Валерий Белоусов: Сердце должно быть в команде

Челябинцы всегда гордились «Трактором»

Спустя 15 лет вернулись в «Трактор». Признайтесь, какие чувства испытываете?
Вы знаете, я же начинал здесь свою спортивную и тренерскую карьеру , поэтому я с удовольствием здесь поработаю. Здесь построили такой замечательный дворец, и хотелось бы помочь Челябинску создать хорошую команду, чтобы она была дееспособной на уровне КХЛ. Чтобы о ней говорили, и чтобы она играла в Кубке Гагарина. Это все впереди, а сегодня нам надо выйти из очень трудной ситуации, подняться со дна турнирной таблицы. Нам нужно попадать в плей-офф, поэтому сегодня думаем только об этом.

Так все-таки главная цель сейчас — это попадание в плей-офф, или, как было заявлено раньше, финал Кубка Гагарина?
Не надо таким образом подходить к этим вопросам, потому что на данный момент одна задача — попасть в плей-офф, и мы все для этого сделаем.
По итогам первых четырех игр можете назвать сильные стороны «Трактора» и его слабые места?
Ну, сначала игра с «Авангардом». Я думаю, что немножко нас вратарь подвел в первой игре, но я считаю, что мы все равно неплохо сыграли против такой команды. И, конечно, могли эту фору отыграть. А во втором матче, с «Югрой», нам уже немножко везения не хватило. Чуть-чуть, может, мы и переиграли команду соперника, но проиграли матч. А потом была трудная игра с «Барысом», в которой нам необходимо было побеждать, чтобы ребята поверили в себя. И они сегодня играли с удовольствием, за исключением, конечно, третьего периода, где нахватали очень много удалений. И я думаю, что на это надо обратить внимание.
Валерий Константинович, вы как тренер достигли очень многого. Какие-то амбиции остались для «Трактора»?
Я сейчас, в общем-то, сказал об этом. Хочу, чтобы родной город, команда «Трактор» вышли на хороший уровень. Посмотрите, как приятно, когда такой большой дворец построен, болельщиков очень много и они любят свою команду. Я помню, как сам играл в Челябинске, как нас любили и уважали всегда, хотя мы, бывало, проигрывали матчи, но болельщики все равно гордились своим «Трактором». Я думаю, что надо отдать им должное, поменьше их огорчать и больше радовать.
Именно с «Трактором» у вас были первые победы. Какие самые яркие впечатления остались от челябинской командой?
Я помню, мой первый год получился неудачным. Во второй год было много ребят из молодежи. Вспомните: Гомоляко, Тертышный, Гусманов, Варицкий, Астраханцев, Мальцев пришли в команду. Тогда создавалась команда, и тогда мы впервые выиграли бронзу после 1978 года. Было очень приятно. И видно было, что школа выдала хороших хоккеистов, с которыми можно было лет десять выступать и занимать неплохие места. Но получилось так, как получилось…

Говорить можно на собраниях, а на льду надо работать

Валерий Константинович, бюджет «Трактора», как видно, будет увеличен. Кем будете усиливаться?
Нам дали добро, поэтому мы, как видите, работаем. Три игрока уже есть, и, я думаю, что это еще не предел. Будут только точечные усиления.
А по каким позициям, не скажете?
Защитник. Но давайте пока не будем по каким-то определенным позициям. Потому что последнее время мне не нравится, что журналисты говорят о том, что еще не произошло. Скажу только, что позиции будем укреплять точечно, как вы сказали. Нам надо усилиться и впереди, и сзади.
Вице-губернатор Олег Грачев рассказывал журналистам, что именно жена уговорила вас вернуться в Челябинск. Как все было на самом деле?
Жена? Так и сказал: «жена уговорила в Челябинск вернуться»? Да я, вообще-то и не уезжал отсюда. У меня здесь и квартира, и семья, поэтому это мой родной город. Я никуда и не собирался уезжать. Я просто работал на стороне, вот и все.
Решение было принято сразу или все-таки были какие-то обсуждения?
Как обычно бывает: поговорили, разобрались, как и что. Все и решилось.
А как встретила вас команда, что сказали игроки?
Знаете, мы, наверное, не рассуждали о том, как должна команда встречать тренера. Я им сказал: «Одеваемся — и на лед. А там разберемся». Долго чего говорить-то? Надо работать и дело делать. А говорить... Мы говорим на собраниях, разборах игры. Вот там мы много говорим. Там можно говорить, рисовать на доске или видео смотреть. А на льду надо работать.
А систему тренировок игроков, подготовки к играм вы как-то изменили?
Наверное, каждый тренер приходит всегда со своим видением рабочего процесса. Поэтому я предложил такой вариант, который я, в общем-то, всегда использую. Думаю, что игроки его приняли: внимательно слушали и выполняли то, что им говорилось.
С чем столкнулись, когда пришли в клуб? Помимо качества игры, еще какие-то сопутствующие вещи?
Еще раз повторю, что порядок бьет класс. Даже если против тебя играет команда на голову выше по мастерству, то ее можно обыграть за счет дисциплины. Первое, с чего я здесь начал, это игровая дисциплина. Как должен выйти этот игрок, куда должен выйти тот игрок, что он должен делать. В общем, расставил всех по своим местам, и все знают, что каждый должен делать.

