Журнал «Трактора»: Алексей Заварухин. «Черно-белый». Только «черно-белый»

Один из лидеров челябинского «Трактора», 28-летний нападающий Алексей Заварухин - уникальный для клуба хоккеист. По одной простой причине - всю свою карьеру он играл только в «Тракторе». Причем, не просто играл, а приносил команде существенную пользу. При непосредственном участии Заварухина «Трактор» превратился из клуба, выступающего в Кубке Федерации - турнире для аутсайдеров Высшей лиги, в крепкого турнирного бойца КХЛ. Для Алексея нынешний сезон - девятый в «Тракторе». За это время в свитере с «Белым медведем» он провел почти 493 матча, в которых забросил 90 шайб и сделал 111 голевых передач.

Хоккей для Заварухиных - дело семейное

Алексей, расскажи, во сколько лет ты начал заниматься хоккеем? И почему выбрал именно этот вид спорта? В четыре года меня в секцию привел отец. Выбор вида спорта и школы был определен просто - мы жили в двух трамвайных остановках от ледового дворца на ЧТЗ. Плюс ко всему хоккей для Заварухиных - семейное. Отец у меня сам занимался и футболом, и лыжами. Но вот мой двоюродный брат выбрал хоккей. Он, как всем известно, играет в Магнитогорске. Когда я только начинал, он был для меня примером для подражания. Можно сказать, я пошел по его стопам.

Кто был твоим первым тренером? Михаил Евгеньевич Чулков. А когда мне исполнилось четырнадцать лет, нашу команду взял Юрий Мальцев. Он вел нас до самого выпуска. В 1996 году с Юрием Ивановичем мы стали чемпионами России. Финал тогда проходил в Тольятти.

Ты сразу стал нападающим? Да, сразу. И в этом вопросе я ориентировался на брата. Он сразу стал играть в центре нападения. Я сделал так же. Кстати, мой дядя тоже был центральным нападающим (смеется).

Сложно ли дался переход из юношеского хоккея во взрослый? Не знаю, как это оценить. Правда, не знаю. Меня даже в фарм-клуб не сразу взяли после выпуска из школы «Трактора». А когда взяли, я отыграл два года за «Трактор-2». И только после этого Анатолий Тимофеев позвал меня в главную команду. Я смог закрепиться в ней в первом же сезоне. И вот до сих пор играю (улыбается).

Помнищь свой первый матч в главной команде? Конечно, такое не забывается! Это была игра 2000 года в Барнауле. С «Мотором». А вот кому я забил свой первый гол, честно говоря, я уже не помню. Но это было в том же сезоне.

«Трактор» должен играть на самом высоком уровне. Так считают, уверен, во всей России

Ты играл за «Трактор» против клубов из Орска, Новоуральска, Северска, против соперников, приезжавших на матчи в Челябинск двумя с половиной пятерками. С какими чувствами вспоминаешь те сезоны в Высшей лиге сейчас, когда твоя команда уверенно занимает место в середине таблицы КХЛ? Да, уже изменилось многое. И очень сильно. Допустим, когда мы играли в Барнауле, добирались туда чуть ли не двое суток. Но, конечно, надо понимать, что тогда и ситуация была другая, и с финансами у «Трактора» тогда были большие проблемы. Но думаю, что ничего страшного в том, что было, нет. Всему свое время. Наше время играть в элите пришло. «Трактор» должен играть на самом высоком уровне. И так считают, уверен, во всей России.

Никто не откроет Америки, если будет утверждать, что в сравнении с временами Высшей лиги очень серьезно изменилась инфраструктура клуба. Так и есть. Сейчас «Трактор» представляет собой постоянно развивающийся клуб. Стало уделяться больше внимания мелочам, нет никаких бытовых проблем. В прошлом остались поездки на матчи на автобусе или поезде. За исключением выезда в Магнитогорск, конечно. Лететь туда было бы очень странно (смеется). 

Кстати, летать не боишься? Нет, нисколько.

Чем занимаешься во время перелета в Хабаровск? Смотрим фильмы. Играем в карты. Заняться есть чем.

В Высшей лиге были моменты, когда ты мог уйти из «Трактора»? В Высшей лиге - нет. Не было смысла менять команду. А предложений из Суперлиги тогда не поступало. Можно сказать, что свой потенциал я тогда еще не раскрыл.

