Константин Панов: Считайте меня обладателем значка «Почётный лётчик»
№44.
Нападающий.
Карьера
Трактор(1997/98,2004-2006,2011/12)
Kamloops Blazers, WHL(1998-2001)
Milwaukee Admirals, AHL(2001-2003)
Toledo Storm, ECHL(2002/03)
Амур(2003/04)
Лада(2006-2010)
Динамо Москва(2009/10)
СКА(2010/11)
Константин с латыни переводится как постоянный. Вопреки своему имени, Константин Панов хоккейным постоянством не отличается: в вашей карьере было немало клубов…
Не знаю, можно ли сопоставлять перевод с латыни и число клубов, за которые я поиграл.Такова моя хоккейная судьба – пройтись по нескольким командам и вернуться в родной дом. Я нисколько не жалею, что поиграл в Тольятти, в Питере, в московском «Динамо». Вернувшись, пытаемся здесь повторить праздник того времени, когда «Трактор» выводили в Суперлигу. Почему бы и нет? Команда хорошая, тренерский штаб прекрасный, все условия созданы. Поэтому, будем стараться сделать всё для достижения цели.
Поиграв чуть-чуть за «Трактор» после школы Вы отправились за океан. Чем Америка манила молодых хоккеистов в лихие девяностые?
Тогда как получилось: нас с Димой Калининым (ныне – игрок СКА-прим.) вызвали в главную команду, которую, кстати, возглавлял Валерий Константинович Белоусов. Мы сыграли несколько матчей. А после сезона в Челябинске находился Сергей Макаров. Великий игрок сборной СССР, по-моему, тогда только закончил карьеру. Макаров-то и предложил нам встретиться. На встрече поступило предложение попробовать свои силы за океаном, объясняя это тем, что домой, где тебя примут, ты успеешь вернуться всегда. Размышлял над предложением долго. И всё-таки решился. И не жалею. Набрался опыта североамериканского хоккея, узнал, как там люди играют. Это мне помогло в дальнейшей карьере.
Уезжали, разумеется, с мыслью заиграть в НХЛ. А скитаться пришлось в Западной и Американской хоккейных лигах, а также в лиге Восточного побережья. Почему с «Nashville Predators », который Вас задрафтовал, любви не получилось?
Я уезжал в том возрасте, когда меня брали только в молодёжную лигу. С мыслью о НХЛ? Да. Перед отъездом мне объяснили, что оттуда легче попасть на драфт, чем из России. Решил попробовать. После первого сезона меня выбрал на драфте «Nashville». Три года отыграл за океаном. Два последних набирал по сто с лишним очков за сезон. Каждый год ездил в тренировочный лагерь «Predators». После трёх лет в юниорских лигах подписал контракт.
Двусторонний?
Конечно. Для нас в те времена были двусторонние контракты. Мало кому давали односторонние. Но, ничего страшного, думаю, нужно и там попробовать свои силы.
А там, глядишь, хоть раз из фарм-клуба в основную команду поднимут, где себя можно зарекомендовать. Такие мысли были. Но за три года, проведённых в Американской хоккейной лиге только и слышал: «Да, да, да, скоро-скоро, сейчас-сейчас». А в итоге – не получилось. В лиге Восточного побережья выступают фарм-клубы фарм-клубов. Я там сыграл один или два матча. Меня после травмы туда за практикой форму набирать направили. Приехал на машине, забил гол в основное время, забил послематчевый буллит и уехал обратно. После этого махнул рукой и сказал себе: «Хватит, пора домой возвращаться».
Из Америки Вы сразу перелетели в Хабаровск, в «Амур». Ближе лететь было на дальний Восток?
Да, нет. Я сначала домой вернулся. А потом Хабаровск начал меня атаковать звонками.
Долго атаковали?
До тех пор, пока контракт не подписал с ними. В «Амуре» у меня не сложилось. Вообще. Тот сезон можно и не вносить в мою статистику. Вот и вернулся в «Трактор», где нашёл свою команду, своего тренера. Попал в родные пенаты, где провёл незабываемый сезон.
