Иностранный легион Канада

Между Дэллманом и Дойгом

Глобализация и элементарные законы логики в последние пятнадцать лет добрались и до нашего хоккея. Иностранцев в отечественные клубы сейчас приглашают не экзотики ради, а для пользы.

Конечно, шабашников вроде Джейсона Дойга в России и сейчас хватает, но всё же появились и игроки, действительно привносящие в наш хоккей что-то новое.

При Андрее Назарове в «Тракторе» появилось несколько легионеров из дальнего зарубежья. Кто-то из них вписался в команду лучше, кто-то - хуже, но все они пытаются быть полезными для клуба.

Кто как может, конечно. Канадские парни Пьер и Мартин за менее чем полгода в Челябинске успели кое-чего добиться. Рассказом о них «Вечерний Челябинск» завершает серию материалов о легионерах «Трактора».

Канадцев в КХЛ много. Ничего удивительного - хоккей-то придумали именно там. Все они очень разного уровня и способностей. Но мало кто будет отрицать, что такие хоккеисты, как Раймон Жиру, Кевин Дэллман или Роберт Эш, украсили наш чемпионат.

Даже такие неоднозначные фигуры, как Крис Саймон и Рэй Эмери, принесли пользу КХЛ хотя бы тем, что создали массу поводов говорить о себе.

Челябинские канадцы Пьер Дежене и Мартин Гренье тоже не последние люди в КХЛ. Во всяком случае, по частоте упоминаний в прессе они дадут фору многим. Пьер Дежене рассказывал журналистам о своих шайбах, а Мартин Гренье всё больше грозился всех поколотить. Оба, в общем, милые ребята.

Пятый - лишний

Пьер Дежене
Родился 4 марта 1974 года в Блейнвилле (Квебек, Канада). Хоккеем начал заниматься ещё в раннем детстве. Он так рассказывает о своём детстве:

- В Монреале, городе, в котором я рос, хоккей повсюду, о нём говорят в каждой семье. Как и многие местные мальчишки, я с огромным желанием начал играть в него с раннего детства.

Мне было четыре года, когда отец впервые привёл меня в хоккейную школу. Уже тогда у меня появилась мечта стать игроком НХЛ. Она вела меня по жизни.

Пьер прошёл всю систему школьных, студенческих, юниорских и низших лиг Канады. В середине девяностых он считался одним из самых перспективных молодых хоккеистов Северной Америки. В 1996 году на драфте его выбрал New Jersey Devils во втором раунде под общим 45-м номером.

Несмотря на достаточно высокий номер драфта, не смог закрепиться в НХЛ, оставшись в младших лигах. До 2000 года он скитался по всевозможным QMJHL и AHL, при этом умудряясь набирать больше 100 очков за сезон.

В сезоне 2000/01 он наконец-то дебютировал в составе «дьяволов», но закрепиться не смог и периодически оказывался в фарм-клубе. А ведь несколько его близких друзей пошли в НХЛ очень далеко, став одними из лучших.

- В начале карьеры я сдружился с напарниками по «Монреалю» Майком Рибейро и Жозе Теодором. Мы были молоды, успешны, очарованы большим хоккеем, иногда любили посидеть шумной компанией. Но это было давно - десять лет назад. Со временем я стал серьёзнее, у меня появилась семья. Сейчас дочке три года, а сын ещё совсем малыш, ему всего шесть месяцев.

Мы скучаем друг без друга. Приходится жертвовать общением: я должен быть здесь, в Челябинске, в своей команде. По-другому никак: моя работа - это моя жизнь. Я просыпаюсь утром, еду играть в хоккей, а после - обратно домой, ужинаю и ложусь спать.

Но о своей семье всегда помню, дорожу ею. Где бы ни был, мы часто созваниваемся и поддерживаем друг друга.
В энхаэловской карьере Пьера кроме уже упомянутого New Jersey было ещё два клуба - Florida Panthers, Montreal Canadiens. За годы в лучшей лиге мира он набрал 57 очков - очень неплохой результат.

Самым результативным оказался сезон 2003/04 в родном Монреале, когда нападающий вписал в свой актив 27 очков.

Во время локаута Дежене выступал в Швейцарии. Вернуться в основу Монреаля ему не удалось, пришлось возвращаться в Европу. В австрийском «Инсбруке» канадец вновь обрёл себя. 80 очков за два сезона как-никак.

В «Тракторе» Дежене начал забивать сразу же после приезда. В дебютном матче в России против омского «Авангарда» Пьер записал на свой счёт дубль. Правда, после этого он несколько сбросил обороты. Всё же 14 заброшенных шайб и пять передач в 38 играх - совсем не плохо.

