Директор школы «Трактор» Евгений Иванов: Мы обязательно сделаем правильные выводы из минувшего сезона

«ПРИЗНАНИЕ»

Евгений Викторович, вы пришли в хоккейную школу «Трактор» в мае 2005 года. В то время СДЮСШОР «Трактор» была второй (в сезоне-2004/2005). Во время вашего руководства – 5 сезонов – постоянно первая. За это время «Трактор» 12 раз участвовал в клубных финалах первенства России (4 «золота», 4 «серебра», 1 «бронза»). Что лично вам дали эти годы?

Я за эти 5 лет приобрел неоценимый опыт. На этой должности я оказался, попав «с корабля на бал». Школа не стоит на месте, постоянно развивается, завоевывает призовые места в региональных и во всероссийских соревнованиях. Вместе со школой я тоже развивался, набирался опыта, ума, можно сказать, взрослел. За эти годы добавилось седины (улыбается). Родные и близкие в последнее время меня ругают за то, что сильно переживаю. Но я получил колоссальные впечатления. Основная их масса была положительной – выигрыши, гордость за Челябинск, за «Трактор», за российских ребят. Негативных ноток было гораздо меньше. Все прекрасно понимают: хоккей – это спорт. Все выиграть нельзя. Когда-то нужно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

Так получилось, что ежегодная премия «Признание» возвращается к хоккейному «Трактору» через год. Ее вручали Андрею Назарову после первого сезона в суперлиге. Спустя два года он вошел в тренерский штаб сборной России. Тогда ему она была авансом на будущее. Сейчас вручена вам – по итогам проделанной работы. Это как трамплин к следующему шагу.

Не стал бы загадывать. «Трактор» для города Челябинска – это бренд. Это любовь миллионов болельщиков, которые с пристрастием следят за всеми перипетиями внутри клуба, внутри школы. Мне очень приятно, что администрация города Челябинска высоко оценила работу всего нашего коллектива. Эта оценка в большей степени относится к ледовому Дворцу «Трактор» (директор В.Н. Мальцев), который создает для нас замечательные условия. Мы – единое целое с коллективом Дворца спорта, хотя работаем в разных ведомствах, но делаем одно дело.

РЕКОРД УЖЕ НЕ ПРЕВЗОЙТИ

Впервые в шести финалах первенства России был представлен «Трактор». На основе воспитанников вашей школы три возраста Уральского ФО играли в финалах первенства России среди Федеральных округов. И в трех возрастах «Трактор» участвовал в финалах первенства страны среди лучших хоккейных школ. Пусть это был не слишком удачный результат. Но превзойти этот 100% результат никто не сможет, а повторить будет тяжело.

На следующий год обязательно попробуем повторить. Я буду стараться сделать базовой командой всех сборных нашего региона школу «Трактор», поскольку все первые места в регионе «Урал – Западная Сибирь» заняты воспитанниками нашей школы. 1994, 1995, 1996 гг.р. – именно по этим возрастам будет проводиться первенство Федеральных округов. Мы будем стремиться к тому, чтобы все три возраста пробились в клубные финалы и достойно выступили. Да, маленький рекорд мы поставили, но, к сожалению, результат оказался не тот, на который мы рассчитывали. Но не стоит из-за этого «посыпать голову пеплом».

 

Невозможно все время выигрывать. Итоги сезона мы уже разбирали на тренерском Совете школы. Мы обязательно сделаем правильные выводы, скорректируем нашу подготовку, чтобы в следующем сезоне наши мальчишки в российском финале с гордостью надевали медали.

«Трактору-93» в полуфинале с «Ак Барсом-93» не хватило силенок для победы (1:2), чтобы завоевать, как минимум, серебряные медали. С другой стороны, в сборной – форвард Шалунов и защитник Нестеров, а также Демаков, Полторак… Главная задача любой школы – выдать на гора тех людей, которые смогут играть не только в МХЛ, но и в КХЛ. В 1995 г.р., на мой взгляд, не хватило Ничушкина. Такой индивидуально сильный игрок очень много мог изменить…

Финал 1993 г.р. Действительно, в полуфинале мы проиграли действующему и, как выяснилось, будущему чемпиону России. «Ак Барс-93» – очень ровная, очень сильная, очень хорошая команда. Я не оправдываю своих воспитанников, что не смогли на равных биться с этим коллективом. К сожалению, реальность сегодняшних дней такова. Однако мы бы не хотели идти по пути школ «Ак Барса», ярославского «Локомотива» или ЦСКА – в этих школах сделана ставка на селекцию. Чем ближе выпуск, тем активнее работа селекционеров. Они привлекают ребят со всей России, которые явно могут усилить команду и принести результат. Мы же в своей школе основной упор делаем на местных воспитанников. Да, в нашей школе есть ребята из других регионов России, Казахстана, Украины, но они не преобладают в команде ни по количеству, ни по качеству игры. В нашей школе мы даем возможность обучаться всем ребятам. Именно обучаться. Это не оправдание. Но мы и дальше будем делать упор на своих воспитанников.

