Геннадий Разин. В Челябинске не просто команда, в Челябинске – очень хорошая команда

Легче вливаться в команду, которая идет стабильно

«Трактору» в этом сезоне тяжелее, чем в прошлом?
Я думаю да, чуть-чуть тяжелей. Другие команды Континентальной хоккейной лиги осознали, что мы можем хорошо играть. И сейчас на нас другой настрой в сравнении с прошлым годом.

Твое мнение о «свежей крови» в команде. Появились Карпов, Ничушкин, Дугин. Почему процесс их вливания в коллектив прошел так безболезненно?
Не знаю. По моему мнению, легче вливаться в команду, которая идет стабильно. Обязанности есть и ответственность. Но надежда, что все будет хорошо в конце матча, несколько развязывает руки и дает возможность игроку действовать свободнее.

Кто был самым тяжелым соперником для «Трактора» в нынешнем первенстве?
У нас было немало сложных матчей. На мой взгляд, в Омске очень достойная команда. Она очень ровная, ребята из «Авангарда» хорошо играют, дисциплинированно. «Донбасс» тоже сильный соперник. И еще мне очень понравился «Лев». Он стал для меня сюрпризом в этом сезоне. Очень хорошая команда, быстрая, опытная. Вот три клуба, которые я бы выделил.

А кто играет в самый неудобный для «Трактора» хоккей?
Ханты-мансийская «Югра». Еще екатеринбургский «Автомобилист». Бывает, что в матчах с ними никак завестись не можем. С хабаровским «Амуром» нам иногда тяжело.

Ты упомянул «Автомобилист», он сейчас в самом низу турнирной таблицы. В матчах с такими командами бывает какой-то недонастрой?
Да, иногда бывает. Перед игрой хоккеист сидит и думает: «Мы хорошо идем в таблице, а у сегодняшнего соперника дела не очень. Если противнику ничего не надо, может и нам можно расслабиться?». И вот это самое опасное! Какая бы не была игра в сезоне, с каким бы соперником не встречались, все эти очки имеют одинаковый вес.

Мы говорили про адаптацию молодежи. А у тебя были моменты, когда ты приезжал в новую команду и чувствовал себя не в своей тарелке?
Было такое, когда я только вернулся из Северной Америки. Сталкивался с этим и в Казани, когда там играл. Как раз был локаут, и в «Ак Барс» приехало много игроков из НХЛ. В этот момент я чувствовал себя не в своей тарелке потому, что сначала получал игровое время, а затем приехали эти ребята… И вроде обидеться нельзя - они чисто проходили в состав, а я и близко не стоял. Вот такое нехорошее чувство.

Локаут - это хорошо или плохо для «Трактора»?
На первый взгляд кажется, что плохо. Другие клубы становятся сильней, они приобретают великих, талантливых игроков. Но это большой плюс для ребят, которые всю жизнь здесь играли, особенно для молодых. Перед игрой против НХЛ-овцев может быть волнение, а после, независимо от результата, человек думает: «Как бы там ни было, мы играли практически на равных». У игрока повышается самооценка. И эти ребята из НХЛ здесь не будут играть всегда, рано или поздно они уедут обратно за океан. А те, кто поиграл против них, могут набраться опыта и уверенности в своих силах, это плюс. Поэтому стопроцентно утверждать, плох локаут или хорош нельзя. Может для турнирной таблицы это не совсем хорошо, а вот для будущего хоккеистов – наоборот.


Можешь представить, что локаут продлится не два-три месяца, а год или больше?
Возможно, в НХЛ же сейчас проблемы. Я иногда читаю, что там происходит. Как я понимаю, они уже просят суд помочь решить спор. Кроме того, в профсоюзе есть и подводные течения. Там сейчас очень много политики. Хоккеисты, которые выступают за океаном, не хотят подписывать, что попало. И шансы, что в этом году в НХЛ не будут играть - есть, причем большие. А что будет дальше, я не знаю. Но думаю, что даже если чемпионат возобновится после паузы в год-полтора, то у игроков больше не будет таких зарплат. Там все держится на самом спорте как зрелище, люди его любят, на него ходят. А если перестанут ходить… Сейчас болельщики уже постепенно отворачиваются от игроков, которые находятся не в очень хорошей ситуации. Грубо говоря, люди начали удивляться хоккеистами, их требованиями и тем «как бедно» игроки живут.

