Валерий Белоусов. Наш!
Он всегда был на виду, его знали и любили представители разных поколений челябинцев. Не просто любили, обожали! Он дарил людям простое человеческое счастье: радостные эмоции, ощущение эйфории, сладкое чувство причастности к победе. И гордость за то, что ты челябинец, ты живёшь в городе, в котором играет челябинский «Трактор», а голы соперникам забивает удивительный челябинский форвард. В этом году Валерию Белоусову исполнилось бы семьдесят лет.
Белоусов родился в городе Новоуральске Свердловской области, но ему было суждено стать настоящим челябинцем. В 22 года он перешёл в «Трактор» из нижнетагильского «Спутника» и добился в своей игровой карьере впечатляющих результатов. 418 матчей, 221 гол, Белоусов — лучший снайпер и бомбардир в истории «Трактора». Его именем назван символический клуб, в который входят игроки, забросившие сто и более шайб за команду в официальных матчах. И белоусовские рекорды далеко ещё не скоро будут побиты. В отличие от множества спортсменов, начинавших карьеру на льду дворца спорта «Юность», но затем в силу разных причин променявших родные пенаты на Москву, Ленинград, Ригу или даже Вашингтон, Белоусов всегда оставался провинциальным челябинским хоккеистом. И именно из-за этого, несмотря на все колоссальные достижения и чемпионские олимпийские награды Виктора Шувалова, Сергея Макарова, Вячеслава Быкова, Олега Знарка или Евгения Кузнецова, они никогда не сравнятся с Белоусовым по уровню народной любви. Уехавших Сергея, Славу, Олега и Женю тоже уважали и гордились, Валерия Константиновича любили. Понимаете разницу? Нет, конечно, и Белоусов тоже уходил. И игроком в Японию, и тренером в магнитогорский «Металлург» или омский «Авангард». Но он всегда возвращался. Кроме 2015 года… — Жаль, что так рано уходят такие по-настоящему талантливые люди, — говорит директор ХК «Трактор» Иван Сеничев. — Уходят на пике мастерства, оставляя добрую память и чувство огромной потери. Валерий Константинович Белоусов — действительно легендарный игрок и тренер. Где Белоусов — там победа! Его помнит вся страна, все города, где Валерий Константинович работал и побеждал. Омск, Магнитогорск и, конечно, Челябинск, с которым так много связано. Здесь его именем названа ледовая арена, где проводит матчи «Трактор», здесь многие и многие люди хранят память о Белоусове. Не зря говорят: человек жив до тех пор, пока его помнят. Валерий Константинович Белоусов будет жить ещё очень долго в памяти всех, кто любит хоккей.
Игрок
В 1977 году «Трактор», где Белоусов блистал в тройке с Анатолием Картаевым и Николаем Шориным, добивается своей самой громкой победы в чемпионатах СССР — бронзовых медалей советского первенства. Белоусов был в команде уже не новичок, за плечами пять сезонов, десятки голов и почётная роль одного из клубных лидеров.
— При том, что в «Тракторе» были игроки и постарше Белоусова, обладающие, быть может, чуть большим авторитетом — те же Геннадий Цыгуров или Николай Бец, именно Валерка во многом заводил команду, — вспоминает нападающий того «бронзового» «Трактора» Анатолий Картаев. — Не только своей реактивной скоростью и меткими попаданиями по воротам, но и удивительной нацеленностью на победу. Ему всегда хотелось играть в хоккей и выигрывать! Этот настрой особенного веселья, куража и удивительного мужского удовольствия от хорошо проделанной работы передавался всем игрокам.
Настоящим кумиром Белоусов был для юных любителей хоккея. Среди челябинских мальчишек модным было вести специальные тетрадки-дневнички с сеткой матчей, результатами и голевой статистикой игроков «Трактора». И фамилия Белоусова всегда обводилась красными чернилами.
— Я вёл такую табличку, стараясь в начале 1980‑х не пропускать ни одного домашнего матча «Трактора», — рассказывает спортивный журналист Борис Титов. — Белоусов был тогда капитаном «Трактора», то есть первым игроком команды. Которая в городе пользовалась невероятной любовью, болельщики приходили к кассам дворца спорта «Юность» рано утром, и к их открытию там уже скапливалась приличная очередь — все хотели на хоккей, все желали посмотреть, как летает по льду и вонзает шайбы в ворота Валерий Белоусов. Нам, пацанам, билетов часто не хватало, поэтому мы не пропускали возможности побывать на тренировках «Трактора». В начале сезона, ещё поздней осенью, команда занималась на открытой «коробке» возле Дворца спорта на Савина. Мы облепляли борта, даже на соседние деревья забирались, лишь бы посмотреть на раскатку своих кумиров.
