20 лет спустя. Вратарь сборной Белоруссии Андрей Мезин подписал контракт с родным клубом

НЕЗАМЕНИМЫЙ СТРАЖ ВОРОТ

…Это была фантастическая игра, скажут после финального свистка хоккейного матча Белоруссия – Швеция на Олимпийских играх-2002 в Солт-Лейк-Сити все без исключения специалисты. Вся команда «красно-зеленых» в едином порыве выбежала на площадку, чтобы поблагодарить за фееричную игру своего голкипера Андрея Мезина.

«Мы с вами стали свидетелями главной сенсации Игр, и ее герой – великолепный вратарь, который в одиночку разбил хваленых викингов, которые рассматривались как одни из главных претендентов на олимпийское золото», – говорили комментаторы.

Спустя некоторое время все задавались вопросом: «Как можно было проглядеть в Челябинске такой талант?»

«Да, тот матч запомнился всем. И в этом нет ничего удивительного, – сказал Андрей в интервью автору строк в 2005 году. – До сих пор не понимаю, как мы могли их тогда переиграть. Это было чудо! Мы, робкие дебютанты, аутсайдеры турнира, сумели победить настоящих профессионалов, добрая половина которых выступала в НХЛ. Если проводить параллели, это все равно, что сборная России сейчас выиграет у Бразилии в футбол».

Именно в белорусской сборной Андрей Мезин и получил прозвище Скала, которое впоследствии стало его вторым именем и следует за ним повсюду, где бы он ни играл. Пожалуй, никто из хоккеистов сборной Белоруссии не сделал для национальной команды столько, сколько этот голкипер. В сборной одно поколение игроков сменялось другим, неизменным оставалось лишь место в рамке ворот, которое застолбил Андрей Мезин.

Челябинец трижды защищал цвета белорусского флага на Олимпиадах – в Нагано (1998), Солт-Лейк-Сити (2002) и Ванкувере (2010). Участник 13 (!) чемпионатов мира, из них шесть – в элите мирового первенства. Верой и правдой Андрей служил национальной сборной на протяжении более десятка лет. И лишь в 2006 году принял решение завершить свою карьеру в сборной. Возраст не позволял уже биться на два фронта – и за клуб, и за сборную.

Впрочем, было еще и триумфальное возвращение, и скандальное самовольное отлучение от команды во время чемпионата мира-2011. Любому другому игроку такого не простили бы. На Мезина же белорусские болельщики немного пообижались, но быстро забыли – тот вклад, который сделал Андрей в историю развития белорусского хоккея, перевесил одно сомнительное и необдуманное решение голкипера.

ПАН ИЛИ ПРОПАЛ


Первые шаги в хоккее Андрей Мезин делал в школе «Мечел», пробовал он себя и в школе «Трактор». По своему возрасту выделялся среди остальных, был первым номером, побеждал с командами в финалах первенств страны. Но вот когда надо было выпускаться, стало ясно, что в основной команде «Трактора» его не ждут. Там были свои голкиперы, в свежей молодой крови тогда не нуждались. А таланта и больших перспектив в Мезине тренеры не разглядели.

«Пробиться в основной состав “Трактора” в то время было практически невозможно, – скажет как-то в интервью Андрей Мезин. – В воротах стояли такие известные голкиперы, как Андрей Зуев, Борис Тортунов, Михаил Емельянов, в резерве оставался Александр Жульдиков. Когда я закончил ДЮСШ “Трактор”, то решил поступить в ЧПИ и один сезон выступал за университетскую команду “Политехник”».

Там-то он и пробовал себя в чемпионате Челябинской области по хоккею. Удивительно, не правда ли? Человек, который сейчас хорошо всем известен и знаком, пробивал себе дорогу в большой хоккей через областной чемпионат, где выступали либо любители, либо завершавшие карьеру профессионалы. В то нелегкое время Андрей даже планировал завязать с хоккеем, искал себя в чем-то другом, раз здесь не получается выйти на высокий уровень и пробиться в профессиональный клуб.

Спас Андрея для хоккея брат главного тренера «Трактора» Юрий Перегудов, тренировавший тогда новополоцкий «Химик». Он пригласил Андрея в Беларусь. Мезин закрепился в команде, а когда распался СССР, то стал «белорусом». И когда поступило предложение сыграть за юношескую сборную страны – сразу согласился.

