Уральский изумруд


Десять – Казани. Две – Финляндии


«Десять голов «Ак Барсу». Десять – «Нефтехимику». Всего на том турнире в четыре матчах мне удалось забросить 35 шайб» – вспоминает Женя свой первый профессиональный турнир в составе «Трактора-92». Тогда Кузнецову было всего семь лет.

2009 год. Полуфинал чемпионата мира U18 в США. Россия vs Финляндия. Кузнецов организовывает все четыре гола национальной сборной и выводит ее в финал турнира.
Между этими событиями пропасть, объединенная всего лишь одной фразой:


«Каждый день я проводил на льду по восемь часов. Просто жил на стадионе. Мне очень нравится хоккей. Это моя жизнь».


Зашкаливающее желание играть, целеустремленность и менталитет Кузнецова c легким западным оттенком и стали тем мостиком, связавшим два турнира. Мостиком, сделанным на совесть. Многие из выпускников школы «Трактора» разных лет с одинаковой реакцией вспоминают Евгения:

«Это тот мальчишка, что не уходил со льда с утра до вечера? Знаем. Невозможно было не заметить».


Первым тренером форварда был Владимир Мурашов, тренировавший команду всего год. Затем эстафету принял Владимир Шабунин. Евгений высоко оценивает роль обоих наставников, но главную партию все же сыграл отец.


«В хоккей я пришел в пять лет. Живу всего в двадцати метрах от ледового стадиона ЧТЗ. Это, наверное, судьба. Да и мой отец сам играл в «Тракторе» у Виктора Михайловича Перегудова. Из школы он выпустился, но не продолжил карьеру по семейным обстоятельствам».


Позже пришли и другие успехи. Перечислять всевозможные бомбардирские подвиги Кузнецова не имеет смысла. Более ценно другое. Признание и любовь трибун. Болельщики ценят хоккеистов за искреннюю игру. Поэтому любили Павла Лазарева, Николая Суханова, Ивана Савина, Алексея Заварухина.

Именно она и подкупала. Приз зрительских симпатий за красивые глаза не дают. Его и получил Женя в финале чемпионата России среди юношей 1991 года рождения. Есть лучшие снайперы, MVP, лучшие игроки по версии тренеров. Наград море. Но особняком стоит одна. Которая, возможно, ценнее всех остальных вместе.

 

НХЛ – это другой мир


Рассуждать о том, что Кузнецов останется играть в КХЛ, могут только неисправимые оптимисты, верящие, что новая лига уже всерьез конкурирует с заокеанской.


«У меня мечта играть в НХЛ. И при первой возможности я поеду в канадскую лигу. Но я не хочу поступать так, как сделал Кирилл Кабанов – ругаться с клубом. В России ему теперь трудно будет заиграть, потому что такой скандал бесследно не пройдет. Все должно быть по-хорошему».


Красной нитью в разговоре с Евгением проходит тема Национальной хоккейной лиги. Видно, что это и есть та цель, к которой он пытается стремиться, и ради которой и проводил по восемь часов на льду дворца ЧТЗ.


«В Америке совершенно другой уровень хоккея. И КХЛ никогда не привлечет оттуда большое количество звездных игроков. Потому что попасть в НХЛ – это, можно сказать, мечта идиота. Да, уровень игры в России заметно возрастает. Но все-таки в ближайшие лет десять нам будет тяжело конкурировать с НХЛ. Заокеанские звезды имеют бешеные контракты, и каждый клуб имеет по 5-6 игроков мирового уровня. А если к нам пригласить одну звезду – команда может просто обанкротиться».


Первая проблема, которая встает у игроков, уезжающих в НХЛ – адаптация к местному стилю игры и местным условиям жизни. Жесткий контактный силовой хоккей часто приходится в новинку российским хоккеистам. Манера же игры Кузнецова конвергентна. Являющиеся козырями челябинской школы хоккея – скорость, катание и техника дополнены постоянным желанием идти в контакт с соперником и «вкатиться» в игрока.


Первые матчи Молодежной хоккейной лиги показали, что на общем фоне такой стиль является очень зрелищным и эффективным, хотя и не без оговорок. Например, в прошлом году играя за фарм-клуб, форвард набрал 40 минут штрафа в 22 встречах. Российские рефери пока отказываются признавать силовой хоккей как норму и поэтому такие хоккеисты как Кузнецов вынуждены получать штрафные минуты за «канадскую» манеру игры. Собираясь в НХЛ важно понимать, с чем придется столкнуться…


«За океаном нет таких проблем, как например, служба в армии. Но есть миллион других. Когда человеку исполняется 18 лет, родители перестают ему помогать. А у нас же есть люди, которым по тридцать лет, а они все равно сидят на папиной шее. Там совсем другой быт, другая жизнь. Она мне больше нравится».


В этом году Жене удалось съездить в Америку. Там живет хороший друг его отца. Возможно, первый перелет за океан и дал о себе знать. Познакомившись с бытом по другую сторону света, многие делают осознанный выбор в пользу лучшей жизни и больших шансов на успех. Но нельзя забывать и о том, что россияне и американцы абсолютно разные. Другой мир – другие правила.