В отличие от соратников по «Трактору», променявших родную команду на московский ЦСКА и потому попавших в составе сборной СССР на чемпионаты мира и Олимпиаду Сергея Макарова, Вячеслава Быкова, Сергея Старикова или Сергея Бабинова, у Валерия Белоусова нет медалей олимпийского и мирового достоинства. Но разве народная любовь не дороже любого золота?
Тренер
После учёбы в Высшей школе тренеров Белоусов встаёт в «Тракторе» на место главного наставника. Сложнейший для клуба 1990 год. Команда последнюю пару-тройку лет болталась в хвосте турнирной таблицы, чудом и с помощью административного ресурса челябинской диаспоры в Москве не покидая Высшей лиги чемпионата СССР. А с Валерием Белоусовым команда неожиданно как для специалистов, так и поникших было челябинских болельщиков вновь становится грозой. И в последнем первенстве Советского Союза, в жесточайшем противостоянии со столичными ЦСКА и «Динамо», с провинциальными, но талантливыми «Торпедо» (Горький) и «Химик» (Воскресенск) белоусовский «Трактор» занимает почётное пятое место.
— Я помню, когда Валерий Константинович впервые вывел команду на лёд в роли главного тренера, мужики с трибун кричали громко: «Белоусова на лёд!» — вспоминает болельщик челябинского клуба Евгений Пустовой. — Это случалось, когда захлёбывалась, казалось бы, верная атака или когда форварды действовали во взятии ворот, по мнению болельщиков, недостаточно настойчиво. Как это делал, будучи игроком, их нынешний тренер. Но уже через пару лет такие выкрики прекратились. В начале 1990‑х «Трактор» с Белоусовым-наставником начал бить всех!
Валерий Белоусов за пару лет собрал просто фантастически талантливых игроков. Сергей Гомоляко, Валерий Карпов, Равиль Гусманов, Андрей Зуев, Константин Астраханцев, Павел Лазарев — эти парни уже для челябинских мальчишек 1990‑х стали кумирами. И казалось, вот-вот исполнится мечта всех поколений местных болельщиков — золотые медали чемпионата страны (тогда правда называвшемся чемпионатом Межнациональной хоккейной лиги). К сожалению, в карьере Белоусова случилась, быть может, первая глобальная неудача. В невероятном по накалу страстей полуфинале плей-офф «Трактор» трагически уступает московскому «Динамо», команде, которая на игры за «золото» вышла настолько обескровленной бойней с Челябинском, что в одну калитку проиграла тольяттинской «Ладе», ставшей первым провинциальным чемпионом страны. По иронии судьбы «Ладу» тогда возглавлял экс-защитник и экс-наставник челябинской команды Геннадий Цыгуров. Но от этого факта ни челябинцам, ни Валерию Белоусову лучше не стало.
— Я помню, как сильно, буквально до сердечной боли, переживал Константиныч то поражение от «Динамо», — рассказывает Борис Титов. — Мы ведь в решающей игре вели 2:1. Нужно было просто продержаться. 40 секунд оставалось до финальной сирены, и соперники сравнивают счёт из-за нашей ошибки: вместо того чтобы подержать шайбу у своих ворот, наш игрок решил бросить по пустым. А динамовцы перехватили и забили. А потом на кураже победили в овертайме. Серия была до двух побед, игра переехала в Москву, и там столичный клуб, куратором которого выступало всесильное МВД, своего не упустил. Для Константиныча это был большой удар. В 1994 году «Трактор» опять только повторил бронзовое достижение.
После крушения «золотой мечты» у Белоусова всё пошло наперекосяк. В 1993‑м ему доверяют везти на международный турнир сборную, которая должна была стать сборной олимпийской, для скорого визита в норвежский Лиллехаммер. В команду тогда попали сразу три пятёрки игроков «Трактора» — лучших из лучших на тот момент хоккеистов страны. Турне по Северной Америке закончилось печально, матчи шли с «убийцами» из АХЛ, которые предпочитали не в хоккей играть, а устраивать на льду драки. Результат — череда травм у сборников, и самая досадная среди них — перелом двух позвонков у белоусовского суперджокера, главного хоккейного распасовщика и лучшего плеймейкера России Сергея Гомоляко. Пошёл вниз «Трактор», ещё бы — лучшие парни лежат в лазарете. Но главное — лишённая первой пятёрки сборная не демонстрирует крутого хоккея на Шведских играх, и на Олимпиаду первую команду страны повёз прославленный, но совершенно не знакомый с игроками этого поколения Виктор Тихонов. Результат — только четвёртое место.
