Взяли измором
Говорим "Трактор" – подразумеваем Белоусов. Говорим Белоусов – подразумеваем "Трактор". Вольные интерпретации строчек Маяковского о партии и Ленине используют все кому не лень и по любому поводу, но в челябинском случае это, и правда, уместно. Белоусов – не просто человек-эпоха в истории челябинского хоккея, это "человек – три эпохи", если можно так выразиться. Причём три славные эпохи!
За всю свою историю "Трактор" лишь трижды завоёвывал медали национальных первенств, и все эти успехи связаны с именем Валерия Белоусова. В 1977 году он взял награду как игрок этой команды, в 1993-м и 1994-м — как молодой, подающий надежды тренером. Ну а теперь, вернувшись в родные пенаты, уже в статусе мэтра и гранда вновь подошёл к медалям на расстояние вытянутой руки. На расстояние одной победы.
Так как "регулярку" челябинцы выиграли, само попадание в финал конференции обеспечивало им как минимум бронзовые "кругляши" на груди. Но примерку этой бижутерии теперь придётся как минимум отложить… В битве на измор казанцы оказались сильнее.
Победный состав "Трактора" так и остался нерушимым монолитом, а "барсы" опять попытались рассесться по-новому, чтобы быть годными в музыканты. Во вторую тройку вернулся отбывший дисквалификацию Терещенко, Бодров отправился в третье звено – к Лапенкову и Лукоянову, а Голубева вместе с Иммоненом и Олегом Петровым определили в четвёртое. В отличие от прошлого матча, не был заявлен и Захарчук.
Стартовали по привычной схеме – с шлифования бортов в средней зоне. Затем минут пять чистили рекламу уже в зонах атаки и наконец перешли к настоящей игре. Несколькими подряд передачами на дальнюю штангу "Трактор" согнал сон с лиц Куляша и Панина, а затем и вовсе заработал большинство. Правда, как заработал, так и потерял, не создав ровным счётом ничего. Зато уже в равных составах Гарнетт и Веханен выдали по экспонату на выставку "Лучшие сейвы дня".
Во второй половине периода инициативой владели казанцы. Олег Петров попытался обескуражить голкипера неожиданным броском, затем Куляш атаковал второй волной, но проклятие первых периодов, лежащее на "Ак Барсе", не гнулось и не ломалось. Ни разу за всю серию "барсы" не забрасывали в стартовом отрезке, не забросили и теперь.
Впрочем, и "Трактору" можно было жаловаться на судьбу. Панин с нарушением правил прервал выход Антипова к воротам, и шайба, перелетев через вратаря, упала на сетку сверху. Однако реализация большинства давалась "трактористам" на редкость тяжело. Больше приходилось кататься за шайбой к своим воротам, чем атаковать чужие.
Второй отрезок вышел событийным донельзя. На удаление Лапенкова своими 2+10 быстро ответил Чистов, но лишь оказавшись в равных составах, команды сподобились на гол. Правда, незасчитанный. После броска от синей линии снаряд без помех пересёк заветную линию, однако арбитр сразу развёл руки в стороны.
Сначала показалось, что судьи просто украли гол у команды и зрителей. Причём цинично и в особо извращённой форме. Но повтор с камеры над воротами прояснил ситуацию. Лукоянов во время броска действительно проехался по вратарской площади, как по бульвару, и потому основания для отмены гола были. Другое дело, что в этом плей-офф засчитывались и куда менее очевидные шайбы, но это уже вопрос не для статьи, а для диссертации.
В том, что департамент судейства опять признает решение арбитров правильным, сомнений практически нет.
"Уф, пронесло", — подумали челябинцы и сразу же принялись благодарить фортуну, транжиря моменты. После выстрела Попова в упор спас Веханен, после броска Кузнецова шайба нежно облизала штангу, а неожиданное подключение Куинта едва не оконфузило всю казанскую оборону. К тому моменту "барсы" играли в большинстве – Бутурлин получил "четвёрку". И хотя давление на ворота Гарнетта было тотальным, стопроцентных моментов в большинстве казанцы так и не создали.
Да и вообще с численным перевесом у "Ак Барса" подчас возникали проблемы. Очень долгая расстановка, очень долгая подготовка броска, потеря, опять расстановка-подготовка. Наконец бросок с какой-нибудь малоперспективной позиции — и бурные аплодисменты Гарнетту, просто выполняющему свои будничные обязанности.
