Борис Видгоф: Поддержка болельщиков дорогого стоит

– Борис Ефимович, вопрос к вам, как к председателю Попечительского совета хоккейного клуба «Трактор». Ваше видение прошедшего сезона?

– Я бы разделил вопрос на две части. Первая – спортивные результаты и показатели, которые мы имеем в «Тракторе» по итогам сезона-2010/2011. Вторая – деятельность хоккейного клуба «Трактор».

Конечно же, если говорить о спортивных результатах, то я крайне неудовлетворён. Хотелось бы извиниться перед болельщиками, что не оправдали их надежд.

Но сравнивая итоги сезона-2009/2010 и нынешнего, отмечу: два года подряд команда заняла 18-е место по суммарной таблице КХЛ. В прошлом году мы попали в плей-офф, в этом году – нет. В сезоне-2009/2010 мы за 56 игр набрали 64 очка. В этом – за 54 игры тоже 64 очка. Сыграв в нынешнем сезоне на две игры меньше, мы набрали то же количество очков. Но итог – это главное. В плей-офф мы не попали и не смогли продолжить борьбу за Кубок Гагарина. Почему-то многих эти слова пугают?! Однако по-другому ставить задачу перед хоккеистами я просто не представляю себе возможным. Если перед игроками не ставить самые высокие цели и задачи, то для чего выступать в КХЛ?!

Естественно, спортивные результаты не могут никого устроить. Пожалуй, главное, на мой взгляд, – нам действительно в этом году крайне не повезло! Нас преследовал рок с вратарской линией. Это выражалось буквально во всём. Во-первых, изначально не угадали с Кароном, хотя за него боролись. Наш менеджер убеждал, что он – хороший вратарь. Но, к сожалению, Карон нас не выручил. Но у нас же был Алистратов – уже обстрелянный, несколько сезонов отстоявший за «Трактор»! Лично я был уверен, что он добавит в этом сезоне в мастерстве. Ведь молодёжь растёт с каждым годом! Возьмите Попова, Глинкина. Не говоря уже о Кузнецове. Эти хоккеисты уже привлекаются в сборную страны. Мы подсознательно надеялись, что Алистратов нас выручит.

Идём дальше: Фокин. Ведь тоже прекрасный вратарь с хорошей перспективой. В конце сезона, играя за «Мечел», он «вытаскивал» матчи. Но в первый же день начала чемпионата КХЛ Фокин получил серьезнейшую травму – перелом руки в двух местах. Просто не судьба!

Вы помните, как изменилась игра нашей команды с приходом Максима Соколова? Она стала совершенно другой: ребята поняли – появился надёжный вратарь и гораздо уверенее шли в атаку.

В разговоре с ветеранами нашего хоккея, специалистами приходим к выводу: в этом году команда играла неплохо. Но вратарская линия подводила нас всё время! Возьмите поражение дома от «Витязя» (3:5), когда непонятные шайбы залетали в наши ворота. Наша команда была сильнее и перебросала гостей в два раза (35-13). Возьмите «Автомобилист», который забрасывал нам курьёзные шайбы, которые просто никогда не залетают! В этом сезоне нам не везло! Вспоминая прошлый, позапрошлый сезоны, в играх с Магниткой всегда чувствовалось: мы играем со «старшим братом». Не было в этом году такого. Не было! Может быть, один матч – первый, когда проиграли «Салавату Юлаеву» (2:7). В других не было больше такого ощущения, что кто-то на голову сильнее и мощнее нас. Примерно равная борьба. Но только проходят 10 минут – 3 броска в створ ворот «Трактора» – и два пропущенных гола…

– По вратарям. Когда Набоков уезжает из питерского СКА, Соколов возвращается в Санкт-Петербург. В «Тракторе» появился Скотт. Что скажете по нему?