— А ведь сборная строилась тогда именно на основе челябинского «Трактора», и только Валерий Белоусов досконально знал все возможности своих парней! — восклицает Борис Титов, также побывавший на Олимпиаде в должности корреспондента газеты «Челябинский рабочий». — Возвращаемся из Лиллехаммера, и тогдашний губернатор области Вадим Соловьёв устраивает приём в честь наших олимпийцев. Десять челябинцев тогда в сборную страны входило! Девчонкам — конькобежке и биатлонистке — дарят по шубе норковой, а ребятам за четвёртое место на Олимпиаде вручают… автомагнитолы. У Валеры Карпова разбили потом стекло в машине и вытащили эту магнитолу. Мы сидим с Константинычем за одним столом. Я начинаю что-то говорить типа «Недотянули». А он так резко обрывает меня: «Не в этом дело… Просто Тихонов ни одного игрока по фамилии не знал. Он говорил: «Четырнадцатый, двенадцатый и третий — на лёд. Как думаешь, можно так побеждать?».
Валерий Белоусов потом всем и всё доказал. Увы, только не в Челябинске и не с «Трактором». Местные власти тогда откровенно забили на развитие хоккея, ведущие игроки «Трактора» перебрались в более богатый магнитогорский «Металлург». И последним, уехавшим из Челябинска в Магнитку, был Белоусов. Вскоре появились золотые медали первенства страны и победа в клубном европейском турнире (на Евролиге в финале было растоптано злополучное московское «Динамо», месть — это блюдо, которое Белоусов рекомендовал подавать холодным). Потом — опять первое место в России, и опять не с «Трактором», а с омским «Авангардом».
— За «золото» белоусовский «Авангард» в решающем матче бился с «Магниткой», то есть клубом, который Валерий Константинович возглавлял ранее, — вспоминает Евгений Пустовой. — Помню, что мы, челябинцы, тогда заполнили спортбар, чтобы посмотреть трансляцию игры. И ни один человек из заполнивших зал не кричал, когда в атаку шли вроде бы земляки по Челябинской области — игроки магнитогорского «Металлурга». Зато дружный радостный рёв раздался, когда победную шайбу забросил «Авангард». Не за Омск тогда переживали, мы все как один радовались за Валерия Белоусова!
Наставник
Первое возвращение Белоусова во всеми забытый и всеми забитый, прозябающий в низшей лиге «Трактор» состоялось, когда главным тренером был Анатолий Тимофеев. На короткий срок временно безработный Белоусов согласился на роль клубного консультанта. Довольно странный и, по большому счёту, ни к чему не обязывающий статус. Но игрокам достаточно было одного присутствия Константиныча на скамейке и в раздевалке. Не вмешиваясь в работу главного, Белоусов аккуратными советами и вежливыми пожеланиями добился феноменального результата — команда заиграла по-новому, встрепенулась, и на трибуны полупустой в те депрессивные годы «Юности» вновь потянулся жадный до хорошего хоккея народ. Белоусов реально вернул людям веру в жизнь и будущие победы. И хоккеистам, и работягам на трибунах.
— Белоусов был не похож ни на одного тренера, с кем мне приходилось играть в разных клубах, — рассказывает воспитанник «Трактора» (и по сути, Белоусова) Антон Глинкин. — Я не припомню случаев, чтобы Валерий Константинович не то чтобы орал на игрока, чем нередко в раздевалках или на тренировках грешат другие коучи, но даже повышал бы голос. Белоусов доверял игроку, всегда надеясь на понимание и почти всегда его получая. На льду получалось не всё, но доверяли Валерию Константиновичу мы, молодые игроки, безоговорочно.
Когда команда стараниями Геннадия Цыгурова вновь вернулась в высший дивизион, произошла череда тренерских назначений и отставок. Лучшее, что могло сделать руководство Челябинской области и «Трактора», — это вновь позвать на место Главного Белоусова. И Валерий Константинович не подкачал. И не подкачали челябинские игроки, в которых тренер поверил: Антон Глинкин, Егор Дугин, Евгений Кузнецов, Валерий Ничушкин.
— У молодых ребят авторитет Белоусова был просто космический, — говорит Евгений Пустовой, крёстный Валерия Ничушкина. — Однажды мне набирает на сотовый директор «Трактора» Владимир Кречин и сообщает, что Белоусов не может дозвониться до Ничушкина. А Валерка ещё в школе учился, хотя и играл уже за молодёжный состав «Трактора». И до него не может дозвониться сам Белоусов?! Я немедленно нахожу маму Валеры, мы выдёргиваем его сонного из постели и сообщаем эту новость. Уже через 40 минут Ничушкин оказывается на ледовой арене, выслушивая приглашение Валерия Белоусова пройти предсезонную подготовку вместе с командой мастеров. На счастливого Валерку после этого было смешно смотреть, такой восторг лучился из парня, ещё бы — сам Белоусов с ним разговаривал!