Хоккеисты из Хабаровска везут икру. А что хоккеисты везут в Хабаровск?
Хоккейную форму и клюшки, туда же играть едут. А вот оттуда, да…Везут икру, рыбу. Бывает, не довозят – в самолёте съедают. Лететь-то долго.
Какой рекорд установил Константин Панов при перевозке рыбных яств из Хабаровска?
Килограммов десять рыбы вывозил, икры – двадцать.
Ого!
…Чёрной! Под полой провозили!
Чем хоккеисты занимаются при перелётах из Хабаровска, кроме поедания рыбы и икры? Лететь-то 8-10 часов…
Не знаю как сейчас «Амур» летает, но в моё время летали из Хабаровска рейсовыми самолётами. Полный салон китайцев! Летят на нашу столицу посмотреть. Мы между ними затиснулись и летим. А уже из Москвы нам заказывали чартер в другие города, где игра по календарю. Оттуда опять в столицу. А из Москвы – рейсовый самолёт до Хабаровска. Налетался на всю жизнь, так что считайте меня обладателем значка «Почётный лётчик».
И сколько часов налёта у «почётного лётчика» Панова?
Считайте: сколько в сезоне выездных игр? Туда-обратно. До Москвы 9-10 часов лёта. Нормально налетались.
В чём правда «Амура» текущего сезона? В хоккейных кулуарах не без стёба шепчутся о влиянии Фукусимы, не иначе…Какой-такой женьшень вывел «Амур» в лидеры КХЛ?
На счёт Фукусимы или женьшеня не знаю, но пришёл грамотный тренер (финн Ханну Йортика-прим.), нарисовал скелет на доске, от которого команда отталкивается в плане игры. Дисциплина, хоккеисты выполняют задние – всё, больше ничего не надо. Не даром говорят, что порядок бьёт класс. Отталкиваясь от нарисованного скелета, можно выигрывать.
Скелету нужно мясо, чтобы организм функционировал…
Тактика игры важна. Каждый хоккеист должен выполнять своё задание. Каждый – на своём месте. Также у нас сейчас пытаемся делать. Правда, когда получается, когда – нет.
Из Хабаровска Вы вернулись в «Трактор». Самый счастливый момент?
Когда мы над головой кубок за победу в высшей лиге подняли. Незабываемые впечатления. Второе – когда вернулись с кубком в Челябинск. Пять тысяч болельщиков в аэропорту! Не описать словами – видеть надо!
Кубок «Трактор» завоевал в серии с «Крыльями Советов». А до этого вышел в Суперлигу, победив в полуфинале пензенский «Дизель»…
Я не думал в Пензе, что мы вышли в Суперлигу. Да, выходили две команды. Но главный тренер «Трактора» Геннадий Цыгуров строго-настрого предупредил нас: «Только – первое место! О втором даже не думайте!». Нам нужно было выигрывать финал.
Вы подняли кубок над головой, однако, одного из триумфаторов Константина Панова на следующий год в составе «Трактора» не оказалось. Почему?
Не нашли золотой середины с руководством клуба. Многие ребята ушли из того состава. Было очень грустно, но жизнь на этом не заканчивалась, надо было двигаться дальше…Четыре года, проведённые потом в Тольятти. Есть, что вспомнить. Жаль, что там хоккей загнулся. Загубили его. Хорошо, что сейчас поддерживают. «Лада», пусть в высшей лиге, но играет.
Затем Константин Панов поехал покорять Москву…
Да, приехал на полсезона в «Динамо», где не только всех шокировал, но и сам собой был шокирован – набирал очки в каждой игре, забивал. Радовался. Думаю, в тот год «Динамо» могло выиграть кубок. Но…Этот первый раунд плей-офф со «Спартаком»…Или мы перегорели, или «Спартак» чего объелся. Не удалось их пройти. Как было потом больно! Первая игра нас подкосила. Играя в Лужниках, ведя в счёте 3:0, выигрывай спокойно…А в результате – поражение 3:4. Это просто…Нельзя так делать!
