«У меня есть стержень держать удар». Петерис Скудра рассказал о начале сезона, своих ожиданиях и личной жизни

Прошедшие два игровых сезона стали для челябинского «Трактора» настоящим аналогом американских горок. В 2018 году команда неожиданно для многих доходит до финала конференции, где уступает только победителю того розыгрыша плей-офф – «Ак Барсу» из Казани, а уже год спустя, после смены Анвара Гатиятулина на Германа Титова, ухода последнего в сентябре и прихода Алексея Тертышного, со скрипом проходит в раунды навылет, где на первой же стадии «всухую» проигрывает «Автомобилисту».

Ситуацию стали исправлять на всех уровнях. Ивана Сеничева и Евгения Губарева меняет Борис Видгоф, после чего в «Трактор» назначают нового главного тренера. Выбор функционеров пал на Петериса Скудру за плечами которого 5 сезонов в роли главного тренера нижегородского «Торпедо», опыт игры в Северной Америке, достойные результаты с хоккеистами среднего уровня и статус системного тренера.

Корреспондент сайта «МедиаЗавод» встретился с главным тренером «Трактора» и обсудил итоги «предсезонки», ожидания на предстоящий игровой год и стиль игры команды.

Вы в Челябинске провели уже продолжительное время. Как вам город?
Город нормальный, большой. Все необходимое есть. Чувствую себя комфортно. Пока что не так много времени, чтобы выбираться, в основном дом, работа, в магазин за продуктами.

Болельщики знают Вас как тренера жесткого. «Торпедо» Скудры было командой, которая борется до конца и очень плотно играет в обороне. «Трактор» будет больше атакующей командой или отдавать инициативу?
Конечно, мы будем играть первым номером, но мы должны понимать, кто наш соперник. Что касается агрессии: я системный тренер, люблю системный хоккей. В первую очередь это касается игры без шайбы, будем стараться быстро возвращать её под свой контроль. При потере мы будем играть организованно. С шайбой мы должны быть непредсказуемой командой.

На кубке губернатора в игре с «Магниткой» вы вели 2:0 в третьем периоде, и, когда «Металлург» брал шайбу, игроки «Трактора» начинали «откат» в три человека. Это тренерская установка или сами хоккеисты решили так сыграть?
Мы не откатываемся, не скатываемся. Как бы мы не вели, всегда держим красную линию и свою синюю. Мы играем чтобы не запускать противника в нашу зону, вход в нее возможен только через заброс, это наша оборона. Мы можем немного скатиться, но мы будем держать линии, не запускать соперника в свою зону, такая у нас установка всегда, независимо от счета.

В атаке вы будете придерживаться силовой манеры, больше игры у бортов соперника с выводом на ворота?
Мы хотим играть с шайбой, зачем нам борта? Мы хотим кататься, использовать своё индивидуальное мастерство. Естественно, мы должны читать оборону, понимать, когда противник строит «забор», как это делаем мы. Проходить его индивидуально — глупо, это потери на синей линии противника, которые ведут к контратакам. Что касается атаки: если у нас есть пространство, хорошие скорости, мы хотим заходить с шайбой в зону, нам не нужны борта, форчекинг. Зачем отдавать шайбу, чтобы потом ее отбирать? Мы должны читать оборону, играть в умный хоккей.

Команда выиграла два крупных предсезонных турнира. Болельщики уже называют «Трактор» победителями предсезонки. Насколько летние результаты повлияют на игру в «регулярке»?
Побеждать нужно. Те, кто говорят обратное — просто лукавят. Ты выходишь побеждать на любую игру, это однозначно. Когда проигрываешь, начинаешь говорить, что результат не важен. Да, предсезонный этап, результат не самое главное, качество игры выходит на первое место. Но никто не выходит на матч заранее проигрывая его.