В ОДНОМ РЯДУ С ОВЕЧКИНЫМ И КРОСБИ

Звездный час Мезина пробил на чемпионате мира-2006 года в Риге, где Мезин был включен в состав символической сборной, куда вошли такие звезды, как Петтери Нуммелин (Финляндия), Никлас Кронвалл (Швеция), Сидни Кросби (Канада), Давид Выборны (Чехия) и Александр Овечкин (Россия). Что ни имя – то звезда. Каждый из вышеперечисленных сумел сделать себе яркую карьеру как в сборной, так и НХЛ. Быть признанным лучшим голкипером в команде, которая на том чемпионате не прошла дальше четвертьфинала – дорогого стоит. Андрей Мезин и впрямь провел турнир на очень высоком уровне, едва не остановил россиян (2:3), помог своей сборной на предварительном этапе расправиться с сильными командами из Словакии (2:1) и Швейцарии (2:1).

Не менее успешным для Мезина стал и чемпионат мира 2009 года. Здесь организаторы вновь признали его лучшим голкипером турнира, а сборная Белоруссии даже не смогла преодолеть четвертьфинальный барьер.

«ЦАРЬ АНДРЕЙ-I»

Пробовал свои силы Андрей Мезин и за океаном, куда отправился в 19-летнем возрасте искать счастья в низших лигах, чтобы затем попытаться пробиться в клуб НХЛ. Пять лет странствий по лигам и клубам ни к чему не привели. Несмотря на обычно удачную игру, вызов в лагерь клуба НХЛ Андрей так и не получил. Хотя, как признается сам, был достоин этого. Ждать еще сезон-другой уже не мог, терпения не хватило. Поэтому о своих мечтах заиграть в сильнейшей лиге мира пришлось забыть. Мезин покинул Америку в 1998 году, переехал в Германию, где выступал за местный «Нюрнберг». Тут-то, пожалуй, и начался прогресс в игре мало кому знакомого голкипера. Не прошло и года, как журналисты закрепили за Мезиным новое прозвище – «Царь Андрей I». Там же он и познакомился со своей первой женой Аленой. К слову, челябинкой. Там же и родились и две дочки – Ника и Влада. Сейчас Андрей воспитывает с супругой Анжеликой, уроженкой Киева, еще одну дочку, Полину.

Он мог свою жизнь и хоккейную карьеру построить в Германии. Благо, и игра складывалась удачно, и болельщики его любили. Но не стал этого делать, решил вернуться вместе с семьей в Россию: «За границей мне скучно, неинтересно. Вся жизнь человека расписана на много лет вперед. А у нас жизнь бурлит, кипит, ты не знаешь, что будет завтра. Не успел избавиться от одной проблемы – появляется другая. От этого интереснее жить».

Так, некоторое время Мезин еще поиграл в Европе, а затем вернулся в Россию. На родине он выступал только за топовые клубы – «Ак Барс», СКА, «Салават Юлаев», «Магнитку»... С созданием КХЛ и вступлением в Лигу минского «Динамо» Мезин перебрался туда, где и началась его профессиональная карьера – в Беларусь.

Уроженец Челябинска покинул родной город в 17-летнем возрасте, выступал в 15 различных клубах и спустя 20 лет вернулся в Челябинск, в клуб, за который не сыграл ни одного матча.

КТО КОМУ БОЛЬШЕ НУЖЕН


Несмотря на то, что пути челябинского хоккея и Андрея Мезина разошлись еще в далеком 1991 году, голкипер никогда не забывал родной город. Он здесь проводил каждое лето. В то время как «Трактор» безуспешно пытался пробиться в Суперлигу из Высшей, Мезин скалой стоял в матче против шведов на Олимпиаде, признавался лучшим голкипером чемпионата мира, бился за золото чемпионата российской Суперлиги в составе «Ак Барса», «Салавата Юлаева», «Магнитки»...

«Конечно, я не исключаю варианта, что когда-нибудь вернусь в Челябинск и буду играть за “Трактор” или “Мечел”, – сказал Андрей Мезин в 2005 году. – Но только не сейчас. Заранее знаю, что сейчас обо мне подумают челябинские болельщики, но надеюсь, они меня поймут. Дело в том, что я чувствую в себе силы выступать на высоком уровне. Тем более что у меня есть предложения из клубов Cуперлиги. С моей стороны было бы глупо от них отказываться в пользу челябинских команд, которые выступают в лиге рангом ниже».

Он вернулся. В 38 лет. Пусть и не тогда, когда «Трактор» в нем особенно нуждался. Возможно, сейчас больше «Трактор» нужен Мезину, а не Мезин «Трактору».

Наверное, рано или поздно Андрею придется завершать свою карьеру. И будет очень символично, если сделает он это в Челябинске – городе, где начинал свой большой хоккейный путь. Хотелось бы верить, что у него получится поставить жирную точку в своей карьере. Ему не довелось стать чемпионом России, и может быть, получится сделать это именно с «Трактором».