Повторится ли омская история?

Переговоры «Трактора» и СКА шли несколько недель…
Естественно, мне не хотелось уходить из дома, где налажен быт. Мне нравится играть в Питере, где сейчас боевая команда. Но с приходом Евгения Набокова у меня шансов играть практически нет.

Он в этом сезоне уже не так хорош…
Набоков – это Набоков. Тут уже сказывается политика. Всё-таки есть разница между КХЛ и НХЛ, и Евгений начинает привыкать к хоккею в России. Думаю, Набоков изменит ситуацию со СКА, к чему есть первые предпосылки: он уже сыграл «на ноль». Я же игрового времени практически не имел и вряд ли получил бы. СКА на место второго вратаря купил 24-летнего талантливого Штепанека. В прошлом году он дошёл до финала чешской экстралиги, где выступал очень прилично. За него заплачены большие деньги. Он – будущее команды. Мне требовалось определиться: либо играть – либо заканчивать. Тут позвонил Валерий Константинович, за что ему большое спасибо. СКА не хотел меня отпускать, но Белоусов проявил настойчивость и своими путями смог договориться о моём переходе.

Какие у тебя отношения с Набоковым, с которым делили одни ворота?
Всё зависит от человеческих качеств. Если со Штепанеком контакт поверхностный, то с Набоковым очень хороший: относимся друг к другу с уважением, стараемся помогать. В воротах играет один, но победа общая.

В «Тракторе» два вратаря Алистратов и Фокин, которые чуть ли не в два раза моложе тебя…
Начали работать нормально. Я привнёс много своих упражнений – им это интересно. Видно, что ребята довольны, но им тяжеловато физически. Мне всё даётся легче, несмотря на разницу в возрасте.

Сейчас у многих вратарей другой стиль игры. Как ты его оцениваешь?
Кто-то действует за счёт быстроты, кто-то садится, но не полностью, готовый мгновенно встать. Допустим, Данила Алистратов много сидит внизу, но у него очень быстрый подъем. Если не садиться, то проблематично перекрыть нижнюю часть ворот. Сейчас очень активный, быстрый хоккей. 70-80% бросков идут на средней высоте. Забивает тот, кто поднимает шайбы в «девятки»…

В последних 5-6 турах много забивают именно в «паутины»!
Да. Но когда-то же это прекратится?! (смеётся) Большие счета (5:0, 7:1) пошли от того, что хоккеисты устали и на первый план выходит мастерство. Если Яшина оставить перед воротами на 3 секунды, то ни у какого вратаря не будет шансов. В начале чемпионата ему не давали этих секунд – он не забивал. Сейчас дают – Яшин забивает. От чего отталкиваться вратарю? В «девятку» ещё надо попасть. Если защитники и нападающие будут правильно выполнять свою работу, то у соперников в атаках меньше шансов попасть в верхний угол. Это сложнее, чем бросить низом.

То есть ты «за» такой стиль вратарей?
Почему нет, если это действенно? Я всё же принадлежу к старому советскому поколению, поэтому мне интереснее играть по восприятию, по ситуации, по шайбе. Если вратарю нужно стоять – он стоит, надо сесть – садится. Но таких осталось мало. Может быть, «последний динозавр» – играющий по шайбе Набоков. Остальные садятся в «сплит», и уже от этого начинают отталкиваться. Совершать перемещения сидя очень сложно. Надо много тренироваться, к сожалению, этим у нас занимаются мало. У нас «сплит» – человек играет сидя. Если «сплит» у канадского вратаря, то он всё равно участвует в процессе: садится, но спокойно перемещается.

Хорошо ли, что в большинстве клубов вратари-легионеры занимают ведущее положение?
Это бизнес. Если они действительно помогают и реально сильнее российских вратарей, то почему нет? Тогда нашим ребятам требуется прибавлять. Не вижу никакого смысла давать привилегии россиянам, которые не готовы играть. Если легионеры хуже наших голкиперов, в чём тогда смысл их приглашения? Нужно признать ошибку и расторгать контракт. Я за здоровую конкуренцию. Кто бы не приехал, все должны быть в одинаковых условиях.

