Идет вторая перестройка

Есть еще один повод для знакомства. В составе челябинского клуба прежде не было обладателей Кубка Стэнли. Да этим и во всей России мало кто может похвастаться. Если брать наших отечественных хоккеистов, то лишь 24 спортсмена смогли помочь командам НХЛ завоевать самый главный заокеанский трофей (любопытно, что расклад по амплуа в этой «сборной» почти соответствует реальной заявке: в ней 2 вратаря, 10 защитников и 12 форвардов). Только дюжина этих «американских героев» после триумфа участвовала в чемпионатах России. Двое – Афанасенков и Твердовский – проводят в нашей стране уже пятый сезон. Причем нынешний нападающий «Трактора» вместе с Николаем Хабибулиным были единственными, кто выходил на российские матчи в статусе действующего обладателя Кубка Стэнли – помог локаут в НХЛ.

В становление хоккеиста Афанасенкова уже была внесена челябинская лепта. Во-первых, Челябинск дал «зеленый свет» юному архангелогородцу.

1994 год. Первенство страны среди юных хоккеистов только восстанавливается после реформ начала 90-х годов. Были трудности и с местом проведения финалов. Два из них (по 1979 и 1980 гг.р.) взял Челябинск. На соревнования 13-летних мальчишек прибыла команда «Спартак» Архангельск. Впервые этот северный город оказался представлен в финале первенства России.

Талантливые хоккеисты получили приглашения в более именитые клубы. Таковым начинало считаться и ярославское «Торпедо». Но у него еще не было ни одной награды юношеских первенств страны. Первая из них пришла в волжский город в 1995 году, когда в Ярославле заиграла большая группа хоккеистов со всей страны. Среди них – Дима Афанасенков из Архангельска. К первой медали (сразу к «золоту») его привели тренеры Л.Гладченко и А.Данилов. Альберт Петрович Данилов – коренной челябинец, начинал на Южном Урале и играть, и тренировать. Это во-вторых.

Есть и в-третьих, и в-четвертых. 27 января 1998 года Афанасенков дебютировал в элите отечественного хоккея. Первым его соперником стал… челябинский «Трактор»! Сообщение об этом можно найти в подшивке нашей газеты (№272), где опубликован состав ярославцев. А уже через три номера «Футбол-Хоккей Южного Урала» стал первым в стране печатным изданием, которое восторгалось игрой 17-летнего Дмитрия. Очень редко наша газета давала описания голов в матчах юниоров, а тут нельзя было сдержаться. Вот цитата из отчета о матче юниорских сборных России и Финляндии: «…Второй гол вышел очень красивым. Афанасенков обыграл двоих соперников и, несмотря на сопротивление еще двоих, точно бросил…». Едва ли не точное описание самого красивого гола октября 2010!

Чуть ниже был дан репортаж о матче Россия – США: «…Гораздо ярче выглядел в нашей команде Афанасенков, признанный лучшим нападающим турнира. В пятерке с ним выступал и лучший защитник – челябинец Калинин…». Попутно укажем, в соперничестве с кем Афанасенков стал лучшим форвардом на турнире 6 сборных юниоров в 1998 году: вратари М.Рамо (Финляндия), Р.Станя (Словакия), защитники П.Свобода, Т.Клоучек, нападающие Й.Вашичек, П.Брендл (все – Чехия), Т.Мортенссон, М.Вейнхандль (оба – Швеция), М.Габорик, А.Недорост, Б.Радивоевич (все – Словакия).

Любопытно, что первым партнером Афанасенкова в юношеской сборной России был в ноябре 1996 года Александр Бутурлин, который ныне тоже появился в «Тракторе».
Вскоре после гола-красавца в ворота «Автомобилиста» челябинский форвард едва не сотворил еще один шедевр в матче с питерским СКА, после которого и состоялась беседа.

Дмитрий, в третьем периоде ты опять мог стать претендентом на авторство лучшего гола недели?
Надо было забивать! Иначе что толку в красоте?

