В мой первый сезон в «Тракторе» хоккеистам было тяжело | 100-летие Анатолия Кострюкова
Анатолий Кострюков родился 7 июля 1924 года в Москве. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер СССР. В «Тракторе» провел четыре сезона, за которые сумел сделать команду из Челябинска одной из сильнейших в стране. В сезоне 1976/77 «черно-белые» под руководством Кострюкова завоевали первые медали в своей истории: бронзовые награды союзного чемпионата.
Анатолий Михайлович награжден орденами Почета, «Дружбы Народов» и «Знаком Почета». В 2004 году он был выбран в Зал славы отечественного хоккея.
Символично, что 18 января 2015-го перед домашним матчем с «Автомобилистом» были подняты персональные флаги сразу двух легенд «Трактора» — Анатолия Кострюкова и Валерия Белоусова.
***
В 50-х с меня слепили хоккеиста на Кубок СССР. Решал начальник управления хоккея Спорткомитета Юрий Бажанов. Понятия не имею, чем руководствовался, но именно на него сослались мужчина и женщина, когда в 1951-м явились в «Крылья» на тренировку. Нам бы, сообщают, Кострюкова. Для Кубка должен позировать. Очень спокойно отнесся к этой истории. Когда Союз развалился, трофей на вечное хранение отдали «Крыльям» — как победителю первого и последнего турнира. Через много лет узнал, что Кубок уронили, фигурка отлетела. Ее унес домой сотрудник нашей федерации.
У меня в игровые годы было прозвище Воропаев. Сейчас писатель Павленко забыт, а в 50-е его пьеса была невероятно популярна. Если уж все игроки «Крыльев» посмотрели в театре. Воропаев — главный герой. В команде я пользовался уважением. И Баланс после спектакля выдал: «А у нас свой Воропаев есть! Вон он, Михалыч!»
Уводил ли я свои команды с площадки? Нет, не представляю, что должно произойти, чтобы увести со льда команду. Судьи, ох, как прихватывали. Попробуй, обидь ЦСКА — считай, замахнулся на Советскую армию. Судьям и говорить ничего не надо, сами всё понимали. Если не так отработал — наутро председателю Спорткомитета звонок. В равной ситуации арбитр тебя непременно поддернет. В третьем периоде.
В мой первый сезон в «Тракторе» хоккеистам было тяжело, но мы от последнего места немножко оторвались. Это была стартовая площадка. А на следующий сезон уже и мне работать было легко, и ребятам. Они адаптировались к требованиям, к нагрузкам. И команда стала набирать темп. На следующий сезон мы поднялись еще выше. А на третий, пошло, как по накату — заняли третье место. На четвертый год моего пребывания в Челябинске мы, правда, в последний момент скатились на четвертое.
Однажды у нас Сергея Бабинова ЦСКА увел. В 10 утра возвращаемся из Ленинграда в Москву. Поезд в Челябинск — в 15.00. Все разбрелись по своим делам. К двум сбор на вокзале. Ребята сумки взяли, лишь одна на асфальте. «Чья?» — «Бабинова». — «Где он?» — «Кто ж знает». Исчез. Поехали домой без него. И выяснилось — он заранее с Кулагиным обо всем договорился! Какая подлость! Говорил ли я об этом когда-нибудь с Бабиновым? Никогда! Мне противно! Он подвел меня, товарищей, команду. Всех! Пускай останется на его совести.
У меня в «Тракторе» братья Макаровы за стенгазету отвечали. Тогда все три брата здорово себя проявили. Сергей с Колей писали. По-моему, даже в стихах. А Юрий не играл, но был при команде. Ну и для газеты рисовал. Вот Цыгуров с Белоусовым стенгазеты сторонились.
Белоусов — парень толковый. Я сразу понял, какие способности что у него, что у Цыгурова. Но все они были спортивно неорганизованные. Научил трудовой дисциплине — совсем другие ребята! Всё то же самое потом в Югославии повторил. Так там меня Сталиным прозвали.
В любой команде на второй год у меня дисциплина железная. Надо быть жестким тренером. Все равно выгонят, так пусть за жестокость. Хоть самого себя уважать будешь.
Со мной в Челябинске приключилась смешная история. Отметил 80-летие, полгода спустя пригласили на неделю в Челябинск. Человек, который меня сопровождал, внезапно говорит: «Хочу жене машину купить. Давайте в салон заглянем, вы что-нибудь посоветуете». Удивился, но отказываться неудобно. Приехали, прошлись по рядам, я указал: «Взял бы эту, темно-синий «Жигуль», 14-я модель. Вернулся в Москву, через две недели звонок в дверь: «Анатолий Михайлович, «Трактор» на юбилей дарит вам автомобиль. Вот ключи». Выхожу на улицу — батюшки, тот самый «Жигуль»! Пригнали из Челябинска.
Долго живу? Да я все время в движении! Каждое утро начинаю… нет, не с зарядки. С разминочки для поясницы. Готовлю завтрак. Выхожу на прогулку или в магазин. Раньше вообще из врачей знал дорогу только к стоматологу. Но года четыре назад почувствовал, что организм начал сдавать. Зрение садится, сердечко пошаливает. Теперь регулярно наблюдаюсь у кардиолога.
***
Анатолий Кострюков ушел из жизни 14 декабря 2018 года.
Мы помним вас, Анатолий Михайлович!