Капитан – сердце команды

Недавно известный журналист Василий Уткин провел параллель между стилем и духом, на примере футбольной сборной Германии. А на твой взгляд, в чем стиль «Трактора»? И кто является олицетворением и носителем этого командного духа?
Капитан является олицетворением духа, иначе он бы не был капитаном. Вова Антипов - сердце команды, за которым все следуют. Мы же - все остальные органы, и делаем работу, которая тоже немаловажна (улыбается). А насчет стиля, я бы сказал, что у нас атакующая команда, которая любит комбинационный хоккей. Иногда это становится проблемой - мы слишком заигрываемся и забываем про защиту.

Что ты читаешь на досуге, и любишь ли вообще читать?
Много читаю про НХЛ. Когда идет сезон, я особо матчи из Северной Америки не смотрю. Иногда слежу за знакомыми ребятами - где кто и как играет. А вообще, книги читаю, в основном документальные. Раньше фантастику выбирал, а сейчас ухожу во что-то более реальное. Сейчас вот читаю «Прыжок на 5000 лет» - это книга про Америку, о том, как люди хотят быстро построить успешное государство.

Расскажи о своей первой поездке за океан. Какие были ощущения?
Рот был открыт! Я вообще не мог понять, что происходит. Моя первая поездка была в город Квебек, там все разговаривали на французском языке, и у меня случился шок. Английского толком не знаешь, а тут - французский. Еще там холодно. Мы приехали тогда на самый большой турнир в мире, участвовало то ли 60, то ли 80 команд. Нам дали новую экипировку, жили же в семьях, и к нам там очень хорошо относились. Я думал: почему люди такие добрые, ведь нас никто здесь не знает! А еще - почему здесь так чисто? Когда вернулись обратно, я не мог понять, произошло это со мной наяву или приснилось. А после нескольких поездок туда, стало ясно, что все так и есть - люди просто работают и хорошо живут.

Что ты можешь посоветовать молодым российским игрокам, которые уезжают в североамериканские хоккейные лиги?
Когда туда приезжаешь, то сразу возникает культурный шок. Там все совсем по-другому, начиная с быта и заканчивая хоккеем. Главное, молодым игрокам не зацикливаться на том, что происходит вне льда. У меня был очень хороший опыт и ко мне прекрасно относились. Всегда и везде звали - денег не было, но кто-то куда-то всегда приглашал. Не нужно думать, что раз ты из России, то и жить нужно как россиянин. Ничего плохого нет в том, чтобы попробовать вещи, что делают местные ребята. У них совсем другие шутки, на это не нужно обижаться. Надо больше разговаривать с тренерами, они там более общительные. Мне вот попадались очень хорошие тренеры. Да, они были жесткие и штрафовали на деньги, которых у меня не было, но, в конце концов, все это делалось для моего же блага.

Можно сыграть хоть сто игр, но болельщикам будет элементарно неинтересно

В этом сезоне твоя семья уже приезжала сюда?
Еще нет.

А ты в паузу на Евротур летал домой?
Нет, я решил не летать потому, что у нас было очень много игр. Если бы я съездил домой, то вернулся бы уставшим. У меня там дочь пошла в первый класс и занимается в музыкальной школе. Нам повезло, мы нашли женщину из Санкт-Петербурга, которая раньше играла в театре и на фортепиано.


В Америке играют 82 игры, и некоторые эксперты предлагают у нас сделать так же. Возможно ли это в российских реалиях?
Можно и сто сыграть, если захотеть. Но нельзя забывать, что у нас больше часовых поясов. В НХЛ такого нет. Такой огромный перепад во времени, плюс перелеты. Здесь есть и Евротур, который надо играть. Если бы его не было, тогда можно было бы прибавить девять-десять матчей. Можно, конечно, играть три встречи за три дня, но третий матч людям уже будет неинтересно смотреть. Команды будут уставшие, побитые. Хоккей ведь интересен, когда игроки носятся по льду и ложатся под шайбу.