Когда ты лично почувствовал, что готов играть в суперлиге? По ходу того сезона, когда команду возглавил Геннадий Федорович (Цыгуров. - Прим. автора). Тогда мы выигрывали в «вышке» всех подряд. Наш уровень существенно вырос. Мы были сильнее на голову почти всех соперников. Все понимали, что команда переросла уровень Высшей лиги, что надо подниматься наверх. Тогда я и почувствовал, что могу играть и в Суперлиге. Пришла уверенность в этом, в себе, в своих возможностях.

Давай вспомним твой первый матч в Суперлиге. Это была игра против СКА. Сильно волновался? Те ощущения сложно описать. Наверное, были разные эмоции, но это было не волнение. Перед дебютом в Суперлиге мы тогда провели очень много матчей в предсезонке и играли много с командами, с которыми нам предстояло играть в чемпионате, в том числе, кстати, и против СКА. Наш тренер специально выбрал такую систему контрольных матчей, чтобы мы были готовы к играм Суперлиги прежде всего психологически. Ведь для большей части того состава это был дебют на таком уровне. Поэтому мы в своем первом матче сезона 2006/2007 играли на равных с Питером, но нам просто не повезло. В некоторых моментах.

Каждый новый матч за «Белых медведей» приносит непередаваемые ощущения

Всю свою карьеру ты играешь в «Тракторе». Это в наши дни очень редкое явление... Думаю, любому хоккеисту приятно играть в своем родном клубе. Я играю в клубе, который меня воспитал, дал мне путевку в жизнь, сделал меня тем, кто я сейчас. Это непередаваемые ощущения - когда выходишь на очередной матч в форме «Трактора»!

Можно предположить, что всю карьеру проведешь в Челябинске? В этом вопросе не все зависит от меня. Тренеры будут смотреть, какую игру я буду показывать. Нужен ли я буду команде вообще?

А если настанет момент, когда нужно будет уходить, поймешь сам, что нужно будет сделать серьезный шаг? (После паузы). Я надеюсь, что такой момент не настанет совсем или настанет совсем не скоро. Но все-таки... Если такой момент настанет... Думаю, игрок сам себе должен признаться, что он не может играть на том уровне, на который вышла его команда. Найти в себе силы признаться самому себе в этом. А потом поговорить с тренером. По-человечески, по-мужски. И решить все вопросы.  

Можно ли представить тебя тренером в структуре клуба? Конечно, надо задумываться над тем, что делать дальше после окончания карьеры. Да, к этому можно прийти - стать детским тренером. Можно - если удастся, если повезет, хватит таланта - сразу попасть в главную команду. Но пока есть игра, пока я могу приносить пользу «Трактору» как хоккеист. Думаю, еще пока поиграю. Пока у меня все мысли только об этом.

Твой сын тренируется в школе имени Сергея Макарова. И общаясь с ним на хоккейные темы, ты, так или иначе, пробуешь себя в роли тренера. (Улыбается). В какой-то мере так и есть. Но я не вмешиваюсь в работу хоккейного тренера. Не говорю, как кататься, как работать с клюшкой и так далее. Не рассказываю ни о тактике, ни о стратегии. Пока Кирилл делает первые шаги. Они в своей команде работают над катанием, владением коньками. Изучают основы.

Были ли у твоего сына варианты выбора в спорте? Вы спорили с женой по поводу того, отдавать Кирилла в хоккей или нет? Или ты все решил сам? Нет, с Настей мы не спорили (Улыбается). Все само собой получилось. Естественным путем. Кирилл смотрел на меня все время, приезжал с мамой на игры и тренировки, интересовался хоккеем, в общем, сам. Не знаю, получится или не получится из него профессиональный хоккеист, но пока он занимается. Ему нравится.

Болельщик папы из него хороший? Отличный! Самый лучший! Но не только папы, но и болельщик «Трактора». После каждой игры он спрашивает меня, почему я не забил. Если я не забил, конечно. (Смеется). Если проиграли - почему проиграли? Всегда радуется, если мы выигрываем, а я забиваю.

Общение с Николаем - это общение двух братьев

Как часто вы общаетесь со своим братом Николаем, нападающим «Магнитки». И какого рода это общение - на хоккейные темы или нет? Мы созваниваемся практически после каждой игры. Или это общение с помощью SMS. Мы постоянно на связи. Разговариваем на разные темы. Это и хоккей, и семейные дела. Наше общение - общение двух братьев. Сейчас он играет в Магнитогорске, это позволяет нам не только созваниваться, но и приезжать друг к другу в гости. Летом эти поездки более длительны. Например, мы можем приехать к нему в Уфу на неделю или даже больше. 

