«Я благодарен Челябинску за то, что родился в этом городе, вырос и стал хоккеистом»

В пятидесятых годах на футбольном поле стадиона ЧТЗ заливали лед, там и оттачивали своё мастерство катания мальчишки с седьмого участка. А катались они лучше всех, среди них и был Гена Казаков. Как-то Виктор Столяров сказал Гене: «Давай попробуем поиграть в хоккей». Он попробовал и потом играл всю жизнь.

В то время на ЧТЗ с молодежью работали тренеры Владимир Штырков, Виктор Столяров и Борис Перекладов. Сейчас это называется «работали», а в то время они с подопечными «играли», обучая ребят приемам игры.

Еще в «молодежке» Столяров собрал легендарное звено нападения «Трактора», так называемую «тройку черных» - Бурачков-Кунгурцев-Казаков. В 1958-м «молодежка» «Трактора» участвовала в финале чемпионата СССР, причем играли вместе ребята и 1938-го, и 1942-го годов рождения. Таков был разбег возрастов. Тогда челябинцы заняли второе место. Серебро молодежного чемпионата СССР стало первой наградой в жизни Казакова.


Уже в конце 1959-го года Геннадий дебютировал в «основе» «Трактора», шла смена поколений. В том же году его партнер по тройке нападения Виктор Кунгурцев вошел в число 33-х лучших хоккеистов Чемпионата СССР.

Вспоминает Геннадий Казаков:
Дело в том, что я был работягой: отрабатывал и туда, и сюда. И в обороне мог поучаствовать, и в атаке. У меня не было каких-то определенных точек. Я умел работать под воротами, там, где бьют, потому что это было интересно. Там бьют – значит, есть за что. Зато с этой точки всегда можно забить.

***

Уже на третий сезон Казаков вошел в число самых результативных хоккеистов чемпионата СССР. Как раз в 1962-м году «Советский спорт» стал публиковать такой список, и в нем Геннадий был в пятерке лучших. Но не до конца первенства...

Он не закончил тот сезон. Занимал ведущие позиции, был на виду у болельщиков, и случилось, как тогда говорилось, нарушение спортивного режима. К тому же, «Трактор» должен был выезжать на товарищеские игры в Финляндию, а он опоздал на поезд «Челябинск-Москва». В наказание его дисквалифицировали на три года.

Потом председатель спортклуба Иосиф Брик разговаривал с Казаковым: «Все понял?» - «Понял». «Поздно понял!» Такая же судьба постигла, кроме него, горьковчан Льва Халаичева и Роберта Сахаровского, тоже много забивавших. Именно с них началась такая вот «учеба» хоккеистов.

Потом Казаков играл только на первенство завода. На ЧТЗ тогда были известные спортивные цеха: механические второй и пятый. И играл хорошо. Но возвратить его в команду оказалось сложнее, чем дисквалифицировать. Сколько и чего администратор 3иновий Певзнер увез в Москву? Неизвестно. Но через год, когда тренером стал Николай Сидоренко, все-таки удалось вернуть Геннадия в «Трактор».



Когда Казаков женился, у него пошел естественный спад. В это время у старшего тренера Виктора Столярова вырезали аппендицит, и команду возглавил Владислав Смирнов. Он взял курс на искусственное омоложение и отчислил из «Трактора» Казакова, Юшкова, Ржанникова и Никонова. Потом еще подали заявление об уходе Кунгурцев, Малков, Толстик, Шевелев... Всего ушло 13 ведущих хоккеистов, а «Трактор» оказался во второй группе союзного чемпионата.

По приглашению челябинца Владимира Каравдина Геннадий переехал в Уфу.

Раньше Казакова в Уфу уехал еще один игрок нашей команды Герман Бурачков. Там у него обнаружили рак желудка. Он вернулся в Челябинск, доктор Хлебников его прооперировал, но, к сожалению, операция Герману уже не помогла. О смерти Гешы, как звал его Казаков, команда узнала по телефону в московской гостинице. Виктор Кунгурцев уехал по приглашению Николая Эпштейна в Воскресенск. Так и распалась «тройка черных».

Казаков часто говорил, что уфимский хоккей вырос из челябинского. И легендарная тройка нападения СК «Салават Юлаев» состояла из двух челябинцев Николая Заварухина и Геннадия Казакова, играл с ними и уфимский воспитанник Владимир Быков. Майки этих трех форвардов подняты под своды уфимской арены.

Вспоминает Геннадий Казаков:
Центральный нападающий - Николай Заварухин. Очень хорошо видел площадку. «Мозг» тройки. Владимир Быков много забивал. У него было прекрасное голевое чутье, «веселые ручки». Часто бывало, что если с первого броска он не забивал, то успевал сделать одно, а то и два добивания. Сначала за него отрабатывал, позднее он «оперился», сам заиграл. А вообще я «черновую» работу любил: отрабатывал и сзади, и впереди.


 

За всю карьеру в Уфе Казаков забросил 189 шайб. В 1975-м он перешёл на тренерскую работу в команды мастеров, пришлось ему поработать и в Ангарске с местным «Ермаком». В конце 70-х наставник попал в первый набор ВШТ.

Вспоминает Геннадий Казаков:
Я очень рад, что был знаком с великими людьми. В Высшей школе тренеров мы учились вместе с Александром Рагулиным. Это великолепный человек! Мы играли в разных командах, а в ВШТ стали друзьями с Александром Павловичем.

А с 1990-го Геннадий Андреевич работал с мальчишками в Уфе. Вел 1980-й год рождения, правда, взял их уже 10-летними. Шесть ребят стали в Тольятти в составе «Трактора» чемпионами России. Руслан Нуртдинов входил в молодежную сборную страны.

Геннадий Цыгуров о Казакове:
Казаков пораньше меня пришел в команду мастеров «Трактора». Мы выросли все вместе здесь, около хоккейного стадиона ЧТЗ. У них было очень хорошее сочетание - Бурачков – Кунгурцев – Казаков. Геннадий – очень страстный, отличался бойцовскими качествами. Иногда даже его немного перехлестывало в плане удалений, конфликтных ситуаций на льду. Но самоотдача у Казакова была сумасшедшая. Он бегал не накатом: бежал, буквально рубил лед – такой ударный бег. Геннадий постоянно был нацелен на борьбу. Но хорошо отрабатывал и вперед, и назад, в меньшинстве играл очень хорошо.
В начале 60-х годов – это была наша ударная тройка. Кунгурцев – великолепный мастер. Герман Бурачков… К сожалению, Бурачков умер…
И когда в 1965-м году мы вылетели из высшей лиги, то по непонятным причинам тогда отчислили Казакова, Юшкова, которые уехали в Уфу. Потом Геннадий Андреевич очень-очень долго служил уфимскому хоккею, все время был на ведущих ролях. Тройка Быков – Заварухин – Казаков оставила заметный след в первой лиге СССР – и как бомбардиры, и как лидеры.
Он закончил Высшую школу тренеров – работал тренером в «Салавате Юлаеве», детским наставником. Казакова с очень большими почестями проводили на пенсию. Даже подарили машину. Майка Геннадия Андреевича висит под сводами уфимского дворца. Я считаю, что Геннадий Казаков прожил достойную хоккейную жизнь.

***

Здоровья Вам, Геннадий Андреевич!

Источники
Сергей Чернышев. Футбол-Хоккей Южного Урала №8 (326) март 1999 г.

Игорь Золотарев.
http://fxju.sevensport.ru/regiony/23-hregiony/744-vsegda-hotel-pobezhdatj.html