Евгений Скачков: Сборная – бонус за хороший сезон

Когда ты – воспитанник ЦСКА, хоккеист московского «Спартака» – приехал в Челябинск, то говорил: «Я – москвич. Долго здесь не задержусь». Но провел в Челябинске уже 4 сезона. Из Москвы в «Тракторе» никто не играл так долго.

(Смеется) Мне сразу понравилась команда. Я ехал целенаправленно: повысить свое мастерство, уровень игры в хоккей, чего-то добиться. Поэтому из года в год продлевал контракты, улучшал их.

Помнишь момент на Кубке президента Башкортостана 2006 года, когда решилась судьба «Спартака»?

Конечно. Но нам не говорили точно, что клуб закрывается. Сказали: «Приедете с турнира – все решится». Руководители же остались в Москве. У меня был выбор: либо принять предложение Уфы, либо ждать решения по «Спартаку». Протянул время и остался один вариант – с «Трактором». Не стал долго думать и отправился в Челябинск. Поскольку в «Трактор» приехали Уткин, Ежов, Баев, то получилась компания, которую я знал по «Спартаку» и ЦСКА. Да и Касянчук был на сборах в «Спартаке». Первое время общался с ним. Влиться в коллектив было легко. Все ребята опытные, хорошие. С самого начала здесь мне было комфортно, поэтому все получалось.

В этом сезоне ты стал капитаном команды. Считая Бойченко, который несколько раз выходил с буквой «К», заменяя травмированного или больного капитана, в «Тракторе» за сезон получилось четверо. Каково было твое состояние, когда стал капитаном, и после того, когда тебя поменяли?

Для меня стало неожиданностью и то, что назначали, и то, что быстро сняли. Немного расстроился, когда сменили. Но у «Трактора» шла череда поражений. Наверное, сказались и мои удаления, и матч-штрафы. Думаю, игра не поменялась, но, видимо, я находился в какой-то «яме», не все получалось.

Кстати, о матч-штрафах. Набранные тобой штрафные минуты три чемпионата были стабильны – 52, 64, 56. А тут вдруг за сезон – 143!

Это случайность. Без четырех матч-штрафов показатель был бы намного меньше. Порой эмоции захлестывают до такой степени, что просто не можешь контролировать себя. От этого подобные нарушения.

Но тебе 25 лет – достаточно опытный игрок в расцвете сил – должен контролировать эмоции…

Каждый учится на своих ошибках. Запомнил случившееся. Постараюсь в дальнейшей карьере держать себя в руках.

Перед нынешним сезоном ты подал в суд на хоккейный клуб «Трактор». Клуб рассчитался с тобой?

Давайте не будем разговаривать на эту тему. Оставим ее между мной и клубом.

Контракт с «Трактором» продлишь?

К сожалению, он заканчивается 30 апреля. Пока не могу ответить. Посмотрю на предложение «Трактора», сравню его с остальными и приму решение, наверное, ближе к началу следующего сезона. Выбор большой. Предложений поступило достаточно много. В том числе и из команд, до сих пор играющих в плей-офф КХЛ.

Недавно в прессе появилось сообщение, что ты собираешься поехать в «Сент-Луис Блюз». Насколько это реально?

Реален ли отъезд? Хоть завтра! Осталось только решиться на него. Посмотрю, какие решения примет сейчас наша Лига, все взвешу и сделаю окончательный выбор. Клуб уже выслал мне предварительный контракт на два года.

Без условия отправки в фарм-клуб?

Конечно, «без»! Я на такое условие не согласился бы! Односторонний контракт. Либо в первой команде, либо назад в Россию или в Европу.

Сейчас Континентальная хоккейная Лига вводит достаточно неоднозначное положение: собирается платить премиальные бонусы только тем игрокам, у кого по итогам сезона показатель «плюс-минус» будет положительным.

Я с этим не согласен. Есть средние команды, которые больше проигрывают, чем побеждают. Практически у всех их хоккеистов (порядка 70%) «плюс-минус» будет отрицательным, потому что забивать они будут мало, а пропускать гораздо больше. Поэтому смешно вводить такое положение. Надо оставить бонусы, как были ранее, и добавить дополнительный за «плюс-минус».

Есть общий стопроцентный контракт и 20% резерва, из которых платятся премиальные. Может лучше иметь соотношение не 100%+20%, а 70%+50%? То есть иметь аккордно-премиальную систему.

Считаю, премиальные вообще должны идти отдельно от контракта. Не надо их смешивать.

