ЧМ U20. Будь скромнее, Канада

И я даже не могу представить, каково было тренерам и игрокам злополучной молодежной сборной Канады образца МЧМ-2011. Это уже успели окрестить самым большим провалом в истории молодежных чемпионатов мира, и больше тут добавить нечего. Если и было в истории что-то хуже, то мне на память не приходит. Это, возможно, как говорит нынешняя молодежь, самый «большой облом» за всю историю канадского хоккея. Как вам понравится этот пункт в списке личных достижений?

При всем при этом, преимущество в три гола в третьем периоде уже не раз отыгрывалось в хоккее. В НХЛ, начиная с локаута, это случалось в среднем один раз за сезон. Восемь раз в 1226 матчах, команды, которые начинали третий период, проигрывая три шайбы, в итоге выигрывали в основное время. Но за этими провалами не наблюдали шесть миллионов канадцев, это случалось не на молодежном чемпионате мира, и у проигравшей команды не было на форме кленового листа. Ну, по крайней мере, на красной форме. Мне не удалось найти подобную статистику по WHL, OHL и QMJHL, но я подозреваю, что там этот показатель еще выше. В конце концов, в юниорский хоккей играют дети, подростки и перепады настроения и перехват инициативы там куда более заметны.

Из-за того, что к молодежному чемпионату мира в Канаде приковано такое большое внимание (важные матчи с участием канадской сборной смотрят больше людей, чем финалы Кубка Стэнли), мы забываем, что игроки – совсем еще дети. Подростки. Хотя, конечно, не совсем обычные подростки. 15 из 22 игроков сборной Канады были выбраны в первом раунде драфта НХЛ, и еще один – Шон Кутюрье – будет одним из первых двух-трех выбранных на драфте этого года. Поэтому мы судим их совсем по другим, куда более высоким стандартам, чем наших детей, которым прощаем все их слабости и глупости.

Вопрос, на который все хотят получить ответ, звучит просто: «Что случилось?» Когда я сидел на трибуне HSBC Arena вчера вечером, потрясенные канадские болельщики на выходе восклицали снова и снова: «Что случилось?» Я стоял в пробке перед пограничным мостом, направляясь домой, и люди опускали стекла своих машин и кричали мне: «Что случилось?». Ответ, который я бы мог им дать, очень прост: «Это хоккей. Юниорский хоккей». И, несмотря на то, что именно так я и считаю, это не самый блестящий анализ произошедшего.

Если разложить все по полочкам, то все началось во втором периоде, когда невнятная игра сборной Канады хорошо скрывалась счетом 3:0. Русские начали перехватывать инициативу, когда они первый раз играли в меньшинстве во втором периоде. Хваленое канадское большинство не смогло реализовать три попытки во втором периоде, а русские стали создавать моменты. Вратарю канадцев Марку Висентину пришлось сделать несколько хороших «спасений», но когда команды направлялись в раздевалку, переполненные трибуны были уверены, что осталось играть всего 20 минут. Но тренерскому штабу, во главе с Дэйвом Кэмероном, не понравилось то, что они увидели. Кэмерон, как правило, не заходит в раздевалку между периодами, пока не пройдет 5-6 минут после начала перерыва, но он чувствовал, что все идет не так, как надо, и поэтому не стал терять ни минуты.