Неужели не запоминаются красивые взятия ворот? Хотя бы как результат творчества…
Нет. Мне больше запоминаются победы, чем голы. Лучше выиграть без красивого момента, чем создать его, но уступить в матче. Главное – победа! Сегодня первые полтора периода играли хорошо, потом сбавили обороты. С такой командой, как СКА, расслабляться нельзя, а мы, когда повели 2:0, немного успокоились. Надо было также продолжать играть и забивать третий гол. Но вышло наоборот: армейцы забросили одну шайбу, потом другую…

Вернувшись из-за океана в Россию, ты здесь стал гораздо чаще забрасывать шайбы, чем в НХЛ…
В юниорской лиге, где провел два года, забивал много, а потом мне сказали: не будешь играть в защите – не появишься в НХЛ. Пришлось перестраиваться. Если поставил себе цель, то надо идти до конца, каким бы трудным не был путь. Стал играть в совсем другой хоккей. От меня требовали выполнения оборонительных действий. Чтобы закрепиться в составе, я очень серьезно относился к защите. Началась другая крайность: стал забивать совсем мало. Не считал себя нападающим оборонительного плана, устал ждать, подумал, может, в России покажу что-то большее. Вернувшись, старался вспомнить то, из-за чего меня драфтовали – качества нападающего, который умеет забивать. Иногда получается, иногда нет. Пытаюсь понемногу двигаться вперед.

Не опасался в 18 лет отправляться за океан?
Нет. Молодым хотел побыстрее попробовать тот хоккей, стать самостоятельным. Получив предложение, сразу решил ехать.

(Выдержка из ранних интервью Дмитрия: «…С одной стороны несколько сезонов в ИХЛ и АХЛ – это хорошая подготовка. С другой – я много упустил. В последних чемпионатах заканчивал сезон в Швейцарии, у Владимира Юрзинова, который мне очень помог. Я получил куда больше опыта, чем в низших лигах Северной Америки. Три раза приезжал к нему на летние сборы, на которые собирается много наших ребят – Алексей Яшин, Андрей Николишин, Дарюс Каспарайтис… Вот это школа так школа!»)

Можно сказать, что ты двигался по нарастающей?
– Конечно. По сути в первом полноценном сезоне в НХЛ моя команда выиграла Кубок Стэнли!

(«…В «Тампе» я первую половину сезона играл с Лекавалье, Федотенко и, иногда, с Ричардсом. А во второй половине больше играл с Андрейчуком и Тейлором. И наша задача была играть против первых звеньев соперника, сдерживать их, не дать им забить».)

Локаут в сезоне-2004/2005 случился не вовремя?
Это точно! Не вовремя. Когда приехал в Россию, всё думал: когда этот проклятый локаут кончится и можно будет вернуться за океан? Каждый месяц говорили, что вот-вот отправитесь назад. Сезон получился запоминающимся (смеется). После Кубка Стэнли попасть в такие условия, какие были в России, – просто ужас! Дворцов-то таких, как сейчас, еще не было – всё старое. Уже не помню, но, по-моему, у меня вариантов и не было, кроме Тольятти, где оказалось немало знакомых: Дайнюс Зубрус, Виктор Козлов. Всегда приятно играть с такими ребятами. C тем же Александром Сёминым.

Кубок Стэнли привозил в Архангельск?
Да, на два дня. Меня встретили очень хорошо, была обширная программа.

Архангельск обычно ассоциируется с хоккеем с мячом?
Я не играл в него. Но постоянно смотрел по телевидению матчи сборной СССР по хоккею с шайбой. Запомнились Третьяк и Харламов. С детства полюбил эту игру. И условия в Архангельске были хорошими. Сейчас они остались теми же, но уже выглядят ужасными. В те годы была хорошая школа, в высшей лиге играла наша команда мастеров.

Несколько неожиданным оказалось появление обладателя Кубка Стэнли в Челябинске…
Ничего неожиданного! Когда меня пригласили, особого выбора не было. Знал, что команда хорошая. На самом деле так: игроки-то подобраны хорошие, есть много молодых умелых хоккеистов. Чего-то не хватало! Сейчас с приходом Валерия Константиновича стало видно, что можно играть наравне с любым соперником. Надо работать, выйти на правильный путь – и всё будет нормально.

Какой матч «Трактора» пока отнесешь к лучшим?
Наверное, в котором победили. Хорошо играли в Нижнем Новгороде, где сильная команда. Но мы победили. В Ярославле первый период провалили. Потом, хоть в итоге и проиграли, но показали характер. Это самое главное.