Анатолий Чистяков: В команде Цыгурова был полузащитником

О челябинском «Тракторе» восьмидесятых

Сезон 1989-го года, когда ы выступали за челябинский «Трактор», получился для вас очень удачным. По его итогам вы были на третьем месте в списке бомбардиров чемпионата СССР после Сергея Макарова и Владимира Крутова. Пожалуйста, расскажите об этом сезоне.
Это был один из лучших сезонов у меня. Я попал тогда в сборную Советского Союза, с которой играл на всех турнирах. Готовился к чемпионату мира, но в самый последний момент меня, к сожалению, решили оставить дома. Это ведь была отличная возможность стать чемпионом мира, и наша сборная тогда выиграла чемпионат мира в Швейцарии.

Сколько лет вы уже играли в «Тракторе» к тому моменту?
Я играл в челябинском «Тракторе» с 1982-го года, если не считать перерыв в один сезон (1983-1984), когда я играл за челябинский «Металлург».

С кем из тренеров «Трактора» вы работали?
Я работал с Геннадием Федоровичем Цыгуровым. После него был Анатолий Николаевич Шустов, а в конце моей карьеры я уже работал с Валерием Константиновичем Белоусовым. У каждого тренера было свое видение игры. Для меня, как для хоккеиста, была заметна большая разница, когда пришел Белоусов.

В чем она выражалась?
Во-первых, Белоусов сам был нападающим, причем очень хорошим, поэтому он разбирается в игре в атаке. Его стиль – атакующий хоккей. Он сразу развязал руки нападающим, а при Цыгурове у нас была игра оборонительного плана, то есть нападающие были больше полузащитниками.

И вы тоже были полузащитником?
Получается, что так. В начале карьеры я был центральным нападающим, поэтому для меня было привычно играть в обороне. Когда в «Трактор» пришел Шустов, он поставил меня на край, потому что он видел, что я очень быстрый. После этого я переквалифицировался в крайние нападающие и играл так до конца карьеры.

Вам приходилось часто играть против той знаменитой первой пятерки ЦСКА (Макаров-Ларионов-Крутов-Фетисов-Касатонов). Расскажите, как это было?
Трудно было против них играть. У них была такая взаимозаменяемость, что защитники могли легко играть в атаке, а нападающие в обороне, и поэтому всегда было очень трудно разобраться, кто из нас с кем должен играть. Все дело в мастерстве и взаимопонимании. Эти люди обогнали свое время, поэтому они и великие.

Они и в своей команде ЦСКА тоже так выделялись? Там ведь и вторая пятерка с Быковым была очень сильной…
Если они были лучшими в мире, то они выделялись везде, и в своей команде тоже. Они были просто на голову сильнее всех.

Удалось хотя бы раз им гол забить?
Не помню, может быть... Если и было, то очень редко (смеется)


«Трактор» ведь обыгрывал ЦСКА Тихонова...
Да, были победы. Хорошо помню один матч, когда мы здесь в Челябинске выиграли у них 2:0.

Кто из партнеров по «Трактору» вам больше всех запомнился?
Все игроки были хорошие, и «Трактор» был сильной командой, но лично у меня в «Тракторе» тех лет было два кумира – Анатолий Тимофеев среди защитников и Юрий Шумаков среди нападающих. Юрий Шумаков был лидером команды по духу. Не сказать, что он был очень техничным нападающим, но я за всю свою жизнь не видел более бесстрашного человека, чем Юрий Шумаков. Он олицетворяет для меня тот «Трактор», когда люди за команду играли. Анатолий Тимофеев был самым жестким защитником тех времен. Его боялись все, и даже то самое первое звено ЦСКА. Он играл очень жестко, но без удалений, поэтому его и уважали.

Год в «Цюрихе»

После «Трактора» вы играли в зарубежных клубах. Куда сначала поехали?
В 1991-м году я уехал в Швейцарию, где мне посчастливилось играть целый год вместе с Владимиром Крутовым за «Цюрих». Было очень приятно с ним играть в одном звене. Володя играл справа, а я слева. Чемпионат страны мы не выиграли, но прошли первый круг плей-офф, а во втором круге проиграли «Берну», который стал потом чемпионом Швейцарии.

«Цюрих» сейчас сильная команда...
Раньше команда была слабее, и мы боролись в 1991-м году только за попадание в плей-офф. Интересно, что «Цюрих» до того сезона никогда не проходил первый круг плей-офф. Обычно команда проигрывала в первом круге, и сезон на этом заканчивался. Так получилось, что мы в первом круге тогда обыграли очень сильный на тот момент клуб «Лугано», вышли во второй круг плей-офф и, когда мы вернулись в Цюрих, то там уже растопили лед. Никто не верил в то, что мы сможем выиграть. Оставшиеся домашние игры пришлось играть в Клотене - маленьком городке недалеко от Цюриха (смеется).