Должны играть сильнейшие

Валерий Константинович, сейчас большое количество молодых игроков в Челябинске. Чего с вашим приходом ожидать тем, кто был на подходе к основному составу в этом сезоне, в прошлом?
Смотрите, у нас есть Глинкин, Попов, Кузнецов, защитники у нас, кроме двух, по-моему, челябинские ребята. Очень много наших «трактористов». Я считаю, что всех сразу вводить в состав нельзя, потому что на сегодняшний день задачи совсем другие. Нам нужно догонять соперников в таблице, а для этого нужны опытные хоккеисты. А вот уже на их фоне можно выращивать молодежь. Потихонечку, может, одного или двух вводить в состав, а сразу группу молодых игроков вводить, я думаю, нереально.
Ну а вообще игроков молодежки как вы оцениваете? Есть потенциал?
Вы знаете, я не могу вам сказать, потому что я не видел их еще. Мне пока просто не до них было. Мне бы хотелось посмотреть «Белых медведей». В принципе, я знаю, кто там играет по фамилиям, а как играют, я пока еще не видел. Мне надо разобраться в своей команде, а еще нужно и там посмотреть. Конечно, если Кузнецов играет, он и будет играть! Но нельзя искусственно вводить игроков в основной состав. Там должны играть сильнейшие. Если игрок молодежки сильнее какого-то иностранца, то нам такой иностранец не нужен. Пусть лучше у нас будет играть молодой челябинец. Вот такие у меня, в принципе, требования. Такое у меня видение на сегодняшний день игры «Трактора».

Я опытный джигит

Говорят, вы сейчас на арене целыми днями находитесь…
Ну надо, надо, надо… Вот мы с Владимиром Николаевичем Кречиным все время здесь. Надо это сделать, надо то сделать. И все время – команде. И я думаю, что Владимир Николаевич все это тоже понимает. Стараемся.
Во время этой домашней серии сколько вы вообще в день спали?
Спали? Ну а что такого: на базу приезжаем, проводим установку, разбор игры, просмотр. А до утра спим. Вполне нормально.
Никаких перегрузок сверх нормы нет?
Ну, перегрузок и не должно быть в принципе. Я ведь уже опытный джигит (смеется), знаю, когда поспать, когда встать, поэтому все-все рассчитано.
Вас все давно уже воспринимают как челябинца, но родились вы в Нижнеуральске…
Ой, когда это было?! В 1948 году.
Бываете там?
Каждый год, да. Родственники мои там до сих пор живут. Перезваниваемся, бывает. У меня ведь в Нижнем Тагиле бабушка, и мама жены. Мы и в Тагил приезжаем каждое лето.
А жена у вас – челябинка?
Нет, тагильчанка. Я там женился, в 1969 году, когда пришел в «Спутник».
А своей первой командой, «Кедром», интересуетесь?
Вы знаете, только таблицу просматриваю.
Валерий Константинович, скажите, пожалуйста, что вы как тренер больше всего цените в игроках?
Чтобы игрок был дисциплинирован, и, как сейчас модно говорить, чтобы его сердце находилось в команде. Знаете, можно проиграть матч, можно простить ошибку какому-то игроку, который хотел, старался, ложился за команду. Должно быть огромное старание, желание помогать команде, и биться за нее. Вот это подкупает в игроках.