– Поймите, его взяли в конце сезона. На хоккейном рынке никого нет. Цеплялись за соломинку. Опять не повезло…

– Зачем перед сезоном отпустили Алистратова в Америку, когда вся команда поехала на сборы в Белоруссию?

– Вопрос не ко мне, а к тренерам – они непосредственно занимаются с командой.

Очень часто мне приписывают, что я лезу, руковожу коллективом, распределяю пятерки. Такого не было никогда и не будет. Конечно, у меня есть своё мнение. В организационных вопросах готов дать совет. Но в спортивную часть никогда не лез и не полезу. Есть специалисты.

– Следующая линия – оборона.

– Баев, Ежов не совсем оправдали наши надежды. В самом начале прошлого сезона мы долго боролись за Шинина. Как только Шинин в «Северстали» получил травму, нам предложили обмен на Баева. Мы с удовольствием пошли на него. Есть Куинт, с которым мы изначально попали не просто «в десятку», а «в яблочко». Это просто великолепный игрок! Причём за совершенно разумные деньги. Он как защитник нас выручил. Я вижу, где мы сильно провалились. Но я не тренер и не хотел бы давать оценку.

– В любом случае руководство клуба обращается к председателю Попечительского совета клуба, ведь оно должно знать: заплатят ли определённые деньги за предлагаемых хоккеистов…

– Конечно. Ряд контрактов перешли к нам «в наследство». Мы отказались в частности от контракта Заварухина, который был завышен в два раза. Того же Пигановича, у которого в разы был перезавышен контракт: в три-четыре раза выше, чем у Сазонова. Были вещи, над которыми пришлось очень долго и кропотливо работать, чтобы убедить людей. Мы сумели договориться с Женей Галкиным, который пошёл нам навстречу, и пересмотрели его контракт значительно в меньшую сторону. Но я всегда говорю, что Галкин – это патриот челябинского «Трактора» во всех пониманиях. Ещё раз хочу это подчеркнуть. Мы решили вопрос с Гусмановым, у которого был действующий контракт игрока. Мы предложили Равилю поработать в тренерском штабе. Посмотрите, как мы поменяли весь тренерский штаб! И в КХЛ, и в МХЛ. Мы пригласили наших «звёзд» – пока ещё молодых как тренеров. Они взяли на себя ношу, чтобы вести за собой «Трактор» и нашу молодёжную команду «Белые медведи».

В начале прошлого сезона был определён общий бюджет ХК «Трактор», на который мы могли рассчитывать. Мы понимали, что находимся в «финансовых рамках». Это потом уже более-менее всё стало выравниваться в экономике, поэтому произошли подвижки. Мы взяли главным тренером Валерия Константиновича, потом пошли на увеличение бюджета. Но в начале сезона – в апреле 2010 года, как только Михаил Валериевич приступил к обязанностям губернатора Челябинской области – существовала определённая сумма, в которую мы должны были уложиться.

Возьмите, например, Куинта. Да, хотелось видеть в «Тракторе» канадского защитника. Но откуда я знаю, как он там играл? Для просмотра матчей есть менеджер Цыбук, тренерский штаб.

– «Трактор» брал вроде бы великих игроков: Кукумберг – чемпион России, Афанасенков – обладатель Кубка Стэнли, Виталий Ячменёв играл с самим Гретцки, Вампола – чемпион мира-2010. Но вскоре у Ячменёва травма, у Афанасенкова «летят» колени (ему сделали в сезоне операцию), Кукумберг по морально-волевым качествам не подошёл. Господину Вамполе очень хотелось играть с Ягром в Омске. Его можно понять, но надо было делать это по-другому, а не подводить челябинскую команду. Здесь же Попечительский совет ХК «Трактор» должен сказать своё слово.