У вас не было желания попробовать свои силы в НХЛ?
Мне никто не предлагал, к тому же я был не такой габаритный, чтобы играть в НХЛ.

Восемь лет в Дании

Что было после «Цюриха»?
Я поехал в Данию и играл там восемь лет.

Почему именно в Данию?

Я ждал контрактного предложения в Швейцарии, а его все не было. И вот, позвонил Олег Старков - мой знакомый из Екатеринбурга, который сказал, что он играет в Дании, и что его команде нужен второй иностранец. Сначала я подумал, что это немного странно, потому что я никогда не слышал до этого, что в Дании в хоккей играют. Потом я узнал, что играть там интересно, и хоккей в стране развивается. Как только я подписал контракт с клубом из Дании, сразу же поступило предложение из Швейцарии, но было уже поздно. Вот так я там, в Дании, и остался на восемь лет. Первые четыре года играл за «Эсьберг» (это недалеко от Германии город). С этой командой я дважды становился чемпионом Дании. Потом я переехал в Копенгаген, потому что дети подрастали, и нужно было их отдавать в русскую школу, которая была только в Копенгагене. Там в Копенгагене я играл за клуб «Родовре», с которым тоже один раз выиграл чемпионат страны. В той команде работал известный наш специалист - Валерий Васильевич Шилов, который завоевывал с командой СКА бронзовые медали чемпионата СССР в восьмидесятые годы.

Сейчас сборная Дании неплохо играет на чемпионатах мира. Получается, что вы этому способствовали?
Получается так, хотя кроме меня там было много других иностранцев: чехи, канадцы, шведы... И постепенно уровень хоккея вырос. В Дании сейчас хорошие детские хоккейные школы, и близость Швеции положительно сказывается, то есть все тренеры учились в Швеции и получали там лицензии.


Языкового барьера у вас не возникало?
Я сразу же стал учить датский язык, и сейчас свободно им владею.

Когда вы закончили карьеру игрока?
В 2000-м году. Мне было 38 лет, и я уже наигрался, хотя мог еще играть.

Что было дальше?
После завершения карьеры я стал работать с молодежной командой «Родовре», из которой, кстати, сейчас несколько человек играют в НХЛ, и еще несколько человек играют в шведском чемпионате. Для Дании это очень хороший показатель.

Кто из них сейчас играет в НХЛ?
Янник Хансен играет в «Ванкувере», Миккель Бедкер в «Финиксе», Ларс Эллер играл за «Сент-Луис», и сейчас он в «Монреале».

Вы их всех с самого начала тренировали?
Когда я с ними начал заниматься, им было по шестнадцать-семнадцать лет. Сначала мы выиграли с ними чемпионат Дании два раза подряд, а потом их всех взяли на драфт в НХЛ, и они подписали контракты.

Потом вы в Россию вернулись?
Я некоторое время еще был тренером в Дании, а потом вернулся в Россию. Три года я работал в КХЛ: один год в магнитогорском «Металлурге», один год в «Автомобилисте» и один год в минском «Динамо». Везде я работал помощником у Марека Сикоры.

«Трактор-96»

Сейчас вы тренируете команду «Трактор» 1996-го года рождения. В чем разница в работе тренера взрослых и детских команд?
Молодых ребят нужно учить, а во взрослых командах нужно просто требовать результат. Работать с детьми надо во всех аспектах: в технике, в тактике, и, самое главное, в психологии.

Во взрослых командах есть тренеры вратарей, защитников и нападающих. А у вас в команде как?
Хорошо, что у нас в клубе есть тренер вратарей, и не один, поэтому проходят специальные вратарские тренировки, где тренируются только вратари. Что касается защитников и нападающих, то у нас разделение обязанностей: я работаю с защитниками, а Олег Николаевич Бец с нападающими.

Сейчас в «Тракторе-96» есть игроки, которые в сборную России привлекаются?
Да, три человека. Пока еще в этом возрасте чемпионатов мира не было, но уже проходят международные турниры с участием европейских команд.

Кто конкурирует с «Трактором-96» в России?
Команд много, и наш регион (Урал - Западная Сибирь) очень сильный. Хорошая команда «Авангард» в Омске, которая сейчас идет на первом месте, сильная команда «Ак Барс» в Казани, и московский ЦСКА.


Состав команды «Трактор-96» сформировался окончательно?
В прошлом году команда была сильнейшей в регионе, но все равно кто-то приходит, кто-то уходит. Небольшая ротация игроков есть...

Сейчас везде мода на габаритных игроков. Получается, что у тех, кто не может похвастаться хорошими физическими данными, вообще, шансов нет?
Шансы всегда есть. Маленьким можно за счет понимания игры, быстроты, ловкости и катания вполне конкурировать и с габаритными игроками.

Фото пресс-службы «Трактора» и 74hockey.ru