Валерий Белоусов: Наконец-то я дома, в «Тракторе»

Хозяин кабинета настроен исключительно доброжелательно, но временами все же немного ворчлив: «Ну вот, я же говорил... Вы меня по игрокам пытать будете, а еще три игры впереди...» Наш разговор состоялся до последней в регулярном чемпионате серии выездных игр, но общие итоги сезона к тому моменту уже были ясны. С них мы и начали.

Проигрывать я не планировал...

Было ли что-то хорошее в уходящем сезоне?
Наверное то, что наконец-то я — дома, в «Тракторе». Здесь я играл, здесь тренировал, здесь, наверное, и заканчивать буду…

Радостно, что в команде появился такой игрок, как Кузя (Евгений Кузнецов — прим. Д.М.), и такая тройка, как Кузнецов ― Попов ― Глинкин. Плохо же одно ― в плей-офф не попали, задачу на сезон не выполнили. И это самое главное.

Знаете, для меня необычно, когда команда проигрывает несколько матчей подряд. Сериями надо выигрывать... Уступить кому-то ― возможно, это не зазорно, но чтобы раз за разом… Я ведь вообще-то не привык и не планировал проигрывать… Конечно, много зависит от старта чемпионата. Если сразу в обойму попадаешь, то потом уже играешь спокойно ― выиграл, проиграл, но все равно идешь на уровне. А в этот раз ― каждую игру надо было выигрывать. Вроде бы вот-вот, еще чуть-чуть, уже достали почти восьмое место ― и снова проиграли. Это довольно тяжело, очень сильно давит.

Когда вы только пришли в команду, что бросилось в глаза в первую очередь?
Вратарская проблема. Во всех моих командах игра всегда строилась через хорошую, мощную атаку. Пропустили ― ну и что? Сейчас забьем, а потом еще и еще. И, в общем-то, от голкипера не так много и требовалось ― нагрузка на него, когда команда бОльшую часть времени атакует, все же не такая серьезная. Здесь же так не получилось, а вратари не выручали.

Еще, конечно сложность была в том, что я не всех игроков знал даже по фамилиям. А разобраться, кто на что способен, кого с кем поставить, надо было быстро. Плюс затеяли смену состава, да и календарь, конечно, был тот еще: сразу после того, как я принял команду ― 13 игр за 26 дней. С переездами. О какой-либо планомерной учебно-тренировочной работе говорить не приходилось, для нее оставались только перерывы на игры Евротура.

Вы поменяли значительную часть основного состава. Почему расстались именно с этими игроками ― Кукумберг, Виинанен, Александров, Величкин, Баев, Карон?
У меня, как у любого тренера, есть своя игровая модель, под которую подбираются игроки. Те, с кем расстались, под нее не подходили. Или же они не слушали, не играли так, как их просили, как было необходимо.

А почему взяли тех, кого взяли? (Николишин, Шинин, Пискунов, Афанасенков, Жиру, Бутурлин, Саюстов, Хювенен)
Первое, что сделали ― посмотрели, кто из игроков свободен. Сезон ведь уже начался, брали тех, кого было возможно — Николишина, Афанасенкова, пригласили Жиру, вернули Костю Касянчука. Этих игроков я хорошо знал, понимал, что они могут.

С Хювененом не ошиблись?
Это опытный игрок, который еще в прошлом сезоне играл в плей-офф за «Ак барс», и забивал. Рассчитывали, что если уж казанцам помог, то нам-то тем более полезен будет. Кто же знал, что у него то одна старая травма, то другая. Вообще-то агент был обязан предупредить… мы уже потом сами в Казань звонили, выясняли, что к чему.

Создается впечатление, что вы в тот момент во многом действовали вслепую.
Так и было. Николишин, Афанасенков, Жиру были без контракта, не играли, предсезонную подготовку с командой не проходили ― тренировались самостоятельно. Конечно, риск был.

А почему уже под конец сезона расстались не только с Хювененом, но и с Пестуновым, Вамполой?
Знаю, многие говорят: вот, мол, отдали в «Динамо», отдали в «Авангард». Да, отдали. Но я уже просто устал терпеть их выходки! Говоришь им одно, они все делают по-своему.

Статистика у них, особенно показатель «+/-» и впрямь не очень…
Плох тот тренер, кто по статистике судит! С трибуны зрителям, журналистам видна только часть того, что происходит в команде. Вы, ведь, наверное, подметили, что того же Вамполу я постоянно из звена в звено перемещал? А знаете, что с ним почти никто в команде в одном звене играть не хотел?