Как относишься к тому, что в 45 лет берут вратаря в сильную Лигу? Гашек – имидж, для привлечения зрителей?
В свои 45 лет он играет так, что ему – мой низкий поклон. Я даже не понимаю, как может быть такое, тем более, что у Гашека трудоёмкий стиль игры – упал-встал, упал-встал. Понятно, что он следит за собой, но не в ванне же с обезболивающим средством спит? Надо понимать, для чего его взяли. Если для выигрыша Кубка Гагарина – это неправильное решение. Для меня в 45 лет выиграть Кубок КХЛ – сказка. А сказка становится явью лишь в одном проценте.

В составе «Трактора» ты дебютировал в матче с «Динамо». Все отмечают, что сыграл удачно, очень много «подчищал», но всё же победило «Динамо». Чего не хватило «Трактору»?
Если говорить просто – голов. Мы не забили, поэтому уступили, хотя в защите действововали довольно неплохо. Но в двух моментах «проспали» игру под воротами. В первом случае мне было очень тяжёло: шайбу в противоход послали на неудобной высоте в дальний угол. Во втором случае её можно было зацепить, но я не успел перестроиться.

Когда ты приходишь в новую команду, тебе нужно время на адаптацию?
Ситуация в Москве показала, что могу играть сразу. Главное, чтобы сам был готов. Психологически уже был готов, постарался подготовиться физически. Кстати, в игре с «Динамо» я неплохо чувствовал себя и практически не устал. Это хороший признак. Конечно, хорошо бы знать сильные и слабые стороны защитников своей команды, кто как действует в каком моменте. Без этого просто играешь по ситуации.

Ты читаешь прессу, изучаешь соперников?
Суперинтереса у меня уже нет. Когда выступал в юношеской команде, читал все спортивные газеты от корки до корки. И про лыжи, и про сани – обо всём. Знал все фамилии, кто где играет. Это привил отец. Сейчас семья, дети не дают посвящать себе столько времени. Когда стал возможен мой переход в «Трактор», я перед игрой с «Динамо» начал отслеживать матчи москвичей, смотреть, какие ребята и как играют. Заодно посмотрел «Трактор»: кто защитники, кто центральные нападающие, чтобы иметь возможность оценить слабые и сильные стороны предстоящей игры. Это было необходимо.

Поражения в Чехове и Москве (0:5 и 0:3) сказались на команде?
Наверное, только тренерский состав помнит эти поражения. Думаю, абсолютно все игроки забыли о них, думают о том, что впереди. Хорошо, что сейчас перерыв. Можно поработать над физической формой, залечить травмы, добиться сыгранности новичков, отсутствие которой, возможно, вносило дисбаланс. Отточить действия в большинстве, вход в зону – те моменты, на которые по ходу чемпионата нет времени.

В последних матчах вратари стали пропускать курьёзные шайбы: то забили от своих ворот, то Волошин ошибся, то Гелашвили…
Во многом, это следствие частых игр, однако зависит и от психологии. Допустим, Гелашвили – хороший вратарь, но очень эмоциональный. Он выплёскивает эмоции и на какой-то матч ему может не хватить их. Противовес – Набоков. Как бы ни играл, он спокоен и сосредоточен на дальнейшей игре, а не радуется или переживает.
Скажу честно, у меня не очень хорошая выдержка. Но жизнь идет, все с возрастом становятся более практичны, более спокойны, философски относятся к жизни, которая со всеми её сложностями может быть довольно симпатичной. Не стоит делать трагедию из-за какого-то одного случая. За последние годы я стал более спокойным и более здоровым в плане переживания неудач.
 
В «Тракторе» ты играешь под 31-м номером?
Я попросил у клуба, если есть возможность, предложить мне 31-й, 37-й или 39-й номера. Мне предложили 31-й. Я много лет играл под этим номером: в первом сезоне в «Авангарде», в Питере. Под 39-м выходил в Череповце и Омске. В сборных выступал под 39-м и 31-м номерами.

Многое становится похоже на твою омскую историю: пришёл Белоусов, когда команда внизу…
Если будет такой же подъем, тогда можно проводить параллели.

А возможен ли подъём до зоны плей-офф?
Почему нет? По нынешним именам команда просто обязана попасть в плей-офф. Но ситуация насколько проста, настолько и сложна. Проста, так как понятно, что надо делать: обыгрывать всех, особенно дома. Сложность в том, как это сделать: все будут упираться. Многие команды убежали вперёд. Догнать ту же «Югру» очень проблематично, но нужно. Многое определяющими станут три домашние игры после перерыва. Набрав 9 очков, мы будем очень близко к плей-офф. Соперники могут занервничать и допускать ошибки. Неизвестно, кто победит при разнице в одно-два очка.