Второй аванс молодому хоккеисту главный тренер выдал ещё более щедрый. Белоусов не только поднял вчерашнего школьника Ничушкина в первый состав «Трактора», но и позволил ему почувствовать уверенность в себе. После серии игр за мастеров у Валерия было всё: признание болельщиков и высокая оценка специалистов, доверие руководства клуба к юному таланту и уважение к зелёному новичку со стороны коллег-хоккеистов. Не было только голов, ну не шла шайба в ворота. И тогда в одном из матчей Белоусов решил рискнуть, в ответственный момент, когда «Трактор» получил численное преимущество и должен был забить очень нужную для победы шайбу, в спецбригаде большинства на лёд выпускается Ничушкин. Вместе с Евгением Кузнецовым и Станиславом Чистовым, каждый из которых был и крутым голеадором, и классным распасовщиком. Мастера подыграли новичку, Ничушкин забивает столь нужную ему шайбу и в следующих играх показывает настоящую голевую феерию. Интуиция Белоусова неожиданно для всех изменить состав в нужный момент и его удивительное чутьё на таланты позволили «Трактору» впервые в своей истории завоевать серебряные медали первенства.
Человек
Валерий Белоусов не был человеком открытым. Но и замкнутым назвать его тоже нельзя. Он никогда не примерял на себя образ рубахи-парня, оставаясь для незнакомых собеседников подчёркнуто вежливым, предельно корректным, но немногословным и осторожным в высказываниях. Не чуждым улыбки и шутки, но не более того.
— Надёжным он был как человек, вот какое его качество могу отметить, — говорит Борис Титов. — Иначе из «Трактора» в «Магнитку» восемь ведущих игроков бы ни за что не перешли. За другим бы, может, и не поехали, а за Белоусовым поехали и стали чемпионами. И он такой же стеной стоял за игроков. Команда — это семья для него была. А ещё он очень семейный человек был, любил жену. Потом дочка сильно заболела, Валерий Константинович отправил её в Швейцарию и значительную часть денег, которые зарабатывал, отправлял дочери. Работая в Магнитогорске, он в любой свободный день рвался в Челябинск, к жене, к семье.
— Белоусов все свои эмоции отдавал работе, хоккей для него — вся жизнь, как раз в отношении Валерия Константиновича это не штамп, а настоящее искреннее определение, — говорит Равиль Гусманов, у Белоусова игравший и с Белоусовым потом «Трактор» тренировавший. — Я видел его иногда после матча настолько усталым, что у Валерия Константиновича руки тряслись. На людях он свои переживания не показывал никогда, это замечали только мы, присутствующие в тренерской.
— На меня Белоусов произвёл впечатление своей харизмой и каким-то невероятно громадным чувством ответственности за всё происходящее в «Тракторе!», — восклицает режиссёр культового среди челябинских болельщиков фильма «Константиныч» Александр Богачёв. — Он переживал за молодых игроков, лично принимая участие в их становлении, брал ответственность на себя за все поражения и неудачи, вникал во все мелочи клубной жизни, интересуясь всем и опять же за всё отвечая. Белоусов — это совесть челябинского хоккея. Потому что самый строгий ответ он держал перед собой. А эта колоссальная ответственность — внутренняя. Я думаю, в конечном итоге поэтому такие люди уходят рано, они принимают удар на себя, но их невозможно забыть. Это настоящий человек.
— Я не хоккейный специалист, поэтому не стану оценивать Белоусова-игрока и тем более Белоусова-тренера, — улыбается методист музея ХК «Трактор» Татьяна Ивлева. — В областном минспорте мне приходилось общаться с Белоусовым на самые разные нехоккейные темы, и как собеседник он всегда был очень интересным. Очень спокойный всегда, уравновешенный, тактичный, сторонящийся публичности. Влюблённый в свою жену. На каждый день рождения 5 ноября Валерий дарил Нине роскошный букет цветов, и она получала его вне зависимости от того, где находился муж — дома, или на выездных играх, или на сборах. Сейчас эта традиция продолжается: каждый год цветы за Белоусова Нине посылает его ученик — бывший игрок команды «Трактор» Евгений Катичев.
Любили. Любят. Будут любить. Белоусов — наш человек!