Железный человек

Бывший кэп «Трактора» Станислав Чистов живое воплощение концепции Инь и ян. Светлое начало превращает его в гения. В человека с волшебными руками, который за счет молниеносных кистевых движений творит магию на льду. Но есть и темная сторона, которая помешала ему реализовать свой потенциал. Парадокс в том, что обе стороны уравновешиваются в Чистове и делают его самым неоднозначным хоккеистом КХЛ.

В жизни Станислав замкнут и флегматичен, но на самом деле в биографии Чиззи много всего удивительного. От двухнедельной службы в армии с построением в шесть утра (было дело в Омске!) до похвалы от выдающегося тренера Майка Бэбкока.

Первый раз парень попал в Америку в 14 лет со школой «Металлурга». После турнира талантливому подростку предложили задержаться в Калифорнии на год и поиграть в местной команде. За это время челябинец подучил английский, плюс вник в тонкости североамериканского хоккея.


Поэтому, когда «Анахайм» задрафтовал россиянина под пятым (!) номером, Стас был готов. Новый клуб видел в нем будущую суперзвезду, но ставка не оправдалась. Чистов выдал потрясающий старт: 30 очков в первый сезон, участие в матче молодежных звезд НХЛ и борьба в финале Кубка Стэнли. Тренер «уток» Майк Бэбкок был им доволен.

Но дальше случился синдром «Второго сезона». Потом был обмен в «Бостон», игра в четвертом звене и бегство в Россию. Чистов мог бы сделать карьеру в НХЛ не хуже, чем у Павла Дацюка, но решил плыть по течению.

Чтобы выйти из кризиса Стасу нужно было пахать, стиснув зубы, но он далеко не фанат кропотливой работы. В этом и противоречие. Чиззи никогда не был первым в тренировках или тестах, но когда он в форме - забрать у него шайбу фактически нереально.

Природный талант позволяет Чистову почти всегда чувствовать себя комфортно. У форварда великолепное катание и видение льда, он здорово финтит и работает корпусом. Он чуть ли не лучше всех в лиге умеет держать паузу. Когда у всех сдают нервы и игроки бросаются на лед, Стас с флегматичным выражением лица отправляет шайбу в пустой угол ворот. Чистов незаменим в большинстве, ведь он – диспетчер, играющий с высоко поднятой головой. Он может выдать пас как на пятак центрфорварду, так и защитнику под щелчок через всю зону атаки. Передачи Чистова – это отдельная тема для разговора. У него проходят пасы за спину, слепые передачи, подкидки через три клюшки. И все это может быть в одной смене, если он на взводе.


Да, возраст сказывается и ноги не так резвы, но временами он продолжает творить чудеса, решая судьбу эпизодов даже в не самой лучшей форме.

– Опыт за океаном пошел мне на пользу. Меня научили не терять шайбу и больше вступать в единоборства. Если бы я туда не съездил, может быть, так и играл бы в детский хоккей, – подвел он итог жизни в Штатах.

«Химия» Чистова зависит от множества факторов. Тренер должен не мешать ему творить на площадке и подобрать правильных партнеров. Вроде Кузнецова и Булиса, с которыми Станислав катался в первой тройке и набирал по 25 очков в «бронзовый» и «серебряный» сезоны. Да, он не был супербомбардиром, но зато кайфовал от игры и считался важнейшим звеном в системе Валерия Константиновича.

Когда белоусовский «Трактор» посыпался, из Чистова сделали козла отпущения. Он был одним из самых высокооплачиваемых форвардов клуба и проваливал сезон. Говорили и о нарушениях дисциплины. Неудивительно, что решение не продлевать с ним контракт болельщики встретили аплодисментами.


Но от любви до ненависти один шаг. Плохих парней, способных меняться к лучшему, в России всегда обожали. Поэтому публичное покаяние Чиззи и последующее возвращение в «Трактор» поклонники «черно-белых» вновь встретили овациями.

А спустя пару месяцев Андрей Николишин назначил его капитаном и в карьере Чистова произошел ренессанс. 33 (12+21) очка в регулярке в сезоне 2014/15 - лучший результат с точки зрения статистики за все четыре года в «Тракторе».

– После матча думаю о том, что сделал правильно, что неправильно. Но затем я засыпаю, а, проснувшись, забываю и иду дальше, – рассказывает Чистов о себе.

Подобная философия помогает ему держаться на плаву и не свихнуться от невезения. Еще один удивительный факт в том, что Чиззи будто напророчили быть вечно вторым. За карьеру он проиграл три больших финала: с «Авангардом» против «Магнитки», с «Анахаймом» против «Нью-Джерси» и крайний с «Трактором» против столичного «Динамо». Клубы, из которых он уходил, брали Кубки на следующий сезон. Так было с «Дакс» и «Салаватом Юлаевым». Проведение будто отыгрывается на нем за неиспользованный потенциал. По сути, золото на юниорском чемпионате мира в 2001-ом году – так и осталось для него единственной большой победой.


– Таких совпадений слишком много. Значит, есть силы свыше, которые не хотят, чтобы я выигрывал золото, – однажды заметил он.

Всю карьеру Чистов ходит по канату над пропастью в сотню метров. Он балансирует между выдающимися трюками и частыми игровыми спадами, любовью и ненавистью, жизнью и смертью.

К Чистову можно относиться по разному, но одного у него не отнять – характера. Он будто железный человек, который, упав – всегда поднимается.

– У меня очень высокий болевой порог, – признался как-то хоккеист. – Однажды в Америке я на разминке почувствовал боль в ноге, мне намазали это место волшебной мазью, я спокойно провел матч. Когда же сделали снимок после игры, обнаружили, что это надрыв крестообразной связки. После сезона пришлось операцию делать.

Прозвище Чиззи челябинец получил в Штатах. И, кажется, в этом заложено нечто большее, чем производная от фамилии. Перед общей фотографией американцы часто говорят «Чиззз». Чтобы передать в кадре радость. Когда Стас в порядке именно такие эмоции и вызывает его игра: улыбку, радость, счастье.