– Это тренерский штаб с ними работает ежедневно. Я считаю, что игроки, которые попали в состав «Трактора» на начало сезона, были неплохие. Игра при Сидоренко в начале сезона… Вспомним: «прилетели» два гола – команда «опустила руки». В «Тракторе» «всё ломал» вратарь. Ставим Карона – пропускает три шайбы, едва глазами успеваешь моргнуть! Ставим Алистратова – также не выручает! Один раз Алистратов отстоял «на ноль» – мы тогда выиграли (3:0) у «Амура». Ещё победа с Кароном (3:2). Потом поехали в Казань – были абсолютно необязательные голы. С «Автомобилистом» 1:4! Мы поехали смотреть в Екатеринбург. Бросок с отрицательного угла – вратарь «проспал»! Опять бросок – опять «проспал». В Челябинске в матче с «Югрой» нам был забит какой-то неимоверный гол. Фортуна явно отвернулась от нас.

– Откровенный вопрос. Когда губернатор Челябинской области Михаил Юревич назначил своим решением главным тренером команды «Трактор» Валерия Белоусова, то некоторые люди в этот момент решили, что Видгоф отстранён, и попытались проникнуть в ХК «Трактор»…

– К счастью, никто к нам не проник. Просто произошло некоторое деление. Белоусов отвечает за спортивную часть, а за организационную – Кречин. Попечительский совет ХК «Трактор» курирует административную и финансовую деятельность клуба.

Белоусов говорит о своей тренерской концепции, чтобы бороться за звание обладателя Кубка Гагарина. Он видит, что должно быть так и должно быть столько-то денег.

Но говорить об отстранении… Что обсуждать слухи?

– По ходу сезона селекционер ошибся с вратарями – Кароном, Скоттом…

– Со Скоттом уже не ошибся. В конце сезона была безысходность. Человек три месяца вообще не играл. Надеялись, что, может быть, он нас спасёт. Цеплялись за соломинку. Скотта приглашал Белоусов.

Я хочу напомнить, как всё было. В апреле 2010 года, когда только закончился чемпионат, и Магнитка вылетела из плей-офф, я позвонил Валерию Константиновичу. Разговаривал с ним первым из тренеров. Он ответил: «Я о хоккее ничего слышать не хочу». Действительно, у него был тяжелый сезон. Я сказал: «Валерий Константинович, мы всегда готовы видеть вас в любом качестве в клубе «Трактор»». Главное, чтобы опыт и умение Белоусова не уплыл куда-то в сторону, а остался у нас, в «Тракторе». Мы все помним молодёжь, которая при нём воспитана: Гомоляко, Карпов, Гусманов, Варицкий, Сапожников и др. Это же его открытия, его успехи, его заслуги. Никто их никогда не отменит! Наоборот, хочется их приумножить!

Подбором игроков в первую очередь занимается Валерий Константинович. Он называет хоккеистов, а менеджер и директор клуба стараются договориться с ними по приемлемой цене. Это его инициатива.

– Раз уж заговорили о смене тренеров, то насколько замена Шадрина на Сапожникова повлияла на команду МХЛ «Белые медведи»?

– Разговаривали с ребятами. Очень положительно. Когда Андрей Сапожников попросился в хоккейную школу «Трактор», мы его устроили в команду 1993 г.р. У нас был отстающий год, а с приходом Сапожникова (в помощь к В.Угрюмову) они вошли в тройку. Совершенно поменялась команда. И в команде МХЛ за очень короткий период он сумел наладить очень хорошие отношения. Немного не хватило в плей-офф «Белым медведям» – сразу «напоролись» на «Толпар». В финале МХЛ «Востока» в пятом матче серии «Толпар» – «Стальные Лисы» магнитогорцы выиграли лишь в овертайме. Если взять статистику «регулярки», то «Толпар» больше всех забил и меньше всех пропустил. А нашим ребятам – Бурдасову и Кузнецову – не хватило времени, чтобы сыграться с другими хоккеистами.

