Счет за кошку, или «Назаров» для Круппа

Я оказался за одним столом с Уве Круппом. Рядом сидели начальники и тренеры других команд.

- Вот посмотрите - играет у нас Чернквист, - рассказал Крупп. - Два или три года отыграл в Ярославле. Расстался с командой за месяц до того, как произошла трагедия с самолетом. До сих пор в себя прийти не может…

Я как-то и забыл, когда уходил Чернквист из Ярославля. Теперь же смотрел на него новыми глазами. А вскоре я узнал от общих знакомых, что однажды Крупп может оказаться в КХЛ. И это "однажды" случится завтра. Или через год. Но случится. Потому что одно предложение уже есть.

Корреспонденты спросили Круппа напрямую. Тот рассмеялся:
- Никогда не говори "никогда".

И после минут пять рассыпался в комплиментах Челябинску, турниру и обыгравшему его "Кельн" "Трактору":
- Нас перебегали, перекатали, переиграли. Но мы вам так благодарны, что получили приглашение на этот турнир. Зовите еще - "Кельн" всегда будет приезжать. И вы к нам приезжайте…

Белоусов коротко кивнул. Пригласим. И сами приедем. Хоть адреса Крупп не оставил.

А накануне матча с "Магниткой" получил Уве, самый колоритный участник турнира, подарок от отца Андрея Назарова Виктора - ту самую водку "Назаров", которая давно уж не выпускается.

Крупп осмотрел бутылку уважительно. Оценил этикетку.

- Если выиграем у Магнитогорска - выпью целиком, прямо в раздевалке.

"Кельн" заинтересовался таким порывом собственного тренера. Играл с "Магниткой", как будто последний день живет. И выиграл.

Крупп оказался хозяином слова. Захотел - дал, захотел - забрал обратно. "Назаров" полетел в багаже на рейнские берега.

* * *

Я спустился в ложу прессы - поздравить коллег из "Футбола-хоккея Южного Урала" с двадцатилетием и тысячным номером. Речь пришлось оборвать на полуслове - увидел чуть поодаль Геннадия Величкина. Чуть расхворавшись, Геннадий Иванович уехал в Магнитогорск. Привел себя в порядок - и вернулся. Нам с вами на радость.

Мы вышли к служебному входу. Вице-президент достал сигару. Хорош бы я был, если б смог ответить тем же - смотрелись бы мы со стороны масштабно. Но увы.

Вернувшись в Магнитогорск, вы пообещали всех взбодрить. Разогнать тоску, - напомнил я.

Величкин нахмурился. Не понял, куда клоню. Да и сигара едва тлела на челябинском ветру.

И взялись за дело. Ваша фраза Челябинск встряхнула…
Какая фраза? - раздраженно переспросил Геннадий Иванович.

О том, что без вас "Магнитка" "Трактору" проигрывала. С вами же будет выигрывать всегда.
А кто эту фразу сказал?!

Я отступил на шаг. Посмотрел на Величкина искоса.

- Мне ее приписывают, - наконец растолковал самый обаятельный вице-президент. - Но я такого не произносил. Ситуация была другая: мы встретились у лифта с моим старым челябинским знакомым. Он напомнил: "А помните, Геннадий Иванович, тот конфликт на пресс-конференции, который был несколько лет назад?"

Я помню прекрасно.
Между нашими тренерами случился конфликт - и я прекратил пресс-конференцию. Вывел всех журналистов. Тогда тон был горячий, челябинская пресса меня начала подзадоривать. И я что-то похожее сказал. И вот сейчас мне у лифта напоминают: "Гена, ты вернулся - и снова начал?" Я усмехнулся: "Как знаете!" Обычный разговор в лифте. Я мог что угодно сказать, хоть про маму свою. Про папу. Это тоже написали бы? Ваш брат ищет дешевый авторитет…

Мой брат давно уже все нашел. То, что на Мемориале Ромазана команды будут меняться пятерками, вы придумали?
Нет, я расскажу. По регламенту будет сборная из трех клубов: "Ак Барс", "Металлург" и "Трактор". Вот и всё. Каждая команда отдаст пятерку в эту сборную Romazan-team. С правом менять игроков.

Чувствую - только вы могли такое придумать.
Я придумал. Все люди, которые проходят предсезонку, не будут ждать очереди, чтоб показать себя. Потенциальные кандидаты в основной состав пройдут обкатку на этом турнире. Полезная штука, не просто фантазия.

Действительно, здорово. Скажите, почему "Магнитку" тренирует не Канарейкин?
Это вопрос для нас переваренный. Лично я очень хотел бы работать с этой бригадой. Но пришлось закончить. Есть руководство, хозяева клуба и завода. Шеф тоже очень хорошо относится к Федору Леонидовичу. Но нам всем была поставлена задача - пройти определенный уровень. И эта задача выполнена не была.

Так что за задача?
Мы должны были пройти Омск. Если б прошли - сегодня работали бы с Канарейкиным.

