Всё равно считаю себя челябинцем

Вспоминает Александр Пономарев:
- Мы закончили чемпионат, вернулись к бытовым делам. Я как-то попросил Виктора помочь мне разгрузить уголь. Мы жили тогда по соседству, на Плановом поселке ЧТЗ, в частных домах. Только мы разгрузили уголь, подъехала легковая машина. В ЗИСе сидел футбольный судья Руднев. Он сказал Виктору, чтобы тот собирался. Оказывается, в аэропорту Шувалова уже ждал самолет, специально присланный Василием Сталиным. Так Шувалов оказался в элитной хоккейной команде ВВС и в лучшей тройке – вместе с Евгением Бабичем и легендарным Всеволодом Бобровым, также бывшими футболистами.

***

Виктор родился в 1923-м году в мордовской деревне неподалеку от станции Рузаевка. Но в двухлетнем возрасте вместе с родителями переехал в Челябинск. В школе преподаватель физкультуры - известный в городе футбольный арбитр Илья Пылайкин заложил ему, как и другим ученикам, основательный фундамент физической подготовки. В тридцатые годы главная ставка в развитии советского массового спорта была сделана на игровые, командные виды спорта и, прежде всего, футбол. Первые годы Челябинской области в полной мере можно назвать футбольным бумом. Во второй половине тридцатых легендарным Виктору Шувалову и Павлу Гангану пока по четырнадцать лет, и ведут они свои футбольные баталии на небольшом стадиончике в Косовских садах у старого переходного моста в Ленинском районе Челябинска.


Детская «дикая команда» из Порта, громившая всех в округе, попала на заметку специалистов. В один из весенних дней к «портовским ребятам» подошел симпатичный, спокойный молодой человек, работник завода имени Серго Орджоникидзе – Владимир Трушенко. Он станет «счастливым случаем» для ребят, поворотом в судьбе. Тренер-энтузиаст предложил Гангану и Шувалову перейти в команду «Зенит».

Однажды «Зенит» играл принципиальный матч на первенство города. Игра шла, что называется, «очко в очко». Едва нападающие Ганган, Шувалов, Сингалевич забьют гол, как в первой же контратаке свой вратарь пропускает ответный мяч. На упреки товарищей, длинный, несколько замедленный «воротчик» вспыхнул, стянул с себя налокотники и вручил их опешившему Гангану: - Вот возьми и стой сам… И Ганган встал – на 17 лет. Спортивную дружбу молодых зенитовцев укрепила… Великая Отечественная война. Практически весь состав команды ковал оружие Победы на Кировском заводе.

- Когда на фронте стало чуть полегче, - вспоминал в одном из интервью Виктор Шувалов, - на заводе организовали первенство по футболу. Тогда была большая тяга к спорту, люди соскучились по игре. Я выступал за цех МХ-2, который производил коробки скоростей для тяжелых танков. Отработаешь смену, покрутишь стальные болванки в 80 килограмм, и после такой «силовой подготовки» – на стадион. Быстро переоделся, побегал, забил пять-шесть голов. Совсем другое настроение…

Шувалов ничуть не иронизирует. Центральный нападающий футбольного «Трактора», а с 1946-го года – «Дзержинца», высокий, физически крепкий, форвард «таранного типа», он буквально царствовал в штрафной площадке соперника. Вместе с Ганганом, вместе со всей командой в сезоне 1947-го года во второй группе всесоюзного чемпионата челябинцы добиваются поразительного результата – 59 забитых голов против 7 пропущенных!

Футбол в СССР никогда не отличался сезонностью, зимой футболисты обычно играли в русский хоккей… Не отставали и ребята из «Трактора», тем более что на подмогу им были лучшие игроки с эвакуированного Кировского завода. Так что переход к канадскому хоккею не был столь тяжелым, тем более что правила игры начали изучать еще в далеком 1937-м году.


Вспоминает Виктор Шувалов:
- Русский хоккей в Челябинск «привезли» эвакуированные из Ленинграда рабочие Кировского завода. Среди них были хоккеисты: два вратаря – Яшка Ром и Борис Мельчарек, защитники братья Ковш, Иван Григорьев, Журавлев, Васька Федоров – хорошие игроки, они за сборную Ленинграда играли, первенство Ленинграда выигрывали. Я многому у них научился. Директор Кировского завода Исаак Моисеевич Зальцман, Герой Социалистического Труда, «Танковый король» спорт любил, ходил на все футбольные и хоккейные матчи. Когда заводская команда перешла в высшую лигу, для нас построили хоккейную коробку с трибунами, обновили павильон. Наша футбольно-хоккейная команда сильная была, мы Урало-Сибирскую футбольную зону дважды выигрывали.

Но прошло десять лет, прежде чем было принято решение создать на Кировском заводе команду по «канадско-американскому» хоккею. Руководителя заводского хоккея Виктора Васильева отправили в Москву на курсы тренеров к легендарным Анатолию Тарасову и Всеволоду Боброву.

- Перед отъездом в Москву, - вспоминает Виктор Васильев, - Виктор Шувалов, прочитав о канадской игре в каком-то журнале, помнится, долго не мог успокоиться: «Эх, узнать бы правила!».