Для тебя принципиальны матчи против команд, за которые играет Николай, уфимского «Салавата Юлаева» в прошлом и магнитогорского «Металлурга» сейчас? Для меня - не буду скрывать - принципиальны. Три года назад, когда «Трактор» впервые играл против «Салавата», мне было важно показать, что я тоже умею играть в хоккей, делаю это не хуже брата. Помню, тогда все удивлялись, когда я забивал «Салавату» (улыбается). Говорили, что это еще за Алексей Заварухин? Откуда он взялся? Кто такой? (Смеется).

Вы общаетесь на льду во время матча? Нет, конечно. Игра - это вообще нечто особенное, во время нее хоккеистам не до разговоров. Каждый занимается своим делом. Мы встречаемся во время раскатки, обмениваемся приветствиями. И общаемся - немного - уже после матча.

Свой нынешний игровой номер получил случайно

Почему 19 номер? Он достался мне случайно. Как и брат, я начинал в «Тракторе» под 11 номером. Но как-то я перестал попадать в первую команду, мне пришлось почти десять матчей провести в фарме, а когда меня вызвали обратно, 11 номер был уже занят. Не помню кем. Мне пришлось попросить нашего сервисмена выдать мне другой свитер. Так появился номер 19.

Какие стороны своей игры ты считаешь сильными, а над какими еще нужно работать? Сильные стороны, пожалуй, - выносливость и чтение игры. Последнее - обязательно для центрального нападающего. И думаю, в обороне у меня хорошо получается действовать. А слабые стороны... Наверное, стартовая скорость.

Все отмечают, что ты отлично играешь в меньшинстве. Не знаю, как это получилось. Еще при Тимофееве меня постоянно ставили в меньшинстве.  А после этого я играл в меньшинстве при каждом тренере.

Почему не исполняешь буллиты? Ни во время, ни после матча? Я бы не сказал, что мне не доверяют. Просто у нас есть более хладнокровные ребята. Хоккеисты, которые пробивают буллиты часто и у которых это неплохо получается.

Мечтаю выиграть с «Трактором» «золото»

Еще совсем недавно было сложно представить даже то, что Челябинск будет попадать в плей-офф. А теперь - команда уверенно идет в середине таблицы, у нее совсем иные задачи, чем просто войти в «зону плей-офф». По твоему мнению, чего реально может достичь «Трактор» в ближайшее время? Все будет зависеть, прежде всего, от того, как мы будем работать каждый день, какую игру будем показывать. А также - в каком состоянии команда подойдет к плей-офф. Последнее очень важно. И конечно, хотелось бы, чтобы нам сопутствовала удача. А дальше - как говорят у нас в команде - произойти может все что угодно.

Когда ты начинал в «Тракторе», мог ли предположить, что в 2009 году будешь играть на такой великолепной новой арене? Конечно, нет! Когда я начинал, никто в Челябинске даже не думал про строительство новой арены. А потом хоккейные власти ужесточили регламент. И в Челябинске начали строительство. Наш старый дворец, увы, не вмещает столько зрителей, сколько хотят посмотреть на игру «Трактора» вживую. Тем более, что в городе сейчас по поводу «Трактора» ажиотаж, команда показывает зрелищный хоккей. Челябинск созрел для новой арены, которая обязательно будет заполняться полностью на матчах «Трактора».

Чего мечтаешь добиться с «Трактором»?Как и любой игрок - выиграть «золото». Никто не выходит на лед без мечты что-то выиграть, а просто сыграть очередной матч.  

В конце интервью, Алексей, что бы ты хотел пожелать болельщикам «Трактора», которые всегда считали тебя одним из символов команды. Хочу пожелать следующее: чтобы в любой момент, даже если у команды не получается игра, они не отворачивались от нас, не говорили в наш адрес плохие слова, а чтобы поддерживали нас также здорово, как это делают только в Челябинске. Хотелось бы, чтобы они продолжали в том же духе. Я верю в наших болельщиков. Думаю, на новой арене они нам приготовят несколько приятных сюрпризов. Лично мне, например, очень хочется увидеть на домашнем матче «Трактора» «волну» (смеется).

Алексей Заварухин в сезоне 2008/2009 - http://www.hctraktor.ru/index.php?option=com_rsgallery2&Itemid=39&catid=81 

P.S. Следующий номер официального клубного журнала «Трактора» будет посвящен старту сезона 2009/2010. По вопросам размещения рекламы в журнале, а также в другой полиграфии клуба обращайтесь по телефонам - 8 909 0786283 и 8 906 8615422