Все прошло без обид?
Я надеюсь. Леонидычу отставка неприятна, но мы с ним созваниваемся до сих пор, общаемся. Может, еще поработаем.

Когда-то вы пригласили в Магнитогорск Дэйва Кинга. Помогал ему Канарейкин - и вы на него указывали: "Это преемник, пусть учится". Сейчас у Пола Мориса толковейший помощник - Илья Воробьев, сын Петра Ильича. Та же ситуация?
Мы пытаемся это сделать. Вы правы, ситуация похожая. Такое интеллектуальное наследство, да и сам играл здорово, несколько языков знает… Я вижу, как он относится к работе.

Говорят, он познакомил Мориса со своими тренерскими идеями - тот был в восторге.
Я не знаю. Раз говорят - значит, было. Точно знаю, что они моментально нашли общий язык. Они работают на одной частоте.

Чему лично вас научила история с Кингом? Что вы теперь не будете делать никогда?
Да буду делать все то же самое. Ничему не научила. Я не вижу ни одного собственного шага, который повредил бы команде и клубу. Другое дело, некоторые вещи вредят мне лично.

Это вы о чем?
Я эмоциональный очень. Искренний.

Так это хорошо.
Мне тоже нравится. Вы же знаете - я много лет не меняюсь. Никогда ни под чью дудку не плясал. Тем более десятка оголтелых мальчиков, которые сидят в интернете и стучат по клавишам. Пусть стучат. Я тоже умею писать в интернете. Но не стану. Лучше я команду сделаю.

Электронную почту, значит, освоили?
Еще когда работал на металлургическом комбинате в производственном отделе у Рашникова. Мы были первом заводом в России, который был компьютеризирован. Это было в 1986 году. С тех пор владею электронной почтой. Я, молодой парень, работал начальником бюро тонкого листа.

Фантастика. Вы же чувствуете людей. Смотрите на Мориса - он, расставшись однажды с Магнитогорском, не пройдется в книжке ни по вам, ни по городу?
Так и Кинг ни меня, ни город не обложил.

Это как сказать.
Ха! Вот вы сомневаетесь? Английским владеете?

Немного.
Так обратитесь к тому, кто владеет хорошо. Возьмите оригинал книги Кинга и почитайте вместе. У Кинга самые лучшие воспоминания о Магнитогорске. Антураж сделал тот чех, который редактировал эту книжку. Написал о мертвых коровах, которые валяются в Башкирии. Вы же ездите в Уфу - видели там трупы коров? Я - нет…

Я только в Албании такое видел.
Вот. Кинг про Россию ни одного плохого слова не написал. Только восторженные тона. А если выдергивать две фразы из контекста - так можно Пьера Безухова в "Войне и мире" черти кем выставить.

После в Европе с Кингом встречались?
Пару раз. Больше скажу, мы созванивались. Он прислал мне книжку в оригинале с посвящением. Время уходит, все кажется давним. Общались через Игоря Муравьева, который для Кинга переводил и до сих пор работает у нас в орготделе. А насчет книжки Дэйва - мне один умный человек сказал так: "Геннадий Иваныч, чтобы в Америке и Канаде о тебе написали книгу, нужно заплатить очень и очень много денег. Радуйся, ты богатый человек…"

Кинг прикормил всех дворняг вокруг дворца. До сих пор его ждут?
Я их не помечал. Кинг в книжке хорошо расписал, какой он добрый - правда, кормил собак за наш счет. Брал в ресторане еду, которая готовилась на команду. Мы косились, хотели в конце счет ему выставить. Но тоже животных любим - бог с ним, думаем. Зато Кинг нам счет прислал.

За что?
Подобрал кошку в Магнитогорске, увез в Канаду. Ее полет в багажном отсеке - это не так дешево. Больше сотни долларов, кажется. И за кошку "Металлург" заплатил.

* * *

"Нефтехимик" с двумя чудесными людьми, Владимиром Голубовичем и Максимом Соколовым, продолжал творить невероятное. Обыгрывая на сей раз могучий Магнитогорск в пять шайб. Озлобившись, "Металлург" кидался в драку - но и здесь получал отпор. На месте щуплого из Нижнекамска вырастал той же секундой кто-то здоровенный. Эх, незадача. Драка заканчивалась, не начавшись.

А дальше было самое вкусное. "Трактор" без уехавшего в сборную Евгения Кузнецова очень старался обыграть "Авангард". Вспоминая плей-офф прошлого сезона, когда говорили: "Мы давили-давили, но не идет, и все…" Было и смешное - шайба влетела в ворота "Трактора" от конька арбитра. Судья, извинившись перед "Авангардом", гол отменил. Игра получилась хоть куда - с красивейшим голом Чистова, двумя буллитами и настоящим нервом.

Да и весь турнир прошел отлично. В душевности догнав всеми обожаемый Мемориал Ромазана. Крупп врать не станет.