Пивцакин из группы продленного дня

СЧЕТ К МЕЧТЕ

Я смотрел Кузнецову вслед. Дверь в раздевалку "Трактора" была отворена. Евгений плюхнулся на лавку и отбросил клюшку. Пять минут назад кто-то сверху предъявил счет к его мечте. Казалось, всё так близко, Кубок Гагарина сам плывет в руки. Что уж говорить о победе в конференции. Равные игры "Трактор" "отжимает" по максимуму. Делай 2-0 против "Авангарда" в Челябинске - и спокойно играй себе на выезде. А вышло вон как.

А омские ребята были свежи и улыбчивы. Корреспонденты жаждали получить на десять минут Пивцакина - парня, с которым персонально занимается после тренировок Раймо Сумманен. Учит забивать. И вот Пивцакин отблагодарил.

Но как раз-таки Пивцакин выйти к камерам постеснялся. Зато остальные были готовы - хоть Шкоула, хоть Червенка. Все уже говорят по-русски.

- У нас даже Рамо теперь говорит, что уж чехи, - шепнул мне омский корреспондент. - Пришел пальто покупать, его узнали - цена моментально взлетела с 30 тысяч до 120. Так Рамо сразу заговорил.

Но особенно любезен был Антон Курьянов, степенно толковавший об этом и о том. Первым делом сообщил:

- Это плей-офф, финал конференции, встречаются равные команды, следующий матч начнется со счета 0:0…

- С этим ясно, Антон. Как вам "Трактор"?
- Атакующая команда! Было бы глупо ждать от них оборонительного хоккея. Исполнители в Челябинске потрясающие. Вы же видели, как мы сегодня упустили Кузнецова. Но матч все равно вытащили. Над большинством надо поработать. Мы немножко невнимательно меняемся. Стоило бы подкорректировать смены. Защитники переигрывают, "наедаются". Но овертайм показал - команды в хорошей форме.

- Что делать с Кузнецовым?
- Вот сейчас вернемся в Омск, немного отдохнем - и будем решать, что делать с Кузнецовым.

- Sorry, sorry… - кто-то легонько меня отодвинул. Это Сумманен спешил на пресс-конференцию. Поспешил и я. Уж там узнал - с Кузнецовым "Авангард" играет плотно. Но будет еще плотнее. От таких новостей глаза Валерия Белоусова стали еще печальнее.

Сумманен дарил улыбки направо и налево. Всякого спрашивающего поощрял подробным ответом на чужом языке. Однажды и Раймо отправится покупать пальто - а вернется русскоговорящим. Станет совсем хорошо.

ПЕРВЫЙ ПОДСНЕЖНИК

А начинался день прекрасно.

- Вы в Чебаркуле были? Хотите посмотреть, где Харламов играл? - спросил меня генеральный директор "Трактора" Владимир Кречин. - Поехали со мной…

И мы поехали. Автомобиль нырял по ухабам.

- Это окраина? - спросил я.
- Это центральная улица Чебаркуля… Вот дворец, смотрите.

Я вгляделся. Крошечный, аккуратный. Портрет Харламова у входа. А директор делился новостями:

- Вот Шинина отправили оперироваться в Германию. Самая лучшая клиника. Он точно в плей-офф не сыграет.

- Слышал, недавно у "Трактора" была какая-то авиационная история.
- Была. Раз уж слышали - расскажу. У нас прямо над районом ЧТЗ истребители летают, жители очень недовольны. Не дают спать. И вот нас пригласили в эту эскадрилью на экскурсию. Всей командой поехали. Впечатление огромное - два истребителя пролетают низко, над твоей головой. Между ними метров пятьдесят. Сумасшедший адреналин, перепонки едва не лопаются. Сфотографировались в самолете, поблагодарили, уехали. А вечером новости - один из их истребителей разбился около Кургана. Отказали оба двигателя. Летчиком был тот самый командир, который хоккеистов водил, рассказывал, где что нажимать. Как правильно катапультироваться, если что. Отводил падающий самолет от деревни - катапультироваться успел за секунду до того, как тот врезался в землю…

После таких новостей я бродил по Челябинску в некоторой задумчивости. Набрел на заводской музей. Вывеска - посещение бесплатное, перерыв по графику завода.

Прошелся по залам. Вот лапти первостроительницы Закии Зайдуллиной. Размера 47-го. Вот повязка руководителя субботника. Портфель-сейф инженера Кириллова. Трактор С-60 и "звено гусеницы, откованное кузнецом Есиным". Со стен смотрели на меня измученными глазами передовики Челябинского Тракторного.