В «Тракторе» есть игроки, имеющие достаточно высокие контракты. Не думают ли они так: «У меня есть контракт. Хочу – играю, хочу – не играю. Ничего мне не сделаете»?

Все зависит от человека. Если думает так, значит, он считает, что вышел на свой максимальный уровень и больше ничего не хочет достичь в карьере. Это неправильное, наплевательское отношение к партнерам и к команде, в которой ты играешь. Может, у него просто не получается что-то. В первую очередь, он подводит партнеров и портит свою репутацию.

Когда в твой второй челябинский сезон в «Трактор» пришли легионеры, ты говорил, что это очень хорошо. Но хорошо ли, что легионеры среднего уровня (или даже ниже его) занимают места российских ребят, зачастую имея зарплату значительно выше?

Конечно, их игра должна соответствовать контракту. Но иностранцы должны быть в клубе. Назаров брал в «Трактор» хоккеистов с опытом игры в НХЛ. Молодым на них даже просто посмотреть интересно: как готовятся к чемпионату и к плей-офф, как ведут себя в сезоне. Такой бытовой опыт очень полезен. Если говорить в плане игры, то все зависит от селекции клуба. Как ее проведут, такие хоккеисты и приедут. Насколько мне известно, Андрей Викторович был доволен оставшимися у нас Дажене и Гренье. Тех иностранцев, которыми он не был доволен, убрал всех.

Когда из «Трактора» ушли возрастные игроки (Штайгер, Платил, Лакос, Кровопусков, Абид) и команда омолодилась, то, на твой взгляд, она стала играть интереснее?

Как сказать… Наверное, команда стала играть побыстрее, но этого опыта немного не хватило в плей-офф.

Обратимся к плей-офф КХЛ. Четвертая игра «Трактора» с Магниткой (даже в большей степени, чем та, когда челябинцы вырвали победу) оставила болельщиков очень довольными игрой своей команды. Но Магнитка в этих матчах выглядела немного инертной?

У нее больше опыта выступлений в плей-офф. Магнитогорцы помастеровитее. Они использовали свои моменты процентов на 70-80%. Мы же не использовали свои шансы.

Но матчи с «Ак Барсом» подтвердили, что в этом плей-офф магнитогорцы играли без желания?

Может быть, они устали. Может, и выходили без желания. Возможно, что-то случилось у них в коллективе. Со стороны судить тяжело.

Если сравнивать два сезона КХЛ: нынешний и прошлый, есть ли разница в уровне команд, в подборе игроков?

Конечно. Прогрессирует любая, даже средняя команда или новичок. Потому что приезжают иностранцы, привнося что-то свое. Тренеры вводят новое на тренировках, чтобы хоккеисты оттачивали мастерство. С каждым годом уровень Лиги становится все выше. Не скажу, что разница велика, но КХЛ стала посильнее.

Если, допустим, уедет Ягр, это повлияет на имидж Лиги?

Может быть, повлияет на имидж омского ХК «Авангард». На Лигу, наверное, нет. На место Ягра приедет какой-нибудь другой именитый игрок.

Ты всегда играл под 25-м номером?

В ЦСКА я играл под 10-м и 27-м номерами. В «Спартаке» не помню, под каким. В «Тракторе» дали свободный 25-й номер, я не стал сопротивляться. Думаю, буду продолжать играть под этим номером.

Твои главные жизненные ценности?

Конечно, семья.

В своих анкетах ты говорил, что тебе импонирует автомобиль «БМВ» с большим мотором. Ты любишь большие скорости?

Не сказать, что я их люблю. Но когда опаздываешь или хочешь обогнать, то да (улыбается). За это и люблю большие моторы.

Какие самые радостные эмоции были у тебя в этом сезоне?

У меня их было много: когда стал лучшим бомбардиром турнира на «предсезонке», затем капитаном, потом лучшим бомбардиром в новейшей истории «Трактора»…

Евгений, сейчас ты попал в расширенный список сборной России перед чемпионатом мира-2010. Это приглашение для тебя значимо?

Я стремился к этому четыре года. С тех пор, как перешел в «Трактор». Мне очень хотелось куда-нибудь съездить. Считаю, это «бонус» за проведенный мною сезон. Старался-старался – и получил неплохой бонус: если хорошо выступлю, то, возможно, попаду на чемпионат мира. Как говорится, все в моих руках. Чтобы поехать на чемпионат мира, надо работать еще больше.