Мировое «золото» челябинского парня
Спорт, в особенности хоккей, в семье простых челябинских заводчан Веры и Владимира Калининых всегда любили. Слушали радиотрансляции, а потом, когда уже появились телевизоры, смотрели на чёрно-белом экране с помехами ледовые баталии советских спортсменов.
- Дима почти всегда смотрел хоккей с нами, - улыбается Вера Степановна, мама чемпиона. - У нас даже снимок есть, где его, чтобы сфотографировать, еле оторвали от просмотра матча. Так и запечатлели на фоне телеэкрана, на котором видно, как катаются хоккеисты. А ему тогда было года два, не больше...
Мальчик по имени Я
У рабочих завода металлоконструкций Веры и Володи уже был сын Андрей, когда родился Дима. В семье ждали девочку: все в один голос говорили, что у красавицы Веры будет дочь. Имя супруги подобрали красивое - Дина, но... Через 3 дня после открытия XXII Олимпийских игр в Москве, 22 июля 1980 года в Челябинске Вера родила сына-богатыря: вес 4,5 кило, рост - 57 сантиметров.
- Наш старший сын сказал тогда, глядя на свёрток у меня в руках: «Хотели Дину, пускай тогда будет Димой!» - вспоминает Вера Степановна.
В ясли младшего сынишку супруги Калинины отдали в год и три месяца: сидеть с ребёнком было некому.
- В садике удивлению воспитателей не было предела: Дима сам ел ложкой, пил без посторонней помощи, - рассказывает Вера Калинина. - Дед в деревне даже его прозвал Я. Он же ничего никому не давал за себя делать: сандалики ему одеваем, а он руку отодвигает: «Я!»
После детсада маленького Диму родители пристроили в музыкальный ансамбль «Хромка», где занимался старший брат Андрей. Руководитель ансамбля, прослушав мальчика, тогда сказал, что слуха у Димы нет, но развить его можно. И будущая звезда НХЛ начал учиться играть на ложках, гармони и балалайке. Но ни ложкарём, ни балалаечником ему стать не пришлось.
Лёд зовёт
Однажды Дима, уже первоклассник, пришёл домой и сказал, что больше не пойдёт в ансамбль, что он записался на хоккей во дворце завода и что ему нужно покупать коньки: «Тренер сказал, если я научусь за неделю стоять на коньках, он возьмёт меня в команду...»
- Я, конечно, тогда запаниковала, - говорит мама чемпиона. - Муж с работы вернулся и сказал спокойно: «Езжай, покупай коньки! Глядишь, научится кататься да успокоится...»
Первые шаги на «лезвиях» Дима делал дома, потом - на улице, держась за руку брата или родителей. Кататься он действительно научился за неделю. Тренер Николай Печёнкин своё обещание сдержал и взял мальчика в команду. Он буквально сразу заприметил у новичка способности, а потому через несколько лет передал своего воспитанника коллеге Михаилу Чулкову в СДЮШОР «Трактор». Правда, на условии, что Дима будет играть и за «Трактор», и за «Металлку».
На тренировки Калинин всегда приходил пораньше, часа за два-три. Дежурные и охранники недоумевали: ещё никого нет, а этот малой уже здесь... Даже когда сильно болел, рвался на лёд. Как-то накануне ответственной игры у 13-летнего хоккеиста поднялась температура под 39 0С.
- Но он заявил: «Будут ругаться, если я не приду...» - рассказывает Вера Калинина. - Пришлось собираться и ехать. На лёд, естественно, тренер его не выпустил, а вот посмотреть игру разрешил.
Лишь однажды нынешний чемпион добровольно был готов положить клюшку и отказаться от хоккея. В 1996 году практически у него на руках умер отец. Старший брат был в армии, мама - в шоковом состоянии, 15-летнему парню пришлось всё взять на себя. На следующий день после похорон Диме нужно было лететь на молодёжный чемпионат мира.
- Но он тогда обнял меня и сказал: «Мама, пошли. Никуда я не поеду...» - рассказывает Вера Степановна. - Хорошо, что друзья мужа приехали. Они, не долго думая, сумку закинули в багажник, Димку посадили в машину, меня отвели домой... Так ребёнок в 15 лет у меня окончательно повзрослел.
С той «молодёжки» Калинин привёз медаль. Одному Богу известно, какой ценой она ему далась...
Драфт на Ниагаре
О НХЛ Дима мечтал уже в 6 лет, когда ещё понятия не имел, что это такое. Однажды он сильно приболел.
- Я ему говорю: «Всё, Димулька, научился кататься и хватит!» - вспоминает Вера Степановна. - А он соскочил и сказал: «Нет, мама! Я буду играть! За Россию и в НХЛ!»
И эту личную установку он выполнил. Когда в 1998 году 17-летнего игрока «Трактора» под 10 номером задрафтовал Buffalo Sabres, никто из многочисленной родни не удивился. Их Я, конечно же, будет играть в НХЛ.
На американские хоккейные «смотрины» в Buffalo Дима приехал с мамой - без родителей ни один контракт не подписывается. Ехала челябинка с намерением не отпускать сына. Но, увидев хоккейный дворец, раздевалки и тамошнее отношение к спорту, поняла, что хотя бы на год, но остаться в Америке её сын должен. Правда, этот год затянулся уже почти на 11 лет.
Ежегодно Вера Степановна навещает сына. Дом семьи Калинина-младшего находится в Баффало, недалеко от Ниагары. Здесь он живёт вместе с супругой Татьяной. Раньше он каждый год проводил почти весь свой длинный энхаэловский отпуск в Челябинске. Но в этом году чемпион домой не приедет: нужно подписывать новый контракт, и потому после награждения в Кремле Дима, не заезжая на родину, улетел в Америку. Но после финальной игры с канадцами Дима в первую очередь позвонил именно в Челябинск: «Мама, всё у меня в порядке!»
Кстати, в челябинской «трёшке» семьи Калининых, где прошло детство хоккеиста, хранятся все кубки, дипломы и медали. Даже самая первая награда - медалька размером чуть больше 10-копеечной монеты на простой нитке. В этой коллекции не хватает пока ещё незавоёванной олимпийской медали высшей пробы и прошлогоднего мирового «золота». Эту медаль Дима забрал в Америку, чтобы показать одноклубникам и друзьям, которые очень хотели подержать «золото» своего Дерева (в Америке Дима получил прозвище Tree («дерево») - имя Дмитрий оказалось американцам не по зубам).
- Вообще, у него Швеция и Швейцария - счастливые страны. Как играют там - привозит медали, - смеётся Вера Степановна. - Канада ему тоже пока благоволит. Значит, и на Олимпиаде в Ванкувере кленовые листья должны принести ему удачу! Кстати, пользуясь случаем, поздравляю с нашей мировой хоккейной победой всю российскую команду, тренерский штаб, врачей, массажистов, всех болельщиков, всех друзей и родственников.