Больше всего в КХЛ Пьеру досаждает лимит на легионеров. Четыре иностранца в матче - и точка. А в «Тракторе» их пять. Вот и приходится ему по очереди с Мареком Ворелом исполнять «пятого лишнего».

Суровый русский регламент

Мартин Гренье
Родился 2 ноября 1980 года в Лавале (Квебек, Канада).
У него та же история, что и у Дежене: Квебек, молодёжные лиги, драфт, АХЛ, попытки пробиться в НХЛ. Разница только в том, что специализация Мартина уж очень специфическая - тафгай. С таким амплуа можно быть востребованным только в Северной Америке.

- Когда я играл в молодёжных лигах, набирал много очков: отдавал передачи, забивал сам. Когда перешёл на взрослый уровень, меня стали немного «задвигать» тренеры. Хотели, чтобы я дрался, был полицейским. Я тафгай, но и в хоккей немножко играть умею.

«Трактор» стал первым зарубежным клубом для Гренье. И, впервые появившись на льду, он полностью подтвердил свою недобрую репутацию. От кулаков Мартина пострадал игрок ярославского «Локомотива». Сам он так комментировал тот эпизод:
- В той игре «Локомотив» играл не совсем чисто.

Они провоцировали наших игроков на грубость, били, когда судья не видел. Мои действия были посланием всей России, что так играть против «Трактора» больше не получится. Я буду защищать наших хоккеистов. Именно это я делал в Америке и это же буду делать здесь.

Странно, но после этого Мартин доводил дело до рукоприкладства лишь дважды. И оба раза в играх против главных задирал КХЛ - подмосковных «Витязей». Первый раз он легко «опрокинул» безбашенного Натана Перро, а второй раз схватился с самим великим и ужасным Крисом Саймоном.

Как рассказал Мартин, отправляясь в Россию, он не знал, что регламент КХЛ сильно отличается от НХЛ. В России за драку дают суровое удаление до конца игры и дисквалификацию на следующую вместо «американских» пяти минут. Естественно, кулаками тут сильно не помашешь. Вот и пришлось Гренье переквалифицироваться в защитника.

Кстати, у него неплохо получилось. По приезде в Россию он сетовал, что здесь очень быстрые и техничные игроки и ему тяжело с ними тягаться. Но за время, проведённое в КХЛ, он освоился. Оказывается, большие габариты и грубая физическая сила вполне способны противостоять скорости и технике.

Пожалуй, Мартин Гренье больше, чем кто-либо другой, своей игрой соответствует названию своего клуба. Он, как тяжёлый гусеничный трактор, расчищает пространство перед своими воротами. В атаке от него тоже есть польза. Семь набранных очков тому подтверждение. Но главное - это всё-таки стабильная игра в обороне.

Мартин - один из немногих защитников в КХЛ, знающих, что такое форчекинг (давление на противника в его зоне). Но кто скажет о канадцах лучше, чем канадец? Недавно Россию посетил хоккейный журналист из Монреаля Дэнис Пуассан. Он так написал об игре в КХЛ:

- Всё, что от них (Дежене и Гренье) требуется, - это вминать в борт соперников и не терять своей позиции на площадке. То есть просто демонстрировать основы основ североамериканского хоккея. (...) А вокруг них - балет. Именно это напоминает европейский хоккей, в который играют на потрясающе гигантских площадках.

У Мартина один из лучших в команде показателей полезности (+5). Для защитника именно этот параметр (а не очки и заброшенные шайбы) является определяющим. Он означает, что, когда на площадке находится Гренье, команда чаще забивает, чем пропускает.

Но всё же Мартин не забывает веселить болельщиков. То клюшку через колено переломит, то покажет неоднозначный жест, проезжая мимо скамейки противников. Конечно, публике это нравится. А уж когда дело доходит до грубости и страсти сильно накалены, Мартин своим появлением на площадке приковывает к себе внимание.

Причём сейчас он не раздувает конфликты, а, наоборот, гасит. Обычно ему хватает просто сурового взгляда, чтобы соперники умерили свой пыл. Вот такой миротворец получился из тафгая. Принцип принуждения к миру работает везде.
Что касается досуга, то канадцы мало отличаются от других легионеров.

Иногда ходят куда-нибудь поесть, но чаще просто спят дома. Или сидят в Интернете. Кстати, про Пьера достоверно известно, что он не доверяет воде из-под крана и пьёт только бутилированную. Наверное, правильно делает. А ещё он любит играть в покер. Даже планирует заняться им профессионально, когда закончит карьеру хоккеиста.

В подготовке материала использованы фрагменты интервью в газете «Спорт день за днём»