И Вы поменяли одну столицу на другую – культурную…
У меня закончился контракт с «Динамо». Как раз в то межсезонье динамовцы объединялись с ХК МВД. У них были свои переделки. Мне никаких звонков из объединяющегося клуба не поступало. А президент бывшего «Динамо»(Михаил Головков-прим.) переходил в СКА. Он предложил мне перебраться в Питер, куда забрал ещё несколько игроков. Я давно влюблён в Санкт-Петербург, поэтому сразу согласился. Знал, что там звёзды играют, но на льду все равны.
Питер спортивный – это, в первую очередь, футбольный «Зенит». На стадион «Петровский» заглядывали?
У меня не получалось. А вот Алексей Яшин ходил. У него друзья в «Зените». «Зенит» в Питере - на первом месте, хоккей – на втором плане. Но 12-тысячный дворец, где СКА играет, всегда забивался.
Не спортом единым славен Санкт-Петербург. Просвещались культурно? Куда посоветуете заглянуть человеку, впервые оказавшемуся в Питере?
Иностранцы любят ходить в Эрмитаж. А сама архитектура тамошняя! Старый Невский проспект, новый Невский, Исаакиевский собор, Дворцовый мост, Александро-Невская Лавра…Есть на что посмотреть. Просто погулять – огромное удовольствие. В этом году мы с семьёй попали на день города. На Неву выгнали старые корабли ещё времён Петра Великого. Такое шоу устроили! Можно было поплавать на судах. Народу – море. Незабываемое зрелище!
По приезду домой, Челябинск после Санкт-Петербурга не показался серым?
Не могу я так говорить о родном городе(смеётся).Но, когда мы прилетели сюда в четыре утра и ехали из аэропорта, было пасмурно и серо. Днём же рассеялось, я проезжал по городу и увидел, что Челябинск растёт и развивается: красивые постройки кругом. Видно, администрация работает над благоустройством. Челябинск – мой любимый город!
Чем Челябинск удивил Константина Панова?
Вниманием к хоккею и «Трактору». Построили шикарный дворец, перестроили раздевалку. Большие вложения в клуб, полные трибуны – это очень порадовало.
Повышенное внимание к «Трактору» хоккеистов к чему-то обязывает?
Конечно. Есть определённое давление. Но всё никогда не выиграешь, поэтому есть хорошие матчи, а есть – неважные. Мы стараемся. Дома при своих болельщиках проигрывать тяжело.
Особенно тяжело, наверное, Магнитке проигрывать…
Областное дерби, всё-таки. В серии сезона мы им сейчас 1:2 проигрываем. Но – ничего. За нами должок.
По словам, всех причастных к «Трактору», в клубе сложилось полное взаимопонимание: между игроками, тренерами. Помогает это в решении больших задач?
Конечно, помогает. У нас сложился отличный коллектив. С Валерием Белоусовым – полный контакт. Главный тренер всегда говорит: «Если есть какие-то вопросы, моя дверь для вас всегда открыта. Решаем вопросы вместе». Чтобы за спиной ничего не было. Ведь, если есть какие-то проблемы, то очень трудно выходить на игру. У нас с этим – полный порядок.
Кто Вам первым позвонил и предложил перебраться из СКА в «Трактор»?
Предложения из «Трактора» я получал все последние четыре года. Каждое лето приезжал в Челябинск, и каждое лето встречался с руководством. Сейчас позвонил Валерий Белоусов, мы поговорили, я ответил: «Почему бы нет? Домой вернусь с радостью и помогу команде».
Где максимум «Трактора» в текущем чемпионате?
Я считаю, профессионал должен поднимать планку максимально высоко – золотые медали, кубок. А там уж, как кривая заведёт. Как сказал наш губернатор Михаил Юревич, в плей-офф мы должны железно попадать и проходить первые два раунда. Дальше – как удача повернётся. Хочется, очень хочется кубок.