Мне очень приятно, что 4 человека 1993 г.р. в течение сезона неоднократно приглашались в сборные юниоров России. Сейчас Шалунов и Нестеров в составе юниорской сборной готовятся к чемпионату мира в Минске. Приятно, что в последнее время стратегия хоккейного клуба «Трактор» изменилась. Он начал отворачиваться от легионеров и больше смотреть в нашу сторону. Тренерский штаб, руководство клуба стали больше доверять своим воспитанникам. В последних матчах «регулярки» и плей-офф видно, насколько повзрослели, возмужали вчерашние юнцы Плаксин, Алистратов, Кузнецов. Думаю, в ближайшее время они готовы возложить на себя роль лидеров команды.

Итоги выступления «Трактора-94» меня очень сильно расстроили. Субъективная причина – уровень команд 1994 г.р. по всей России очень плотный и весьма ровный. На финале выпадала только одна команда – представители Сибири. Все остальные бились на равных. Четыре игры закончились по буллитам. К сожалению, нам не удалось пройти в четвертьфинал – в серии буллитов проиграли будущему бронзовому призеру – чеховскому «Витязю». После «Трактора-90» 1994 г.р. был лучшим в нашей школе. Во всех чемпионатах региона они постоянно выигрывали золотые медали, во всех финалах первенства страны ниже третьего места не опускались. Возможно, проигрыш будет для нас хорошим уроком. Ныне 1994 г.р. будет выпускным. Необходимо подкорректировать подготовку, ведь в каких-то кондициях мы начинаем уступать лидирующим командам.

Команда ЦСКА-95 второй год подряд стала лучшей в России. Это объективная оценка – на мой взгляд они, бесспорно, лучшие в стране. Мы оказались слабее. Надеюсь, наши тренера обязательно учтут все лучшее, что было в финалах.

В финале прошлого года ЦСКА-95 выиграл у «Трактора-95» в одну шайбу. Разница только в том, что был другой вратарь (Мыльников) и играл Ничушкин. Челябинцы с ними встретились раньше, на стадии полуфинала…

Это произошло из-за самой системы проведения финалов первенства страны. Мы на каждом финале ежегодно поднимаем вопрос о системе розыгрыша – команды разбиваются на подгруппы и затем плей-офф. Тренеров семи команд, с которыми мы встречались, система полностью не устраивает. Мы сторонники «гладкого» первенства, где каждый играл бы с каждым. ЦСКА и «Трактор» попали в одну группу потому, что в соревнованиях регионов наша сборная получила определенные очки. И в финале 1993 г.р. нашу подгруппу называли «группой смерти». «Ак Барс-93» по большому счету не встретил особого сопротивления в подгруппе. Они «малой кровью» вышли в полуфинал, где не без усилий обыграли «Трактор-93».

10 МИЛЛИОННОВ ЗА ЮНИОРА

Привлечение хоккеистов из других клубов. Наверное, этому способствует неправомерная система переходов. Если раньше за будущего выпускника школы надо было отдать миллион – полтора рублей, то сейчас по правилам КХЛ – 600 тысяч рублей…

Нововведение Континентальной хоккейной лиги в юношеский хоккей абсолютно неадекватно отражает обстановку. Расценки переходов в нормативных документах КХЛ лишь частично отражают расходы, которые школы несут на воспитание наших будущих «звездочек». Поэтому явное занижение этой шкалы «развязало руки» многим клубам. Если бы юный хоккеист соответствующего уровня стоил порядка двух-трех миллионов рублей, то клуб задумался: а стоит ли его покупать, переманивать к себе? 600 тысяч рублей на «звездочку» – это небольшие деньги для наших клубов. Поэтому они скупают со всей России 10-15 хоккеистов на перспективу, а лучших оставляют у себя. На мой взгляд, это губительно для нашего хоккея. У нас свободное государство: родители и дети вправе переезжать в другие города, тренироваться в других школах. Однако, переход должен быть цивилизованным. Он должен компенсировать затраченные средства той школе, где учился юный хоккеист. Когда компенсация будет составлять несколько миллионов рублей, не каждый клуб отважится выбрасывать деньги на приобретение ребят «скопом».

Два-три миллиона – это тоже не деньги для богатых хоккейных клубов, которые впоследствии этих «звездочек» перепродают. Надо вести речь о 5-10 миллионах рублей. Выпускной год – 10 миллионов, предвыпускной – 8, еще младше – 5. Тогда действительно задумаются о необходимости приобретения этого парня…

Если будут фигурировать такие суммы в официальных документах, я буду только рад. Мы разговаривали с руководством челябинских школ имени Сергея Макарова и «Мечел», пытались просчитать реальные затраты по воспитанию ребенка.

Ребенок воспитывается в коллективе, в котором не менее 25-30 человек.

Вы считаете всю команду. А у нас переходят 2-3 человека.

ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ТРЕНЕРА

При этом теряется критерий оценки 5-8-10-летней работы детского тренера, который тратит пятую часть своей жизни на то, чтобы вырастить этих детей. Одним рывком у него отнимают самых перспективных, благодаря которым он и школа могут показать свою работу. Это очень важно. Ведь одни получают награды, а другие остаются в безвестности.

Дело не только в медалях и орденах. Эти тренера с большой частью «чужих» воспитанников потом получают за них определенные блага, доплаты. И остаются неизвестными тренера, которые начинали воспитывать детей, обучали их азам хоккея. Самое обидное – они не получают достойную оплату своего труда.

Есть примеры. За чемпионство российской сборной U18 омич Семенов и москвич Фахрутдинов в свое время получили звание заслуженных тренеров России. А челябинцы Калянин – за Попова и Глинкина, Самусик – за Дадонова, Шадрин – за Войнова должны были получить эти заслуженные звания...

Когда четыре воспитанника Шадрина (Алистратов, Войнов, Костромитин, Лазарев) в Казани стали серебряными призерами чемпионата мира U20, награда так и не нашла героя. Станислав Юрьевич до сих пор не заслуженный тренер, хотя мы в Федеральное агентство РФ неоднократно посылали ходатайство с просьбой рассмотреть этот вопрос. К сожалению, пока без изменений.

Долгое время в нашем регионе была первая лига – с участием вторых команд, так называемые фарм-клубы. Сейчас они все перешли в Молодежную хоккейную лигу. После первого же раунда плей-офф все 8 команд «Востока» «хлопнули» всех «западников». Это результат пятилетней работы. В частности, в «Белых медведях» собраны ребята за эти пять лет.

Собраны они и в «Авто», который очень достойно смотрелся в матче с московским «Динамо». В Екатеринбурге играют ребята, которые всю сознательную карьеру воспитывались в школе «Трактор». Есть много ребят в других командах, которые в свое время получили воспитание в школе «Трактор». В «Белых медведях» – только наши воспитанники. Я видел другие команды МХЛ. Наша команда – самая молодая. Делается ставка на воспитание родного резерва, чтобы у ребят был шанс попробовать себя в мужском хоккее. Не знаю, принесет ли это результат, но, считаю, это очень позитивно. Посмотрим, как мы сыграем с «Авто». Очень достойно смотрятся молодые ребята в первой команде. Тот же Плаксин попал в число 10 лучших защитников КХЛ по количеству игрового времени. Тренерский штаб доверяет ему, выпуская Костю в самые трудные минуты и в меньшинстве, и в большинстве. Очень хорошая, очень уверенная игра в плей-офф КХЛ у вратаря Данилы Алистратова. Парень растет, мужает, набирается опыта. За эти полгода у челябинских болельщиков появился новый кумир – Евгений Кузнецов. Мальчишка не растерялся среди «звезд», которые поиграли за океаном и имеют кубки, медали и перстни различных турниров.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЮНОШЕСКОГО ХОККЕЯ

Вернемся к региональному юношескому первенству. Насколько правильным был соревновательный путь в завершившемся сезоне с «рваным» календарем?

Сейчас уже с уверенностью могу сказать, что абсолютно не устраивает календарь, который мы на Совете директоров решили попробовать в качестве эксперимента с целью сэкономить средства, затрачиваемые школами на участие в первенстве России. К сожалению, значительной экономии мы так и не получили. При этом мы потеряли большое количество игр, через которые ребята должны развиваться и получать игровую практику. «Разорванность» не способствовала хорошему выступлению. У нас были паузы, когда команды не играли три недели, а временами за неделю проводили по 4-6 игр. Прошло предварительное совещание, на котором было решено вернуться к «гладкому» чемпионату.

Пять лет – достаточно большой опыт работы, приобретенная мудрость. Предлагаемая в «ФХЮУ» No 11 (880) (спецвкладка No 28 (112), стр. II) концепция развития детско-юношеского хоккея в регионе «Урал – Западная Сибирь» ставит цель: усилить первую группу, создать вторую группу без «проходных» игр и дать возможность любой команде (тем же «Белым медведям») за два года попасть в первую группу.

Прежде, чем принять какое-то решение, нужно досконально взвесить все «за» и «против». Если я правильно понял, то «6 грандов» играют по клубному зачету 6-ю возрастами. И команда, даже если она из «грандов», занимая последнее, 8-е место в своем возрасте, вылетает во вторую группу.

Конечно. Образуется сильная вторая группа, в большинстве выступающая также клубами по 4-5-6 возрастов.

Но они также по спортивному принципу могут выйти в первую группу или вылететь в третью?

Да. При этом любой город, поселок, село нашего региона может создать свою команду в любом возрасте и дойти за два года до первой группы региона. Таким образом мы поощрим спонсоров – дадим им возможность вкладывать деньги в детский спорт.

Главная цель – растить ребятишек и дать возможность детскому тренеру проявить себя вне зависимости от названия школы. Тогда будет рост нашего регионального и российского хоккея.