«Автор фильма «Константиныч» – сам Белоусов»
Саша,
расскажи, пожалуйста, кем был для тебя Валерий Белоусов до того, как ты снял программу
о нем для «Территории КХЛ»?
Помню еще школьником следил за решающими матчами российской суперлиги. Тогда
Валерий Белоусов вел к золоту «Металлург». А познакомился с ним, когда приехал
в Челябинск с «Территорией КХЛ». Я знал, что он не любит давать интервью, хотя
всегда был корректен к журналистам, никому не отказывал.
Когда я приехал в Челябинск второй раз, я попросил его
стать героем программы. Это было смелое решение, никто не верил, что Валерий
Константинович согласится. Он давно не давал таких интервью, а тем более
телевизионных. Тем, не менее, он мне не отказал. Сам подошел после тренировки и
спросил, что нужно сделать. Я не знаю, почему он ответил согласием, почему
доверился мне и говорил со мной как со знакомым человеком. Но это произвело на
меня глубочайшее впечатление.
У меня достаточно много работы в разных видах спорта и по окончании одной я
быстро переключаюсь на другую, забывая о том, что было, но вот эта работа,
которую мне доверил клуб и которую зрители скоро увидят, особенная. Ее ни с чем
нельзя сравнить. Во время создания фильма я чувствовал ответственность перед
клубом и в первую очередь перед Валерием Константиновичем. «Трактор» очень
трепетно относится к своей истории: замечательный музей, часто вспоминает
ветеранов, помнит о них, заботится, помогает. И то, что в итоге именно мне
доверили съемки этого фильма, выбрав среди множества других журналистов – обязывало
меня вложить в эту работу все силы.
Когда стало известно, что ваша съемочная группа возьмется за фильм памяти, сразу была ясность, о чем будет эта картина? за
фильм памяти, сразу была ясность, о чем будет эта картина?
Я сразу построил план, выбрал ключевые точки съемок. Я понял, что нужно
посетить Новоуральск, Нижний Тагил – места, где он начинал свой путь. И еще я
понимал, что ни один фильм не может в полной мере отразить его жизнь. Что
главное в этой истории – я не хотел бы, чтобы меня называли автором этого
фильма. Герой и автор этого фильма – сам Валерий Константинович. В нем много
его прямой речи и он словно сам рассказывает свою историю. Мне лишь нужно было
определить некий формат, то как все будет выглядеть. О его жизни можно сделать
10 фильмов и все они будут очень разными.
Каким запомнился родной город Валерия
Константиновича – Новоуральск?
Мне очень помогал клуб, помогала Анна Гусева, она дала контакты. Родственники,
друзья – все с радостью шли навстречу и рассказывали историю, наверно, самого
выдающегося человека в их жизни. Было немножко трудно находить некоторые
истории на местах, потому что так давно это было и так мало людей осталось, кто
это помнит.
Как проходили съемки? Где вы находили
материал для фильма?
Зимой снимать всегда непросто, но было интересно побывать в
закрытом городе Новоуральске, на «вагонке» в Нижнем Тагиле. Мы узнавали много
интересных подробностей. Его друзья, партнеры по команде рассказывали, как
шайбы раскалывались на две части, потому что играли даже в самую морозную
погоду, как люди забирались на деревья, чтобы увидеть матч..
К сожалению,
телевизионных материалов сохранилось очень мало. Сумели найти в Москве съемки
игр в Челябинске, разглядели его самого. Еще в фильме есть кадры, где он со
сборной СССР перед поездкой на Кубок Канады. Это вообще был фильм французских
киношников, которые тогда в цвете снимали. Здорово, что мы показали не только его
тренерскую историю, но и моменты, когда он был игроком. Зрители увидят эти
кадры впервые.
Вашей съемочной группе удалось
пообщаться со многими известными в российском хоккее людьми. Насколько их
мнение было единодушным в плане масштаба личности Валерия Белоусова?
Я приходил к ним, чтобы узнать о нем в первую очередь как о тренере, и они все
ему были благодарны. Многие из них с ним выиграли медали различного
достоинства. Все говорили о нем, как о большом человеке и гениальном тренере.
Все же привыкли, что тренер должен быть жестким, строгим, принципиальным,
кричать постоянно, пинать что-то, а Валерий Константинович был совсем другим.
Кто-то говорил, что он никогда не кричал, кто-то говорил, что иногда кричал, но
все вспоминали его как человека, который пришел в хоккей, чтобы сделать что-то
важное. Он всегда хотел побеждать. Это стремление помогало ему писать историю. Он
действительно стал хранителем не только челябинского, но и уральско-сибирского
хоккея.
Остался ли ты доволен итоговой работой?
Мне сложно ответить на этот вопрос. Перед премьерой я испытываю некоторое
волнение. Я не знаю, понравится людям картина или нет, будут ли они
аплодировать после фильма… не мне, ему. Моя роль была проста – не испортить
историю. Рассказать ее искренне, правдиво…