Ваше оценка команде в предсезонку как главного тренера?
Тренер никогда не будет доволен, что-то всегда хочется улучшать. Мы довольны самоотдачей игроков, которая была с первого дня, через тренировочный процесс ребятам доносили наши требования, это тоже непросто, потому что много новых ребят, мы не работали вместе, им тоже нужно было понять требования, уровень самоотдачи. Нужно притереться, чтобы дальше двигаться в правильном направлении.

Пример моментов, которые вы бы хотели улучшить?
Это комбинационная игра впереди, все-таки у нас довольно много брака в передачах, мало бросали по воротам. Были матчи где была хорошая энергия, работа друг под друга в зоне атаки, но были моменты, где последний пас был на среднем уровне. Поэтому, где-то до конца в атаке не получилось выжать то, что планировали, отрабатывали. Но те схемы, комбинации, просматривались.

Топ-3 игроков, которые на предсезонке «пахали» больше всех?
Никаких топ-3, все «пахали». У нас нет игроков, которые не «пахали». Все, кто сейчас в команде — все работали, чтобы оказаться в составе.

На пресс-конференции Вы сказали, что команда укомплектована почти полностью, на 95-99%. Каких игроков и на каких позициях Вы бы хотели видеть?
Вратарская позиция на данный момент — единственная неинтересная для нас. Все остальные позиции, что касается атаки, обороны, мы будем смотреть, делать анализ, когда начнутся матчи регулярного чемпионата. Сказать, что «нам нужен центр, крайний или защитники», - я вам такого не скажу. Всё зависит от того, кто появляется. Это процесс, который длится до последнего дня, до дедлайна.

Мы уже затронули тему вратарей. Вы сказали, что вратарская бригада уже сформирована. Василий Демченко — первый номер, или будет какая-то ротация?
Вася — основной вратарь, и мы надеемся, что он справится с той нагрузкой, которая будет ложиться. Мы же будем стараться помогать, чтобы этого было как можно меньше. У нас есть на кого опереться, ребята однозначно будут получать свои матчи.

Борис Видгоф сказал, что предпочтение будет отдаваться своим воспитанникам. При этом команду покинули Артём Пеньковский и Семён Афонасьевский. Прописка и Челябинск как родной город — пропуск в команду?
Конечно нет. Это профессиональная команда, профессиональный спорт. Есть один принцип — спортивный. Естественно, есть направление, которое выбрано руководством клуба — вернуть как можно больше местных воспитанников, но сразу идет продолжение тех воспитанников, которые могут помочь добиться самых высоких результатов.

Опять же по составу. Для тех, кто смотрит хоккей «по верхам» в «Тракторе» нет какого-то ярко выраженного лидера. Это проблема?
Нет, это плюс. Я не думаю, что нам нужны какие-то звезды, у нас есть очень ровная команда, способная играть в атаке в 4 пятерки, каждый может забить. У нас никто не гнался за большими именами, больше делался упор на то, чтобы это была команда, хороший ровный коллектив.

Вы сказали, что у команды ровные 4 звена. В «Тракторе» не будет разделения на атакующие и сдерживающие звенья?
Нет. Современный хоккей меняется, посмотрите на команды, которые успешно играют, даже тот самый «Сент-Луис» (команда, выигравшая в этом году Кубок Стэнли, — прим ред.), какая у них четвертая тройка. Это звено с прекрасными исполнителями. Тот же Иван Барбашев — игрок четвертого звена, но насколько они эффектно играли в атаке, сколько ключевых голов они забили. Сейчас команды выравниваются, хоккей становится более играющим.

Продолжая североамериканскую тему. Переход на «финские» и «канадские» площадки для «Трактора» - это плюс, минус или реальность?
Ситуация такая, какая она есть. У нас дома остались европейские стандарты, но на выезде будем в разных условиях, и в начале чемпионата у нас выезд на Дальний Восток, где канадские площадки. Это реальность. Да, наверное, было бы проще, если бы был один размер. Но только этот сезон реально покажет, какой размер более эффективен в нашей лиге, поскольку, переходя сразу на канадские площадки, КХЛ может потерять свою изюминку.

