Драфт 2010. Предвыборная компания. Иностранцы
В списках претендентов – 490 соотечественников и представителей «ближнего зарубежья», по сотне – из Европы и НХЛ. Объективно ситуация в отношении иностранцев такова: шансы КХЛ на «лакомый кусочек» обратно пропорциональны расстоянию от территории, где «кусочек» живет и развивается. Отсюда соотношение нашей выборки: 8 европейцев на 2 заокеанских гостя.
Существуют четыре условия, при которых юные североамериканцы все же могут оказаться в России: 1) самое правдоподобное – локаут в НХЛ; 2) конфликт игрока из-за зарплаты/нежелания играть в определенной команде; 3) конфликт игрока с командой из-за несправедливого (по его мнению) непопадания в основной состав; 4) сумасшедшая для юниора зарплата, которую он никогда не получит в первые три сезона в НХЛ. Формально есть и пятый вариант. Канадец/американец все же приезжает в КХЛ. Но не как юниор, а в ранге поистрепавшейся звезды, желающей подзаработать на достойную старость и детишкам на молочишко.
С европейцами проще: торжествует проза в жанре реализма. Нас посещают (иногда совсем ненадолго) подобно Крайнему Северу: с целью поднять денег за год как за два-три, иногда разбавляя это стандартным комплиментом: «КХЛ – интересная, вторая по силе лига в мире, в которой жуть как охота попробовать себя». Плюс к тому, есть большая группа действительно классных игроков, которым НХЛ может оказаться не по зубам по самым разным объективным причинам. С них-то и начнем.
1. Сами Ватанен (Финляндия, 1991)
Защитник еще до драфта НХЛ назвал своей любимой командой «Анахайм», а идолом – Скотта Нидермайера. Случайность это или нет, но именно «утками» он и был выбран в четвертом раунде (из-за скромных габаритов). При этом Ватанен удивил своим спокойствием, сообщив, что не собирается испытывать ненужных стрессов по поводу раунда/номера и излишнего пафоса на тему «быть или не быть мне задрафтованным в НХЛ».
Вообще парень довольно стрессоустойчив, не по годом рассудителен и не боится совершать ошибки. «Случаются всякие вещи. Не нужно бояться ошибиться – все ошибаются. Нужно просыпаться на следующий день и двигаться вперед». При этом совершенно непонятно, когда Ватанен спит. В школьные годы у него часто случалось так, что он уходил на каток после обучения и играл там с друзьями всю ночь. А после короткой передышки снова шел в школу. И так могло продолжаться пять дней напролет.
Свой первый гол в финской экстралиге он забил в пятой игре, а всего в этом сезоне выдал 10 шайб, включая 3 в плей-офф, проводя в среднем по 20 минут за игру. Набрав 30 очков в регулярке, Ватанен установил рекорд для защитников-новичков. По манере игры он похож на Любомира Вишневски. Сравнение с Киммо Тимоненом также напрашивается. Пока подписан клубом «Ювяскюля» до 2012 года. Полюбуйтесь на две его эффектные (и важные!) шайбы на мировом молодежном первенстве-2010 в ворота чехов, забитые в третьем периоде при счете 1:3, где Ватанен демонстрирует свое великолепное катание, понимание игры и владение клюшкой.
2. Калле Ярнкрок (Швеция, 1991)
Юниор из хоккейной семьи, что не редкость для Швеции (его отец играл защитника в первом дивизионе тридцать лет назад). Калле не сказать чтобы особенно распиарен на мировом уровне, но на родине о нем говорят довольно много и в ярких тонах. Отмечают его сходство с молодым Никласом Бэкстремом, умение играть на любом участке площадки и выполнять любое тренерское задание, будь то большинство, меньшинство, и даже, несмотря на заурядные физические данные, жесткая игра в тело и у бортов. Его прогресс в этом сезоне скауты называют «невероятным».
Калле отличается высокопрофессиональным подходом к своей деятельности. Мало кто из парней его возраста с такой же тщательностью подходит к вопросам питания, сна, к подготовке за пределами льда. Он заметно прибавил в физике и вырос, превратившись за пару прошедших лет из ребенка в мужичка, из тощего малыша в хоккеиста достойных кондиций.
Калле застенчив, но твердо стоит на ногах и хорошо знает, чего хочет. Сочетание таланта и желания может поднять его очень высоко, пусть он и не котируется в числе первых звезд на драфте-2010 в Северной Америке. Его любимой командой является «Детройт», а образцами для подражания – Зеттерберг, Дацюк, Бэкстрем, партнер по «Брюнэсу» (с которым у Калле контракт до 2012 года) Андреас Даккель. В переводе с шведского его фамилия означает «железный крюк», и это не пустое совпадение: шайба действительно пристает к его клюшке, как намагниченная.