- К нам хоккеисты приходят, - рассказали мне. - Недавно звоним Белоусову: дескать, надо б фотографию нынешнего "Трактора" разместить, ребята уже какое дело сделали. Белоусов отвечает: "Рано, рано…"

На прощание подарили мне в бесплатном музее значок. С трактором, конечно же.

В Челябинске весело. Играла школа Сергея Макарова против Екатеринбурга, так сначала живописно подрались на льду детишки, а следом в холле "Арены-Трактор" и родители.

Я смотрел, вытаращив глаза. А сбоку подошел челябинский знакомый.

- Сегодня шел лесом - первый подснежник увидел…

"КУЗЯ! КУЗЯ!.."

Раймо Сумманен сообщил, что возвращение в "Авангард" - самая большая его профессиональная удача. Но и клубу повезло - играет с переосмыслившим Сумманеном просто чудесно. На статистику после первого матча в Челябинске старались не смотреть - перевес в бросках у "Авангарда" был страшный.

Оттого живший со мной в одной гостинице "Авангард" поражением удручен не был. Есть игра - а счет как-то образуется. Игра легкая, какая-то воздушная.

Так второй матч и начали - что уж тянуть? - с гола. Дмитрий Семин делиться ни с кем не стал, ухнул в ближний угол - 1:0! Белоусов ослабил галстук: что ж мы каждый матч так начинаем?!

Казалось, "Трактор" проснется - но дремал еще минут пять. Рамо притоптывал в напряжении: когда ж начнется самое страшное? И началось. Бросал Чистов, добивал Кузнецов. Добавил Разин. Рамо устоял. Он вообще отличный вратарь, просто от зимы не отошел. В апреле должен разыграться.

И вот оно случилось - первое за два матча удаление примерного "Авангарда". Омск сосредоточился на Рязанцеве - лишь бы не щелкнул от синей он. А следить-то надо было за другими. Кто-то сверху определенно болеет за "Трактор". В первом матче автогол омской обороны записали на Панова, сейчас - на Кузнецова. 1:1. Фанаты "Авангарда" закрыли лица ладонями. Сумманену хотелось сделать то же самое. Белоусов участливо склонился над кузнецовским плечом: кто забил-то, сынок?

С этой секунды всякая атака "Трактора" заканчивалась броском. Будто наверстывали статистические огрехи за этот матч и прошлый. Если уж "Трактор" зажмет, то зажмет. Якуценя отдавал Панову - как не забил? Ну как?! 110-килограммовый Панов на полном ходу сбил Рамо. Я бы после такого обрел себя лишь в руках реанимационной бригады. Но Рамо как-то поднялся. Чудеса.

Можно вспоминать моменты бесконечно, но когда-нибудь даже счет этого матча забудется. Зато многие помнить будут гол Кузнецова. Пронесся через всю площадку, бросил хлестко - 2:1!

"Кузя, Кузя!.." - понеслось из-под плаката "Снежинск за "Трактор". "Кузя, Кузя!" - подхватил дворец. Казалось, "Авангард" скис окончательно. От таких ударов не оправляются. Рамо в бешенстве колотил клюшкой по льду.

С "АВАНГАРДОМ" НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ

Но есть в этой команде необычайное упрямство - магнитогорские соседи вполне могли Челябинск предупредить. С "Авангардом" не расслабляйся.

А "Трактор" расслабился, позволил Пережогину фигурно прокатиться за воротами. Пусть себе катается. А тот возьми да и брось в ближнюю "девятку" - 2:2. Гарнетт развел руками: вы что делаете-то, братцы?! Где совесть? Чтоб защитники "Трактора" позволили такое - не оторвав шайбу с руками?

Что-то потянувший Жиру со скамейки не уходил. Сосредоточился на деле простом и хорошем: то открывал калитку, то закрывал. Человек-гол Катичев не рассортировал вратарей "Авангарда" - поразил шайбой куковавшего на скамейке Алексея Кузнецова. Игра была веселая. И овертайм тоже - на челябинских лицах нарисована была готовность играть до тех самых пор, пока не поправится Антипов. Пока не вернется из Германии Шинин.

Попов приклеился к Червенке, как терьер, - тот шайбу не получал вообще. За два матча чеха укатали так, что глаз от пола поднять не в силах. Кто-то две ночи ворочался и постанывал за моей стенкой в гостинице Park City. Я думал - может, это мается изможденный Червенка? Говорил с тех пор шепотом, ходил на цыпочках. Не потревожить лишний раз. Впрочем, в ночь накануне матча соседа посетила смешливая дама. Все-таки это был не Червенка.

Моментов хватало. Казалось, "Трактор" дожмет. Но дожал Омск, огрызнувшись бойкой контратакой, в которой и бросить успели, и добить. Тот самый Пивцакин, которого оставляет в группе продленного дня Сумманен. Учит, учит бросать.