«Я просто хотел сказать им, чтобы они расслабились, собрались и снова начали играть в свою игру», – говорит он. До этого момента, Кэмерон и его штаб проделали великолепную работу, играя на сильных сторонах этой команды. Если не брать в расчет поражение по буллитам от шведов на групповом этапе, этот созыв сборной Канады продемонстрировал впечатляющие спокойствие, умение терпеть, дисциплинированность и способность следовать игровому плану. Победа над сборной США в полуфинале была без сомнений, одним из лучших, самых цельных матчей в истории канадской сборной на молодежных чемпионатах мира. Это команда находилась в 20 минутах от одного из лучших выступлений за всю историю сборной Канады на этом турнире. Что делает случившееся еще более примечательным и удивительным. Русские забили пять голов подряд за 16 минут и 11 секунд и устроили канадской сборной катастрофу вселенских масштабов. И никто не смог воспротивиться этому. Начиная с вратаря Висентина, канадские игроки, которые до этого выглядели так грозно и играли так хорошо, стали рассыпаться буквально на глазах. Райан Эллис, который был назван лучшим защитником турнира, в третьем периоде заработал показатель полезности «-2». Джаред Коуэн, который выглядел так солидно, не уследил за русской звездой Владимиром Тарасенко. Куинтон Хоуден, чьей игрой в обороне мы любовались весь турнир, не мог даже выбросить шайбу по борту. Симон Депрэ и Эрик Гудбрэнсон, которые до этого играли просто, жестко и эффективно, промахивались мимо шайбы и не справлялись с заданиями, которые казались для них простейшими вещами всего два периода назад.

Кэмерон не взял таймаут до тех пор, пока Россия не сравняла счет, и многие считают, что это было слишком поздно, и что это нужно было делать после первого, и уж точно после второго гола. «Я не сделал этого после первой или второй шайбы, потому что я уже все сказал им в перерыве, что я мог бы сказать во время таймаута, – говорит Кэмерон. – Мы знали, что нам нужно делать, но мы просто этого не делали». Кто-то считает, что следовало поставить на ворота запасного вратаря Оливера Руа, как это сделали русские, заменив Дмитрия Шикина на Игоря Бобкова при счете 0:3, но есть большая разница, когда вы меняете вратаря проигрывая 0:3, и когда вы выставляете «холодного» голкипера, который проявил себя не лучшим образом в предыдущем матче, на последние 10 минут при ничейном счете в игре за золото.

Конечно, задним умом мы все сильны. Мы все знаем лучше тренера, только у нас нет возможности это доказать. Может быть, Кэмерону стоило взять таймаут после первого или второго гола, может быть, ему стоило снять Висентина, может быть, все это помогло. А может быть и нет. Может быть, это скатывание в бездну было уже не остановить несмотря ни на что? Может быть. А может нет. Кто знает? «Если бы, да кабы, – говорил Кэмерон на утро после матча. – Со стороны всегда виднее. Говорят, время лечит, и я всегда верил в это, но этот матч потребует очень много времени на излечение ран. В этом нет никаких сомнений. Мне жалко ребят, они очень старались. После игры нам всем было тяжело, все были опустошены. Я сказал им, что когда пройдет время, и будет не так больно вспоминать об этом, они поймут, что играли в очень хороший хоккей, и чтобы там кто ни говорил, они могут собой гордиться. Этот турнир не так легко выиграть, и добраться до финала тоже непросто».

Сейчас начнется много разговоров, как и всякий раз, когда Канада терпит болезненное поражение в международном матче, о том, были ли в команде те игроки, или те тренеры, но они не имеют никакого смысла. Эта команда большую часть времени играла хорошо, навязывала силовую борьбу, без проблем забивала голы, великолепно выглядела в неравных составах, демонстрировала невероятную дисциплину, играя при этом агрессивно и жестко. Они были сосредоточены и выкладывались на полную, хотя при этом многие играли через травмы, болезни и усталость. Я знаю, что если бы в этой команде играл мой сын, меня бы переполняла гордость за него. Они были в 17 минутах от победы, которая возвела бы их в ранг национальных героев. Они испытали разочарование, которое останется с ними еще долгое время, но, несмотря на то, что это не самый блестящий анализ, это хоккей, ребята, юниорский хоккей.