Сапожников сумел психологически настроить, заинтересовать, стимулировать ребят. Мы со своей стороны объявили премию. Необходимо было сыграться, взаимопонимание. Кто-то растерялся. Однако у нас команда на полтора-два года моложе, чем «Толпар» или «Стальные Лисы». В этом возрасте (от 17 до 21 года) полтора-два года – это большая разница!

С приходом Сапожникова игра команды МХЛ преобразилась. Я считаю, что он очень талантливый защитник. Шадрин – тоже великий игрок, но он немного не смог перестроиться после детского хоккея. Вспомните, как мы провели концовку, когда отставали от Тюмени. С приходом Сапожникова мы «привезли» им 10 очков. Нам не хватило немного времени, потому что Кузнецов с Бурдасовым не играли за «молодёжку».

– Во время матчей команды МХЛ «Белые медведи» очень часто было видно, что присутствуют председатель Попечительского совета Б.Видгоф, глава города Челябинска С.Мошаров. Очень часто появлялся губернатор М.Юревич…

– Михаил Валериевич искренне любит хоккей. Я хочу напомнить: «Трактор» вернулся в суперлигу тогда, когда Юревич был избран главой города Челябинска. Он мне сказал: «Боря, всё, идём в суперлигу». Тогда он согласовал с Суминым этот вопрос. Все были заинтересованы, и мы вошли в суперлигу. Это не наигранная заинтересованность: Юревич сам играет в хоккей. Он понимает и любит этот вид спорта. Вы правильно заметили: всегда, когда он был в Челябинске, приходил на матчи МХЛ. Пусть на один, на два периода, но приходил посмотреть – ему просто интересна игра наших ребят.

– От спортивных результатов перейдём к организации: что сделано – что получилось, что не получилось...

– Если говорить об организационном моменте, то я считаю, в этом сезоне мы многого добились. Думаю, «лакмусовой бумажкой» является то, что в этом году практически не было негатива со стороны болельщиков. Мы пошли навстречу и снизили стоимость билетов и абонементов, возили зрителей на автобусах. Лучше стала работать кухня на «Арене Трактор». Люди после работы приходят посмотреть шоу, они платят деньги и должны получить то, за чем они пришли.

С тренерами и бывшими игроками «Трактора» (Перегудов, Бец…) перед началом матча мы завели традицию символического вбрасывания, вручение им конверта с материальной помощью. Показать этих людей 7,5-тысячному стадиону (практически всегда заполненному до отказа) тоже дорогого стоит.

– «Арена Трактор» не вмещает всех желающих…

– Михаил Валериевич ещё Сумину говорил, что Дворец надо делать как минимум на 10 тысяч зрителей. Наверное, сейчас придётся строить второй – на 16 тысяч. Это пока разговоры. Стадион, конечно, маловат. В Минске построили новый Дворец на 15 тысяч.

Если говорить об остальных 22 клубах, то мы установили абсолютный рекорд по увеличению заполняемости Дворца. Как на матчах КХЛ, так и МХЛ. Для меня это было одной из главных задач. Все мои выступления, все мои призывы сводились к одному: «Приходите! Давайте вместе поддержим нашу любимую команду «Трактор»!»

Помимо любви к хоккею и к «Трактору», Михаил Валериевич очень чётко понимает: «Трактор» – это бренд, который во многом поддерживают наши школы. Нашу хоккейную школу «Трактор» знают во всём мире.

– Предполагается строительство второго Дворца для СДЮСШОР «Трактор»…

– Слава Богу! С 1993 года мы всегда были спонсорами «Трактора». Если вы вспомните историю, то в 2000 году, когда меня избрали депутатом, первым делом был назначен новый директор школы (Сергей Номеровский), новый директор Дворца ЧТЗ (Виктор Николаевич Мальцев). Сейчас наш Дворец «Трактор» считается одним из лучших детских дворцов в стране. Но его нужно расширять. Мальцев и Евгений Иванов работают над этим вопросом. Мы об этом уже говорим лет пять. Надо понимать, что был кризис в стране: и надо было сохранить имеющееся. Сейчас надо попытаться развить, приумножить достигнутые успехи школы.

