесь не жил, то никогда бы ничего подобного и не увидел.

Ваши пути с «Трактором» разошлись на целый сезон, и, похоже, это время не стало счастливым ни для вас, ни для клуба.
Да, было жаль уходить, но при этом мне понравилась Москва и московская жизнь. Это один из величайших городов мира, и я рад тому, что провел в нем некоторое время. Но всегда приятно возвращаться домой, и именно такие радостные чувства я испытывал, возвращаясь в Челябинск.

А почему вы вообще ушли, особенно после такого успешного сезона, в котором «Трактор» дошел до финала Кубка Гагарина?
Не знаю, как-то странно получилось… Наверное, просто пришло время попробовать что-то новое. Меня заинтересовала перспектива увидеть Москву, пожить в ней. Хотелось каких-то перемен, к тому же я чувствовал, что команда тоже находится в поиске, раздумывает, куда ей дальше двигаться. В общем, странная была ситуация, и через год я понял, где именно хочу закончить карьеру.

В «Тракторе» вы работали с тренерами, которые являли полную противоположность друг другу. В одно время был Валерий Белоусов – многоопытный, выдающийся специалист, один из наших мэтров. А сейчас, напротив, молодой начинающий тренер, практически ваш ровесник. Как вам такой опыт?
Полезный опыт: я понял, что тренерская работа – не такая простая, как мне раньше казалось. Я просто смотрю на Нико, вижу, через что ему приходится идти с этой омолодившейся командой, с новой системой, и понимаю, как ему нелегко. Я ведь помню его еще игроком, мы с ним вместе играли за «Трактор», и я отлично знаю его как человека. Он очень хочет побеждать и готов сделать ради этого всё, но у нас, игроков, что-то не ладится в этом сезоне, и я вижу, как отчаянно он пытается понять, что же не так, как старается вернуть нас на правильный путь, чтобы мы начали выигрывать. Он проделывает огромную и хорошую работу, но это очень непростая для него ситуация.

А его пример вдохновляет вас? Может, и вы со временем захотите стать тренером?
Пожалуй, да, можно сказать, что пример Нико меня вдохновляет. Думаю, я бы захотел остаться в хоккее по окончании карьеры игрока. Но это огромное давление. Когда ты играешь, тебе каждый день помогают 19 других парней, а если ты тренер, то остаешься как бы один на один со всеми проблемами. Очень тяжело, это уж точно.

Ну, а что с уроками Белоусова?
Это был выдающийся человек и выдающийся тренер. О каждом игроке он знал всё: знал, что ему нужно, чтобы стать лучше, знал, что его мотивирует. И, разумеется, он досконально знал игру, понимал ее. Это был прекрасный человек абсолютно во всем, и мне очень повезло, что я играл у него три года. Великолепный опыт. Один из величайших тренеров, у которых я когда-либо играл и вообще один из величайших, кого я знаю. У меня просто слов не хватит, чтобы сказать всё хорошее о нем как о тренере и как о человеке.

Многое изменилось в «Тракторе» за ваше время, многое изменилось и в лиге в целом. Нравятся вам эти перемены?
Это отличная лига. Конечно, всегда и везде есть взлеты и падения, на пути встречаются различные препятствия, обидно, когда исчезают команды, когда у клубов возникают проблемы с деньгами, другие сложности. Но в целом лига развивается здорово, прирастает хорошими командами. Расширение в Европу – отличное дело. Бесспорно, это вторая в мире лига, причем с огромным отрывом от всех остальных. Ладно, оставим в стороне НХЛ, но всё, что сделано здесь, потрясает. Лично для меня это прекрасный опыт, и я просто счастлив, что получил однажды шанс приехать сюда и поиграть здесь.