Ковавшие победу

9 мая страна отпразднует 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Хоккейный клуб «Трактор» был основан в 1947 году, и часть его игроков либо воевала на полях сражений, либо ковала победу в тылу.

УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ

Нападающий Николай Эпштейн: В рядах Красной армии с 1939 по 1945 год, участник обороны Москвы.

Воспитанник московского футбола и хоккея, нападающий челябинского «Дзержинца» (1947-1949)

Из воспоминаний Николая Эпштейна:
В 1939-м меня в армию призвали. И так прослужил с 1939-го по 1945-й. В 1941-м только на демобилизацию собрался – война начинается. Воевал под Москвой – первый полк связи... Сначала под Москвой стояли – прожектора, помню, светят по самолетам, рев кругом... Потом немцев от Москвы отогнали, и перешел я в железнодорожные войска.

Нападающий Леонид Степанов: В рядах Красной армии с 1941 по 1943 год.

Воспитанник московского футбола и хоккея, нападающий челябинского «Дзержинца» (1948-1949)

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Основатель «Трактора» Исаак Зальцман: Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), Герой Социалистического Труда (1941), лауреат Сталинской премии (1946).

Зальцман работал директором Кировского завода наркомтанкпрома в Челябинске с 1941 по 1949 год. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и самоходных остановок, а также шесть типов танковых двигателей.

Нападающий Георгий Женишек: В 1941 году был призван в Красную армию в стройбатальон и работал на электродном заводе в Челябинске.

Воспитанник златоустовского футбола и хоккея, нападающий челябинского «Дзержинца» (1948-1954), автор первой шайбы «Дзержинца» в высшем дивизионе отечественного хоккея.

Из воспоминаний Георгия Женишека:
Меня мобилизовали в 1941 году. А вот на фронт не послали – ростом не вышел. Мой отец, знали бы вы, что это был за человек. После окончания консерватории по классу фортепьяно он ещё заочно окончил Институт иностранных языков. Преподавал музыку и немецкий язык. Его арестовали в 1938 году. Приговор - 58-я статья с кучей пунктов: 9-й, 10-й и так далее, а это – расстрел. Осудили его 25 октября, а через три дня приговор привели в исполнение.

Так что, ни оружия, ни фронт нам как родственникам репрессированных не доверили. Направили в Челябинск, в строительный батальон. Как сейчас помню: театр оперы и балета, пятиэтажные нары, распределение на работу. В общем, попал я на электродный завод. Стал работать токарем в ремонтно-механическом цехе.

Нападающий Виктор Шувалов: В годы войны работал токарем в цехе Кировского завода.

Воспитанник челябинского футбола и хоккея, нападающий челябинского «Дзержинца» (1947-1949)

Вратарь Борис Ребянский: Работал на Харьковском автозаводе.

Воспитанник харьковского, челябинского футбола и хоккея, вратарь челябинского «Дзержинца» (1947-1954)

Когда началась война, Ребянскому исполнилось 14. Он пошел работать на Харьковский автозавод. Трудясь в две смены, Ребянский изготавливал элероны для знаменитых харьковских истребителей «ишачков». Когда немцы подходили к Харькову, завод эвакуировали на Урал.

Из воспоминаний Бориса Ребянского:
Как-то в Харькове утром приехал на работу – половина завода разрушена. Бомбы снесли и церковь, стоявшую неподалёку, а там, говорят, склад боеприпасов размещался. Счастье, что накануне их вывезли. Видимо, у немцев сильная агентура была.

Защитник Олег Сорокин: Восстанавливал электростанцию в Ворошиловской области.

Воспитанник ленинградского, челябинского футбола и хоккея, защитник челябинского «Дзержинца», «Авангарда» - 1949-1956

В июне 1941 года Олега Сорокина эвакуировали отдельно от семьи. Его вывезли в Ярославскую область вместе с сотнями ленинградских ребятишек. Отец и мать эвакуироваться не успели, так как немцы блокировали город. Только зимой вместе со специалистами Кировского завода Сорокинам удалось уехать. Они летели на самолёте через линию фронта в Тихвин, затем несколько дней тряслись в эшелоне. Лишь освоившись на новом месте, в Челябинске, родители встретились с сыном.

Отец Олега Сорокина был деревомодельщиком и сразу отправился в цех на ЧТЗ. Олег же поступил в ремесленное училище. Война между тем ушла на запад. Красная армия освободила Донбасс, и Олег Сорокин, получивший тогда профессию электрика, поехал в Ворошиловградскую область восстанавливать электростанцию.

В годы войны в цехах Кировского завода (ЧТЗ) и других оборонных предприятий города работали практически все игроки первых составов челябинского «Дзержинца»: Михаил Петров, Александр Ященко, Сергей Захватов, Виктор Столяров, Александр Пономарев, Петр Черненко, Михаил Пешков, Владимир Штырков, Борис Семенов, Николай Ященков, Александр Комаров, Адольф Нестегин, Анатолий Мильцер.