Десятилетие возвращения «Трактора» в элиту

После неудавшегося возвращения в Cуперлигу челябинского «Трактора» во главе с Анатолием Богдановым руководство города и области задалось вопросом о смене «рулевого». Тогда курировавший хоккейную команду «Трактор» от города Борис Видгоф обратился ко мне с вопросом: «Кто может вывести команду в суперлигу?» Я назвал две фамилии, но при этом отметил, что Цыгуров, как патриот челябинского хоккея, сумеет создать нужную ауру в команде. Такой же вопрос задавал мне и первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов, которому нужно отдать должное в роли выхода команды в элиту.

Эти два сезона с Цыгуровым (выход в Суперлигу и следующий в Суперлиге) были мои последние из 18 предыдущих в роли руководителя пресс-службы челябинского «Трактора». Геннадий Федорович не просто оправдал надежды всех болельщиков и специалистов в городе и области, но дал дальнейший толчок развитию хоккея в Челябинске.

Геннадий Федорович, давайте вернемся на десять лет назад, когда вы руководили «Трактором» и вернули его в элиту российского хоккея...
Я только принял ХК МВД перед сезоном-2004/05. Мне позвонил Косилов: «Мы хотели бы пригласить вас в «Трактор». – «Давайте мы доработаем до конца сезона». Когда вывели команду ХК МВД в суперлигу, назначили нового тренера – Котова.

Я приехал в Челябинск на встречу, на которой присутствовал Б.Видгоф. Мне сказали: «Даем вам должность президента». 10 дней я президентствовал. Обстановка была просто аховая. Трегубенков с Богдановым отдыхали в Финляндии. Начинается подготовка – никого нет... Пришли ребята: Камаев, Воронцов, Заварухин. Мы выиграли Универсиаду – обещали, но нас обманут. Когда мы подъехали ко Дворцу спорта «Юность», там стояли ребята с ЧТЗ: Гомоляко, Карпов, Варицкий, Сапожников, Галкин. «Ребята, надо возрождать «Трактор». – «Геннадий Федорович, нет, мы в «Мечеле».

В то время хотели совместить две команды или передать «Трактор» во владение «Мечела». Туда ушли все ведущие игроки. В «Тракторе» остались только Камаев, Воронцов, Костя Панов, Сарматин. Мрачная картина... Один, второй, третий телефонные звонки: «Геннадий Федорович, нам должны столько-то долларов...» Набралось больше 50 тысяч долларов долга. Я позвонил Видгофу: «Борис Ефимович, надо клуб выводить на «ноль» и тогда я приму». В ответ: «Вы будете делать всё, что мы скажем вам». На следующий день я сел в машину и уехал домой в Тольятти. Богданов утром улетел в Чехов – принял «Витязь».

Мне опять позвонил Косилов: «Приезжайте в «Трактор» главным тренером». Тренерами со мной в «Тракторе» были сын Денис и Сергей Хрущев. Это преамбула к разговору.

Произошло, как раньше говорили, «единение партии и народа». Видимо, это шло от губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина. Он очень удачно поручил курировать команду Косилову. С его стороны очень энергично, очень ответственно, очень контактно было взаимодействие с командой и с руководством – с нами. Огромная роль и главы города Челябинска Юревича, и Видгофа, и общественности, и журналистов, и болельщиков. Главное – нам удалось сформировать коллектив команды. Я говорил и еще раз повторю: такой коллектив, который мы все вместе создали в 2005 – 2006 годы, запомнился на всю жизнь. Такая была атмосфера! Ребята настолько понимали ответственность, было огромное желание выйти в Суперлигу. Наши требования – может быть, чуть-чуть завышенные, жесткие – были выполнены.

Мне говорили, что взаимоотношения «Мечела» и «Трактора» были плохие, нет контакта. Я позвонил Зиновьеву: «Женя, в Челябинске такая ситуация, как, может быть, в Москве. Зачем нам куда-то ездить, играть контрольные матчи, деньги тратить... Мы здесь с тобой работаем неделю, а в субботу проводим тренировочный матч. И недельный цикл будет законченный. И для команды подготовка хорошая, и средства тратить не надо». Женя согласился, и мы в основном так проводили подготовительный период.

Конечно, для меня было странным видеть, что «Трактор» такой робкий вышел играть контрольные матчи против «Мечела». Звезды челябинского хоккея – фамилии, имена... Надо было переломить этот период, когда в ребят надо было вселить уверенность, поднять дух. Поднять дух можно только победами.

Очень удачно, что пришел в команду вратарь Фаунтин. Весь год он отработал на «отлично». Такой коллектив сформировали! Мы практически с первого тура были в лидерах. Другой задачи не было, кроме выхода в суперлигу.

Хорошо помню, когда перед Новым годом мы заканчивали первый круг матчами с «Мечелом» и второй круг начали тоже встречами с «Мечелом». Заканчивали у них, второй круг начинали у нас, в «Юности». Общественность обратилась к «Мечелу»: «Давайте встречи двух челябинских команд проведем во Дворце спорта «Юность». Это событие из ряда вон – они отказались. Мы вырвали «на зубах» две победы с разницей в одну шайбу (2:1 или 3:2). Во втором круге в «Юности» мы просто «разорвали» в двух матчах «Мечел» – 6:1 или 7:2.

Многие ребята из «Мечела» говорили, что это наш дух, это родное – дворец спорта «Юность». Было принято решение укрепить «Трактор» пятеркой из «Мечела». «Трактор» сам набрал ход плюс это укрепление – по накату дошли до финала. В Пензе решили вопрос выхода в суперлигу. А с «Крыльями» разыгрывали первое место. Мы уже не могли думать о другом. Только победа, только первое место! Матч в Москве проиграли по буллитам «Крыльям Советов», но дома «разорвали» их. Пятый матч в Москве закончили со счетом 7:0.

Дух такой царил, всё в городе было подчинено возвращению «Трактора» в суперлигу. Всеобщее ликование, всеобщая радость... Это была наша общая победа! До сих пор с благодарностью вспоминаю тот наш замечательный коллектив.

Выход в суперлигу дал дальнейший толчок развитию хоккея в Челябинске. Это и открытие новой «Арены Трактор», и открытие хоккейных школ – «Белые Медведи», «ХШ им. С.Макарова» и «Сигнал».

Попечительский совет ХК «Трактор» возглавлял Косилов. В него входили Юревич и Видгоф. У них были разные позиции. Только Сумин удерживал всё в равновесии. Как вы с ними взаимодействовали?
Видно было, что есть конфронтация Косилова и Юревича. Надо отдать должное Петру Ивановичу Сумину, который жестко сказал, что не будет никакого объединения «Трактора»: «Трактор» – это бренд города. «Трактор» знают во всём мире. Мы сделаем всё возможное, чтобы «Трактор» вернулся в Суперлигу».

Звание почетного гражданина вам дали именно после этого сезона?
Да. В течение всего года вёлся рейтинг. Моя заслуга была минимальной. Когда вручали награду, я сказал, что почетный гражданин – это хоккейный клуб «Трактор». Его величество Хоккей!

«Трактор» до сих пор находится в элите отечественного хоккея.