Почему?
Очень много теряет шайбу. Он потерял, а ехать 40 метров назад, отрабатывать в защите — всей пятерке. Кому это может понравиться? А Пестунов что вытворял? (Белоусов замахал руками, пародируя финты клюшкой) Сказано ― играй так-то — нет, он по-своему. Снова сказано ― он опять за свое. Хоть это и «мой» игрок, я его растил в Магнитке, но сколько же можно!

Тогда отчего не расстались с ними раньше?
У меня ведь особой глубины состава не было. В запасе было всего один-два игрока. А догонять ушедших вперед соперников надо. Хорошо, что к концу сезона подтянулся Бурдасов, начал играть Шалунов…

Были игроки, которые, наоборот, приятно вас удивили?
Раймон Жиру. Он отыграл очень прилично, несмотря на то, что в начале сезона остался без работы, и тренировался самостоятельно.

Почему весь сезон команда отвратительно смотрелась на вбрасываниях?
Вы правы, в той же Астане ключевой матч на двух вбрасываниях проиграли. Но если центрфорвардров в команде толком не было?

Ячменев, что ― центральный? Нет, в 35 лет впервые встал на эту позицию. И проделывал огромный объем черновой работы, постоянно играл в меньшинстве. Такие игроки, как он просто необходимы в каждой команде. То, что Виталий выбывал на месяц из-за травмы, конечно, сказалось.

А в игре на вбрасывании много нюансов. Как поставить клюшку, когда в своей зоне вбрасывание, а как — когда в средней или в чужой. Что именно надо сделать ― оставить шайбу своим, сделать «нейтралку», просто вбросить шайбу… Это надо уметь, и умению этому долго и специально учатся.

Вы смеетесь, а у меня слезы на глазах

Можно ли вообще надеяться на какой-то результат, если за сезон у команды сменилось четыре основных вратаря?
Я очень рассчитывал на Соколова. И скажу больше ― если бы он, как изначально и планировалось, остался у нас до конца января ― нет сомнений, мы бы попали в плей-офф. Это ― без вопросов. Но в СКА случилось то, что случилось, и Макс вернулся в Питер.

Тревис Скотт вас не впечатлил?
В целом ― нет. Его, возможно, надо было брать раньше, но тогда был вариант с Соколовым.

Больше всех матчей в основном составе в этом сезоне провел Алистратов. И он порой играл неплохо, особенно когда ушел Карон…
Да. Возможно, ему стало легче, когда он остался без конкуренции, когда знал, что как бы он не ошибся ― никто его не поменяет. Бывает у вратарей и такое. Но еще один голкипер в команде нужен. А за спиной у Алистратова сейчас никого нет.

Многие болельщики и вовсе считают его «блатным», учитывая, кто был его дедом…
Знаете, не хочу сейчас подробно разбирать Алистратова. И тем более его деда, царствие ему небесное... Петр Иванович очень много сделал для хоккея в области — помог команде в суперлигу вернуться, замечательный дворец построил. Данила ― молодой и талантливый парень, ему еще играть и играть.

Вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев рассказывал журналистам, что команде не хватало велоэргометров, витаминов, что были и другие проблемы, связанные, скорее, с инфраструктурой клуба.
И велоэргометров не было, и много чего другого. А вы в начале сезона у меня в тренерской не гостили? Нет? Вот и хорошо... Это же стыдоба была ― два стола стояло, и больше ничего. Коллегу в гости после матча не позовешь в гости пообщаться ― такой срам. Ну, вежливо дал понять, что так не годится ― я же у себя в тренерской провожу времени больше, чем дома, и мне должно быть здесь удобно, чтобы все необходимое для работы было под рукой. Отремонтировали все, поставили телевизор, компьютер, принтер, диван, шкаф…

Вот у вас улыбка на устах, а мне плакать хотелось. А база... Вот как пятнадцать лет назад уходил из клуба ― с тех пор ничего там не изменилось…

Я привел с собой в клуб нескольких грамотных специалистов, и сейчас особых текущих проблем нет. Хотя, конечно, еще многое надо менять и переделывать.

Если сейчас вернуться назад, в октябрь прошлого года, что бы вы сделали по-другому?
Решил бы проблему вратаря. Надо было брать сразу, и хорошего, и все равно откуда. Но я надеялся на Соколова, а вышло… так как вышло.

А в остальном ― нет, ничего бы не поменял, поступил бы точно так же. Да и особого выбора, возможности для маневра, что делать и кем укреплять команду, по большому счету тогда не было.