Но стоило пятому "трактористу" выйти на лёд, как одна из атак крикуновцев завершилась успехом. Кирилл Петров, получив шайбу под синей линией, повёз Куинта вдоль зоны и выстрелил, прикрываясь оборонцем, как щитом. На неудобной для Гарнетта высоте снаряд отправился в сетку. Думается, если бы и этот гол судьи не засчитали, никто бы не удивился. Но они засчитали. Период завершился с минимальным перевесом гостей.
"Трактор" отыгрался не сразу, хотя со старта третьей двадцатиминутки шайба, что называется, назревала и наливалась соком. Поспела она на 46-й минуте, когда, отражая атаку "три в три", казанцы почему-то не разобрали своих подопечных. После выверенного паса Глинкина Куинт оказался перед воротами Веханена в полнейшем одиночестве. Ему даже расстреливать ворота не пришлось, достаточно было ткнуть шайбу куда-то в сторону сетки – 1:1.
Забитый гол придал челябинцам сил. Тучи сгустились над воротами "барсов". Кузнецов "лопатой" попытался поднять шайбу в верхний угол, Чистов пускал шайбу под щитками Веханена, Попов выдавал одну за другой гениальные передачи. Преимущество хозяев становилось подавляющим, а вот Гарнетт стал потихоньку забывать, зачем он вообще сегодня вышел на лёд. Напомнить это ему решил Терещенко, едва не использовавший добивание на последней минуте. К счастью для хозяев, память Майкла не подвела – игра плавно перетекла в овертайм.
В дополнительное время уже Веханену пришлось показывать своё мастерство, отражая опасные выпады Куинта. А вскоре уже Казань получила прекрасный шанс закончить этот матч, при этом продолжив серию. Рязанцев клюшкой зацепил убегавшего в контратаку Дарзиньша и поехал на штраф-стоянку. "Барсы" же провели большинство на широкую ногу – транжиря моменты и радуясь жизни. Как Кирилл Петров, стоя перед пустыми воротами, не попал по шайбе, он и сам, наверное, не объяснит.
Вскоре игра выровнялась, команды ожидаемо стали осторожничать, и следующий по-настоящему опасный эпизод состоялся лишь на 71-й минуте. Куинт, как заправский форвард, прорвался сквозь чужие редуты, заехал за ворота, извернулся, бросил, а Глинкин совсем немного не дотянулся на добивании. Чуть позже Кузнецов выдал потрясающий пас Попову на дальнюю штангу, а тот фехтовальным выпадом едва не проткнул Веханена.
Вообще казалось, что "трактористы" сохранили больше сил. Всё-таки даже крикуновские "баллоны" не дают такого мощного эффекта, как суровая челябинская подготовка Белоусова. Однако Веханен под напором врага не спешил ломаться, и во многом его усилиями "Ак Барс" дотерпел до второго овертайма.
Зарипов в начале уже пятого по счёту периода плотным броском показал, что порох в его пороховницах ещё остался. Видимо, перерыв благотворно сказался на "барсах" – они заиграли активнее и быстрее, но заигрались. Терещенко опять подставил команду, зацепив Булиса клюшкой. Однако в состоянии, когда язык тяжким грузом натирает плечо, разрушать оказалось легче, чем созидать. Забить в большинстве челябинцы не сумели.
Игра тянулась, как жевательная резинка, которую жуешь слишком долго: резина осталась, а вот вкус исчерпал себя. Думается, ещё немного, и зрители, позёвывая, стали бы превращать кресла в спальные ложа, а танцующие девушки из группы поддержки от изнеможения заснули бы прямо на маскоте. К счастью, уставшие команды ухитрялись поддерживать градус борьбы: Лапенков не использовал потрясающий шанс, Бурдасов получил глупое удаление, затем "барсы" и вовсе получили 12 секунд игры "пять на три". Но голы всё не приходили…
Та же история продолжилась и в шестом игровом отрезке (чудовищное словосочетание). Основная интрига от вопроса "кто выиграет?" перешла к вопросу "будет ли побит временной рекорд?". И ответ на него оказался отрицательным. Когда от исторического достижения "Авангарда" и "Магнитки" наших соперников отделяло всего 17 секунд, бросок Даниса Зарипова положил конец этому безумию. 3-2 – "барсы" всё ещё уступают в серии, но теперь подача за ними.