3. Никлас Луцениус (Финляндия, 1989)
Целеустремленный парень, играющий в североамериканском стиле. В 15 лет Никлас студентом уехал на год в США по программе обмена. Погрызывая гранит науки, параллельно совершенствовал хоккейные навыки в школьной пенсильванской лиге. Команды там состояли из 10 человек, и Луцениус мог играть столько, сколько хотел. По его признанию, эта поездка способствовала изменению его хоккейного мышления. Агрессивный центр, способный играть на краю, Луцениус относится к числу игроков, прогрессирующих медленно, но верно. Он значительно прибавил в этом сезоне, став третьим бомбардиром «Таппары» как в чемпионате (46 очков против 11 в сезоне-2009), так и в плей-офф.
Никлас не считает большой проблемой свой главный минус – катание, которое тянет за собой медлительность. «Я быстро думаю и быстро принимаю решения – по крайней мере, на уровне финской суперлиги». Кроме того, он очень крепок в единоборствах и не отлынивает от черновой работы.
Выбранный «Атлантой» под 115-м номером, Луцениус имеет на руках контракт с «Таппарой» по системе 1+1, и обратно в США не рвется. А это значит, что один из клубов КХЛ имеет шансы усилить им свою силовую составляющую.
4. Радко Гудас (Чехия, 1990)
Стал одним из лучших новичков Западной хоккейной лиги этого года. Сочетает ударные хиты с драками и надежной игрой в обороне, что подтверждает четвертая в лиге полезность – «плюс 45» в 65 играх за «Эверетт».
Радко – достойный наследник своего отца Лео, который был одним из реально жестких чехов в истории. Однако выдаваемая им сейчас в WHL продукция (7 шайб и 30 передач) является интригующей, так как она была практически несущественной в Чехии. Может быть, это означает, что Радко лучше раскрывается на маленьких площадках Северной Америки. Он не обладает особенно выдающимися физическими данными (183 см, 85 кг), но игроки соперников предпочитают менять направление, а не сталкиваться с ним.
Защитник, напоминающий Скотта Стивенса и мечтающий быть похожим на Диона Фанюфа, обожает шоколад, плавание и сон. «Когда я впервые начал заниматься фигурным катанием, – говорит Радко, – мне было 2 или 3 года. Затем, в 3 или 4, мой отец просто поставил меня на лед, чтобы я играл. Он решил все за меня. С той поры хоккей просто стал частью моей жизни. Самой большой частью. Я никогда не думал, хочу я играть или нет. Потому что всегда хотел играть».
Сейчас Радко ожидает исхода драфтов, и имеет все основания быть замеченным.
5. Нино Нидеррайтер (Швейцария, 1992)
Дубль форварда в четвертьфинале молодежного чемпионата мира-2010 против сборной России принес Швейцарии путевку в полуфинал. Вряд ли российские болельщики (да и тренеры) забудут такое. Его выступления на высшем уровне в этом сезоне принесли ему в совокупности 50 забитых шайб: 36 в регулярке WHL, 8 – там же, но в плей-офф, и 6 – на молодежном первенстве. Успел он дебютировать и на взрослом уровне, на чемпионате мира в Германии. Скорость, мощь, техника, жесткость, бросок, великолепный контроль над шайбой, лидерские качества – все это есть у Нидеррайтера, как и возможность стать звездой мирового хоккея.
И хотя «Эль-Ниньо» основной своей целью считает НХЛ, мечтая стать первым «долгоиграющим» швейцарским форвардом в этой лиге, никто не знает, как сложится его судьба за океаном. Мнение самого юниора: «Не хочу загадывать, буду ли я играть в НХЛ через год или два. Я должен развиваться шаг за шагом. Конечно, я хотел бы играть в НХЛ, но вы никогда не знаете, что произойдет в ближайшие несколько лет. На это влияет положение твоей команды, травмы... да много разных вещей». Если же не выйдет, как и у всех его предшественников-нападающих, – куда Нино поедет тогда?
6. Алекси Лааксо (Финляндия, 1990)
Дебют в большом хоккее дался этому малогабаритному защитнику на удивление легко. Более того, он провел свой первый сезон в элитной финской лиге сильнее, чем три года в юниорах, и стал вторым по результативности в команде среди защитников! Его понимание игры, контроль над шайбой, атакующие возможности соответствуют самым высоким стандартам. Правда, случаются и мелкие ошибки в обороне, а «силовое присутствие» практически не заметно. Но в целом это действительно полезный и квалифицированный защитник, способный успешно проявлять себя в самые ответственные моменты.
У двадцатилетнего игрока контракт с «Эспоо» до 2012 года. Может, он и не станет звездой первой величины, но в данной ситуации это как раз хлеб для КХЛ.