На живом примере: выезд на Дальний Восток, сдвоенные игры. Как будет меняться игра «Трактора»?
Мы должны будем подстроить нашу тактику, изменить определенные вещи. Опять же, есть нюансы, которые должны менять, но ничего кардинально не изменится. Определенные расстановки, которые зависят и от противника. Мы должны готовиться, анализировать ситуацию.

Вернемся к составу. Нет имени №1, но Вы как главный тренер видите человека, который «взорвёт» сезон.
Я жду результата от всех. Все должны «взорвать». Кто сделает больше, кто меньше — покажет сезон, но мы готовимся. У нас нет суперожиданий от кого-то. Ребята работают и готовятся.

По ходу прошлого сезона у вас часто брали комментарий как у эксперта, зачастую они касались «Трактора». Могли ли Вы представить, что будете тренировать Челябинск?
По ходу чемпионата я не так много думал, где могу оказаться, потому что было принято решение мной и семьей побыть дома, побыть папой. В октябре родился второй сын, поэтому уже в ноябре-декабре было однозначно, что я останусь дома. И мне тоже нужно было немножко вздохнуть, посмотреть на многие вещи со стороны, на лигу, на игру, на мировой хоккей без давления на результат.

Рождение второго ребенка и год без хоккея изменили Петериса Скудру как тренера? Может Вы стали мягче?
Это постоянный процесс. У тебя есть год, где ты можешь спокойно этим заниматься, нет ежедневного давления на результат — ты проходишь через это и понимаешь, насколько это нужно. Я смог провести время эффективно, а если бы работал, такой возможности не было. Но понимаешь это только пройдя такой путь.

А не было желания вернуться в хоккей в середине сезона, как это сделал, например, Владимир Крикунов?
Естественно, ты хочешь работать. Желание работать, быть в атмосфере, впустить в дело новые идеи было. Но ты должен давать себе отчет, должно быть правильно время. Просто сказать «я готов, я поеду» — это одно, но ты должен четко понимать, как ты улучшишь игру команды. Для меня этот момент очень важен. За свою работу и действия ты должен отвечать, должен четко понимать, как прийти к результату.

Челябинск — хоккейный город. Здесь очень ревностно относятся к «Трактору» и результату. Вас это давление не пугает?
Нет, поверьте. Я как хоккеист проходил НХЛ, играя в Канаде, где каждый твой шаг обсуждают. Думаете, в Нижнем Новгороде меньше давления? Боязни нет. Это часть работы, считаю, что у меня есть стержень держать удар, отвечать за свои действия, работу.

То есть к критике Вы готовы?
Такие вещи уже давно перестали волновать. Всегда будут недовольные, даже если «Трактор» выиграет кубок. Если ты боишься критики, ты не должен быть в профессиональном спорте. Тогда лучше сидеть дома.

«Трактор» пока что не выигрывал Кубок Гагарина. При этом многие с именем Петериса Скудры связывают большие результаты. Ваш прогноз на сезон как тренера?
Мы с первого дня здесь работаем и все в организации относимся к делу так, чтобы могли себе позволить дойти до победы. Большая разница — просто участвовать и работать так, чтобы был шанс. Все возможно, нужен правильный подход, профессионалы во всех линиях, это хоккеисты, тренеры, администрация.

При каком результате Вы в конце сезона сможете вот так же сесть и сказать самому себе: «Я молодец, мы сделали все, что смогли»?
Сейчас не смогу на это ответить. Это должен быть конец сезона, и эта самая ситуация. Мы здесь работаем, чтобы дойти до конца. Не знаю, как пойдет, куда это приведет. Я смогу ответить на этот вопрос, когда будет последний матч и прозвучит финальная сирена.

Спасибо. Удачи команде!