В послевоенные годы на заводе была сильная команда по хоккею с мячом. Ребята были «на ходу», неплохо владели техникой, успешно участвовали в крупных соревнованиях. Поэтому неудивительно, что в сжатые сроки была собрана боеспособная команда по канадскому хоккею. И уже 1-го января 1948-го года челябинский «Дзержинец» провел свой первый матч с горьковским «Торпедо». Челябинцы разгромно победили «Торпедо» со счетом 11:2. Первый гол в истории челябинского клуба забил Виктор, а всего их за игру было четыре (сейчас это называют покером).

Вспоминает Виктор Шувалов:
- Игроков тогда в «Дзержинце» было восемь. Одна пятерка и запасные – вратарь, нападающий и защитник. Мне приходилось играть практически без смены. Это теперь игроки бегают на коньках, а тогда катались, может, поэтому было полегче. Сейчас произошли большие изменения и в тактике. Если раньше форварды пытались обыграть соперника, то сегодня вся игра в основном в углах, передачи принимают стоя. Немногие в современном футболе или хоккее могут обыгрывать «один в одного». Как говорится, много движений и никаких достижений.

В марте 1948-го в финальном турнире в городе Молотов (ныне - Пермь), заняв первое место, «Дзержинец» получил право играть в высшем дивизионе отечественного хоккея. В пятнадцати играх Виктор забросил 18 шайб, поистине гроссмейстерский результат.

В сезоне 1948/49 «Дзержинец» пополнился игроками из Москвы и челябинского «Динамо». Так сформировалось первое «ударное звено» в истории команды.

В центре играл всё тот же Виктор Шувалов, работавший (и игравший) на ЧТЗ (тогда - Кировском заводе). Слева атаковал быстрый, техничный, умевший и гол забить, и отдать пас - Леонид Степанов. Правым краем тройки был Георгий Женишек, долгие годы олицетворявший результативную игру и входивший в десятку лучших бомбардиров страны. Леонид Степанов приехал из московского «Буревестника», но в 1946-м он играл за легендарный ЦДКА и забросил первую шайбу в официальных первенствах страны по хоккею с шайбой в Москве.



Первый свой матч в высшем дивизионе челябинцам предстояло играть против ЦДКА. Как говорится, в «омут с головой».

О том матче вспоминает Георгий Женишек – автор первого гола «Дзержинца» в первой группе Чемпионата СССР.

Вы помните тот гол?
Леня точно отдал слева направо мне шайбу, минуя Шувалова (он своей фигурой по центру отвлекал защитников). Я на крючок ее поймал, повернул, завернул и послал точнехонько в незащищенный створ ворот. Вот и все.

Так просто?
Просто?! Еще надо было всю армейскую пятерку обыграть - тогда просто. А уж когда они в мандраж вошли, Шувалов им еще одну вкатил. Первый период был за нами 2:0. Правда, во втором они, москвичи, все же сквитали один гол.

А чего ж вы не удержали победу?

Нас сколько было? Ну, десять. А их? Два полных состава и еще на скамейке несколько запасных. Мы по 4-5-6 минут без замены шпарили. Потом на скамейку плюхнешься, воздуху наберешь, отдышишься - и в игру. Считалось, что так и должно быть.

Но матч вы все же проиграли?

Почетно - 2:3. Именно в третьем периоде они нас одолели за счет армейской физподготовки. Вы меня понимаете? Они ведь уже тогда были на кормах, на довольствии, а мы - рабочие ребята, нам талоны на питание давали в «десятке» - скудной столовой. В третьем тайме (таймы были, а не периоды) мы проиграли 0:2. Расстроились страшно. На Васильева смотреть не хотелось. А тут приходит в нашу раздевалку великий Тарасов. «Спасибо!» - говорит. Обнимает, чуть ли не целует...

А потом москвичи начали красть у нас ребят. С Витьки Шувалова.

В том сезоне Виктор забил 18 голов, но уже в ворота асов отечественного хоккея. Это не могло быть не замеченным Василием Сталиным… Хотя Виктору поступали предложения из разных футбольных и хоккейных клубов - он выбрал ВВС. Кроме того, Исаака Зальцмана с помпой неподобающей его заслугам перед страной, перед Челябинском, уволили. Из команды ушло много игроков.


Все титулы и награды Шувалов получил уже выступая за ВВС, ЦСК МО и сборную СССР:

Виктор Григорьевич - пятикратный чемпион СССР (1950/51-1952/53 - в составе ВВС, 1954/55 - 1955/56 - в составе ЦСК МО), четырехкрат­ный обладатель Кубка СССР (1952 - в составе ВВС и 1954-1956 в составе ЦСК МО), двукратный чемпион мира (1954 и 1956), трехкратный чемпи­он Европы (1954-1956), чемпион Олимпийских игр (1956), серебряный призер чемпионата мира (1955).

14-го сентября 2015-го года под своды Ледовой арены «Трактор» имени В.К.Белоусова был поднят флаг Виктора Шувалова с его игровым номером в «Дзержинце».

Источники
Футбол на льду,
«Раритет» История Южного Урала,  В.Лютов, О.Вепрев
Богуславский Б.М. «Черные и Белые», изд. «Цицеро», - Челябинск, 2013
Фото из архивов хоккейного клуба «Трактор»