«Первые двадцать дней после моего прилета каждый день шли дожди. Но мне было все равно – я гулял под дождем, купался в океане. В Америке на пляже никто не купается в такую погоду. Но я зашел в воду, и она показалась мне теплой. Все смотрели на меня как ошалелые, и удивлялись:«Что за морж приехал?».


Предстоящий драфт НХЛ может стать очень успешным для России. По данным одного из самых авторитетных канадских хоккейных источников TSN в первой десятке два российских форварда – Кирилл Кабанов и Владимир Тарасенко. По информации еще одного популярного североамериканского сайта www.hockeysfuture.com, занимающегося мониторингом рынка молодых хоккеистов и составляющего прогнозы на драфт-2010 Евгений Кузнецов в списке претендентов занимает сейчас десятое место.


«Есть хорошие хоккеисты и 1991 и 1992 года рождения. Канадцы Халл, Макфарланд, Гудбрадсон, Фаулер, Сегуин. У них есть одно большое преимущество – они играют в юниорских лигах Канады. Если бы я уехал в этом году за океан – и скауты, и агенты говорили, что шанс стать первым номером драфта был очень большой. Но я остался здесь, и будет теперь очень трудно попасть в первую десятку. Если честно, то я не хочу быть в первых номерах. Предпочтительнее двадцатым, потому что мечтаю попасть в свою любимую команду «Нью-Йорк Рэйнджерс».


За последние десять лет три воспитанника школы «Трактора» претендовали за место в первой десятке драфта НХЛ. Станислав Чистов, выступающий сегодня за магнитогорский «Металлург», в 2001 году был выбран «Анахайм Майти Дакс» в первом раунде под №5. В следующем сезоне Александр Семин не попал в десять лучших и был задрафтован «Вашингтон Кэпиталс» под №13. Теперь пришла очередь Кузнецова.


«У меня есть кумир. Уэйн Гретцки. Это человек, который многого достиг и мне очень нравится стиль его игры. Побить все его рекорды – моя мечта».

 

«Трактор», МХЛ и российский драфт


Создание МХЛ, безусловно, большой шаг для развития хоккея в России. Выпускаясь со школы, хоккеисты получают возможность два-три года провести в системе родного клуба и доказать свое право на попадание в основной состав. Эта схема очень похожа на североамериканскую. С одним большим «но». Куда девать ребят, не попадающих в молодежную команду?


«Если бы я был руководителем, то создал бы еще одну лигу для ребят, которые не попадают в МХЛ».


Первый российский драфт юниоров вызывал много вопросов и не ответил ни на один ответ. Первый блин бывает комом. Но не лавинообразующим…


«Мне не понравился драфт, потому что на нем не было самых лучших молодых игроков страны. А в этом ведь суть процедуры. Клубы оставили самых лучших, и выставили тех, кто, грубо говоря, был не особо нужен клубу. По сравнению с НХЛ у нас получилось все наоборот».


Готов или не готов Кузнецов выступать за челябинский клуб в КХЛ тема обсуждаемая. Многие хоккеисты, игравшие с ним бок о бок в сборной России U18, а теперь и в молодежной национальной команде выступают в лучшей российской лиге. Антон Лазарев, Евгений Тимкин, Максим Кицын, Кирилл Петров и Владимир Тарасенко уже второй сезон «зажигают» в КХЛ и уверенно проходят в основные составы своих команд. Да, они на год, а то и на два старше Кузнецова, но по мере таланта ничуть его не превосходят.


«Шансы появиться в основном составе «Трактора» в этом году у меня может и есть. Но они очень малы. Морально я готов. Но физически – пока не уверен. Если мне дадут шанс это будет здорово, и я постараюсь выложиться на 110 процентов».


В прошлом сезоне Кузнецов получил серьезную травму – перелом плеча. За время игр она несколько раз давала о себе знать. Плечо вылетало, и Женя попросту играл на уколах. Этим летом ему была сделана операция. Восстановление заняло три месяца. Травмы не могут не сказаться на ходе карьеры игрока. Появление его в стартовом составе «Трактора» во многом откладывается именно из-за проблем со здоровьем. И все-таки, человек, который получал символический ключ от дверей «Арены Трактор» на церемонии открытия, имеет право выйти на лед хотя бы в одной встрече. И показать, что выбор руководства не был алогичен.


«Я вполне осознаю меру своего таланта. Но талант – штука опасная. Если ты перестаешь при этом тренироваться, ловишь звездную болезнь – потом приходится очень трудно».


Вот такой он – Евгений Кузнецов. Один из лидеров «Белых медведей», игрок молодежной сборной России и хранитель ключа от новой «Арены Трактор».
Думается, что Гретцки уже знает…

 

P.S. Дебют молодой звезды «Трактора» Евгения Кузнецова в КХЛ состоялся в матче против московского «Динамо» 8 октября. В первой же смене он прошел с шайбой до ворот Бирюкова и имел шансы для взятия ворот. Также он выходил в пятерке большинства с Николишиным и Гусмановым, несколько раз играл в «молодежном» звене с Глинкиным и Дугиным. Для первого матча Евгений сыграл просто отлично.