Ты говорил о том, что любишь природу. В Челябинске выезжал куда-нибудь?
Нет, еще не удавалось. Я вообще мороз не очень люблю, но хотелось бы съездить на зимнюю рыбалку. У нас есть ребята в команде, которые ее любят, и у них специальная одежда для таких вылазок есть. Здесь все-таки не просто холодно, а очень холодно. Ветер такой пронизывающий. Поэтому одеваться надо тепло.

Расскажи о разнице между болельщиками в Северной Америке и в России.
Я уже и забыл, как болельщики за океаном ходят на матчи. Но там люди не так болеют. У нас зрители больше похожи на футбольных болельщиков – они более горячие. Но в России есть команды, болельщики которых просто приходят и сидят, смотрят на лед. Они любят сам стиль игры и наблюдать то, как развивается матч. А в Северной Америке нет специальных секторов для болельщиков гостей. Там все сидят, где хотят. У нас такое разделение существует, чтобы избежать столкновений между фанатами. Футбол уже показал, что это не совсем здоровая вещь.

Куда ездил отдыхать летом? Какая из стран тебя больше всего впечатлила?
Мы с женой за все время ездили только в Мексику, на Гавайи и в Диснейленд в Анахайме. Мне лично понравились Гавайи, там очень хорошо: тепло, ни перепадов температур, ни разных насекомых. Еще на Гавайях можно взять машину напрокат и не заблудиться - остров же, все равно вернешься по кругу обратно. Мы там за три недели исколесили почти все и даже побывали на месте съемок сериала «Остаться в живых».

Дима Рябыкин говорил, что суеверия это грех. А у тебя есть какие-нибудь хоккейные приметы?
Даже и не знаю. Я люблю постучать партнерам клюшкой по щиткам или по перчаткам. Это молчаливый сигнал, что все готовы. Это придает уверенности.

Возможность «потрогать» историю – это хорошо

Челябинск готовиться принять Матч Звезд КХЛ. Пойдешь на него?
Я думаю, что такие мероприятия лучше смотреть по телевизору. На Арене будет очень шумно и много людей, а дома - намного удобней.

А на какое ты шоу хотел бы сходить сам?
«Цирк Дю Солей» (улыбается). Жена с детьми ходили, им очень понравилось. И я с удовольствием посетил бы. Еще хотел бы сходить на концерт группы «Metallica». Мне всегда она нравилась.


А может, американский футбол?
Я ходил на американский футбол в Канаде. Его тоже намного лучше смотреть дома. Там вся встреча разбивается на куски по 20-25 секунд, а остальное время приходится ждать, что будешь дальше. По телевизору же показывают повторы моментов, и даже если ты не знаешь правил игры, там все объясняют. Вообще, мне очень сильно нравится университетский американский футбол, его намного интереснее смотреть, чем NFL.

Ты в прошлогоднем интервью говорил, что приготовил детям подарки на Рождество заранее. На этот раз все так же спланировано?
Я сейчас некоторые вещи покупаю в России, таких подарков в Америке нет. Надо будет их подготовить и отослать. Тем более, что Рождество там на неделю раньше, чем здесь Новый год.

Первого декабря на «Арене Трактор» открылся музей клуба. Насколько он важен для челябинцев?
Думаю, музей всем понравится. Спорт связывает людей, и если они видят какой-то результат, то болельщикам хочется быть с командой. В прошлом году у нас, слава Богу, все хорошо получилось и дети, которые сейчас подрастают, будут говорить, что в Челябинске не просто хоккейная команда, а хорошая команда. Появляется гордость за город, гордость за клуб, гордость друг за друга. Поэтому, когда есть возможность «потрогать» историю – это очень хорошо.

С чем у тебя самого ассоциируется Челябинск?
У меня почему-то ассоциация с гербом, на котором изображен верблюд. А еще здесь очень холодно (смеется).

В Америке есть понятие Hockeytown. Так говорят, например, о Детройте. Можно ли применить к Челябинску этот термин?
Да, можно так сказать. Я замечал, что у многих в машинах висят маечки на стеклах, разные клубные атрибуты. Когда узнают, что ты из «Трактора», начинают интересоваться и видно, что все хотя бы поверхностно, но знают положение вещей. Помимо этого, из челябинской школы выходит очень много хороших игроков. Я когда в Хабаровске играл, то там тоже все жили хоккеем. Но в этом городе немного другая ситуация - кроме «Амура» там ничего нет.