7. Ян Кана (Чехия, 1990)
Уже весьма опытный (в активе даже год выступлений в лиге Квебека в 17-летнем возрасте) и умный, немного агрессивный форвард-труженик. Небольшой, но размер иногда является его преимуществом! Кана был в числе лучших чехов на двух последних молодежных чемпионатах мира. Ему пока тяжело дается переход на взрослый уровень (за короткую карьеру в «Витковице» он провел 12 матчей, в которых сделал всего одну передачу), но тренер Гадамчик считает это временным препятствием и очень его хвалит: «Он приобрел опыт и теперь должен получить твердое место в чешской экстралиге».
Сам Кана не хочет слушать эти похвалы. «Мы закончили один молодежный чемпионат на шестом месте, второй на седьмом. Очень хотели добиться успеха, а этого сделать не удалось. Какая уж тут слава! Благодаря телевидению, все мои знакомые и друзья видели, что у нас не было успешных выступлений (хотя на счету игрока 10 шайб и 6 передач в 12 матчах). Мы стали объектом для шуток», – говорит Кана. И многозначительно добавляет: «Я считаю это нормальным. Кто играет в хоккей, знает, что периодически такое происходит. Но я еще вернусь». В самом деле, неудачи ранней юности часто только закаляют характер. И кто знает, какими победами они обернутся в будущем.
8. Юонас Донской (Финляндия, 1992)
«Он напоминает мне Овечкина, бросает с правой руки низом и играет на левом крыле», – пишет один из скаутов. А финские болельщики замечают, что его навыки необычны для финских игроков: Юонас больше напоминает русского или чеха на льду.
С последним утверждением трудно не согласится. Фамилия у парня явно не финская. Сразу рождается ассоциация с князем Дмитрием Донским, успешно противостоявшем в свое время монголо-татарскому нашествию. Так что же мешает Юонасу в будущем проявить себя в России, как это уже сделал другой финн с русской фамилией – Лео Комаров?
Донской пока производит более скромную статистику, чем более популярные Пулккинен и Гранлунд, но имеет потенциал как у обоих из этой пары. Рационально используя свое трудолюбие, изящное катание, ловкость и мастерство, нападающий очень скоро должен превратиться в неплохого снайпера. На его счету уже 2 дебютные шайбы и передачи в 18 матчах финской экстралиги.
9. Дерек Степан (США, 1990)
Центрфорвард, проспект «Рейнджерс», провел прекрасный год, став чемпионом мира среди молодежи с лучшей статистикой в команде США (5+10) и вторым (12+42) в чемпионате американских колледжей. Дерек стал одним из «киллеров» сборной России в суперсерии-2009 с командой США, набрав 8 (1+7) очков в 4 матчах. Главный тренер его висконсинской команды Майк Ивс говорит, что «он приходит на каток с идеями о том, что и как он хочет делать, чтобы быть лучше, и благодаря этому движется вперед». Его сравнивают с Кеслером, Павелски, Зэйджаком, но атакующий потенциал считается еще более высоким. Наиболее точное сравнение – с Крисом Друри, благодаря схожим лидерским качествам. Степан хорош во всех трех зонах, почти не принимает неправильных решений, идеальный командный игрок, не по годам зрелый распасовщик, хорош оборонительно, по при этом крайне редко нарушает букву хоккейного закона. Он не совершает умопомрачительных вещей, но добивается результата благодаря высокому IQ своих действий.
Будем надеяться, что, благодаря локауту, мы однажды увидим этого хоккеиста со славянской фамилией в рядах клуба КХЛ.
10. Тайлер Сегин (Канада, 1992)
Люди набивают себе шишки иногда странными путями. Взять, к примеру, как Сегин-ребенок научился пунктуальности. Обучаясь в колледже Святого Майкла в Торонто, он опоздал на первый обязательный предмет – музыку. Его однокашники-девятиклассники за это время выбрали свой инструмент, на котором должны были заниматься. А Тайлеру выбирать не пришлось. Ему достался кларнет – последний из оставшихся. С тех пор Сегин старается никуда не опаздывать.
Он не так одарен от природы, как Холл. Но скауты прежде всего отмечают его светлую голову. Тайлер очень зрелый молодой человек для своего возраста, потому что всегда играл в обстановке, где были люди старше его. Он благодарен лакроссу, от которого у него остались синяки по всему телу, за развитие скорости, ловкости и силы рук. Ему не привыкать стартовать по жизни не с первой позиции. Например, когда он выбирался на драфте OHL, он был лишь девятым, в отличие от Холла (2) или Стэмкоса (1). Ему потребовалось 16 игр, чтобы открыть счет своим шайбам. Прогресс поступательный, но верный, улучшения не в отдельных компонентах игры, но во всех сразу – вот его приоритеты в хоккее.
Сегин мечтает в своей жизни встретиться с тремя людьми – Скотти Боумэном, Уэйном Гретцки и Бараком Обамой. Это будет долгий путь, особенно касательно последнего, – но, зная последовательность Тайлера в делах, можно быть уверенным, что однажды такое знакомство случится.