Будучи хоккейной нацией, мы, канадцы, слегка страдаем близорукостью. Я имею в виду, что я уже исписал две страницы, но говорю только о поражении канадцев, а не о победе русских. Это была знаменательная игра в исполнении российской молодежи, которые начали турнир с двух поражений от канадцев и шведов, а потом трижды отыгрывались сначала у Финляндии, потом у Швеции, и, в конце концов, у Канады. Евгений Кузнецов стал для них Джорданом Эберле, практически в одиночку вытащив матч с финнами, и отдавший три голевые передачи в третьем периоде финального матча. Владимир Тарасенко получил коньком в голову, но вернулся и забил великолепный гол. Из страсть и их мастерство никто не сможет отрицать. Смотреть, как это сильная духом команда обнявшись, поет гимн свой страны после побед на стадии плей-офф, было впечатляющим зрелищем. В конце концов, они оказались командой-судьбой. Я надеюсь, что никто не будет думать слишком плохо о русских парнях, которые были слегка (а может быть, и слишком) пьяны, чтобы улететь домой этим утром, потому что я могу рассказать много историй о том, как выигравших золото канадцев грузили на самолет домой.

После победы сборной России, кто-то говорит, что воля к победе уже не является истинно канадским качеством, и, несмотря на то, что это так и есть, я не хочу хвастать, но, освящая множество молодежных чемпионатов мира, я выучил этот урок много-много лет назад. Русские, американцы, шведы, финны, чехи, словаки, швейцарцы, неважно кто, все они хотят выиграть, и способны проявлять те качества, которые Канада считала исконно своими. И дело не в игроках из разных стран и присущему им желанию победить, дело, скорее, в канадских хоккейных болельщиках, которые привыкли смотреть на вещи довольно узко. Страсть канадцев к хоккею так велика (и спасибо им за это, потому что второй главной историей турнира, помимо победы русских, стало наводнение Баффало канадскими болельщиками), что они все видят через красно-белые очки. Когда Канада выигрывает, канадцы не особо задумываются о проигравших или об обратной стороне медали. А когда Канада проигрывает, канадцы не останавливаются подробно на победителях, и том, что они сделали. В Канаде так принято.

Когда Джордан Эберле забил самый невероятный гол и сравнял счет в полуфинале МЧМ-2009 против России в Оттаве, немногие в Канаде задумались о то, каково сейчас русским. Можете себе представить, что они чувствуют? Представить вероятность случившегося? Черт, нет, сейчас время веселиться. Точно так же было, когда Канада посадила Россию в лужу на Олимпиаде в Ванкувере. Скорее всего, там в Москве об этом еще не забыли. Со всеми победами сборной Канады на молодежных чемпионатах мира, а их было немало (10 подряд участий в финальных матчах и 5 побед), никто не вспоминает о том, какими странными обстоятельствами эти победы были окружены.

Например, в 1990-м в Хельсинки, когда очень слабая шведская сборная сравняла счет в матче с русскими за секунду до конца игры, украв, таким образом, у них золото и отдав его Канаде, которая за две минуты до конца матча с чехами, вдруг обнаружила, что играет в золотом матче. Или в 1991-м, когда русские позволили финнам сравнять счет на последних секундах матча, в то время как победа выводила их на чистое первое место, а так они уступили Канаде только по разнице пропущенных шайб. Были годы, когда Канада доминировала на турнире – на ум сразу приходят чемпионаты 2005 в Северной Дакоте и 2006 в Ванкувере, но на каждый такой случай находится свой пример того, что Госпожа Удача порой все-таки надевает джерси сборной Канады. Например, когда в 2007-м была одержана победа над сборной США по буллитам имени Джонатана Тэйвза, или в 2008-м, когда в финале шведы играли лучше, но Мэтт Халищак забил победный гол в овертайме, ну и, конечно же, Эберле в 2009-м. Конечно же, были еще семь лет безвременья, когда с 1998-го по 2004-й Канада никак не могла выиграть золото.

Так что если вы действительно хотите знать, что случилось вчера в Баффало, то нет никакой разницы между этой игрой и поражением от США в 2004-м, или прошлогодним финалом в Саскатуне, хотя последнее поражение куда значительнее, чем все, что мы видели до этого, или когда-либо увидим снова. Да, это хоккей, юниорский хоккей.

И возможно, это просто хоккейные боги уравнивают весы своим касанием и отправляют нам небольшое послание, как это обычно делают боги. Может быть что-то между строк: «Будь скромнее, Канада. Будь скромнее».

Фото - Reuters