– 31 марта всем клубам был объявлен (в этом году его ни с кем не согласовывали) новый Регламент КХЛ. Там было сказано, что на драфте лишь 10 клубов смогут защищать воспитанников из своих школ. Будет ли среди них «Трактор»?

– Кречин ездил на это совещание. В Лиге ни у кого нет сомнений, что школа «Трактор» – великая школа. Поверьте мне! Начиная с В.В.Юрзинова и заканчивая всеми остальными, ни у кого нет сомнений, что школа «Трактор» – великая школа. В регионе в этом году мы вновь заняли первое место. А ведь в нашем регионе «Урал – Западная Сибирь» выступают команды хоккейных школ «Салават Юлаев» Уфа, «Авангард» Омск, «Металлург» Магнитогорск, «Автомобилист» Екатеринбург, «Газовик» Тюмень и другие.

– Сейчас в Челябинске есть 4,5 школы. Филиал «Белые медведи» на базе 129-й школы на северо-западе как часть «Трактора». Это и есть половинка. Что делается для того, чтобы лучшие хоккеисты переходили в «Трактор»?

– Все школы работают. Их посещают очень много детей. Школы пользуются громаднейшим спросом. Челябинск – это хоккейный город. Надо открывать и открывать новые школы для детей. Как только появляется новый лёд – открывать школу. В этом году мы возродили «Золотую шайбу» и в городе, и в Тракторозаводском районе (6 лет назад). Видно, что там катаются дворовые ребята. Меня это очень радует. В этом году мы поиграли и с городскими, и с районными ребятами из клуба «Золотая шайба».

Хоккей – спорт номер один в Челябинске. Естественно, чем больше «звёздочек» будет, тем быстрее они окажутся в «Тракторе». И «Трактору» будет легче забраться на тот уровень, о котором мечтает весь Челябинск.

– В генеральном плане при строительстве «Арены Трактор» была тренировочная арена – второй лёд.

– Конечно, это правильно. Я думаю, что в будущем это будет. Не всё сразу.

– В интернет-пространстве было очень много шуму по поводу того, что в ХК «Трактор» приходит новый спонсор «Новотэк». Он даёт чуть ли не в два раза больше денег, чем госбюджет?!

– Это будет здорово. Пока только разговоры, что они, может быть, станут генеральным спонсором ХК «Трактор». Был бы рад. Чем больше у хоккейного клуба будет денег, тем больше возможностей. Чем больше возможностей, тем проще будет завоевать Кубок Гагарина. Дай Бог, если они будут помогать. Но пока всё это слухи.

– Подводя итоги, чтобы хотели сказать?

– Мы начали говорить о сделанном в клубе. Произошли изменения в штате – новый директор клуба, новый главный тренер, новый директор Дворца. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Большие, серьезные изменения в лучшую сторону. Сейчас есть очень плотная связь между Дворцом, клубом и школой. Это треугольник, который мы не можем разбивать. Всё должно быть связано. Это очень важный момент для развития нашего хоккея, что тоже принесёт свои плоды. Очень здорово, что у нас появляются такие хоккеисты, как Кузнецов, Бурдасов, Дугин, Нестеров, Шалунов. Это следствие этой работы.

Ещё раз хочу извиниться перед болельщиками, что не справились со спортивной частью. Мы всё делаем для наших болельщиков. Как всегда я хочу обратиться только с одной просьбой: «Уважаемые, дорогие болельщики! Приходите и поддерживайте нашу команду КХЛ «Трактор», МХЛ «Белых медведей», школы «Трактор», «ХШ С.Макарова», «Сигнал», «Мечел», «Белые медведи». Эта поддержка нужна. Она дорогого стоит.

Игорь Золотарёв. «Футбол-хоккей Южного Урала».