Сергей Мыльников: У меня отбили желание ходить на хоккей

Сергей Мыльников уже много лет живет в Москве, где он, по большому счету, никому не нужен. И лишь на родине его помнят и любят. Подтверждение тому — вручение премии «Светлое прошлое». В интервью нашей газете олимпийский чемпион, неоднократный чемпион мира рассказывает о своей хоккейной семейной вратарской династии, вспоминает, как в свое время его не отпускали из Челябинска в Москву, и верит, что «Трактор» в ближайшем будущем сможет стать чемпионом страны.

«Не тот возраст, чтобы стоять за билетами»

Нынешним лауреатам «Светлого прошлого» Сергей Мыльников по своей харизме, достижениям и вкладу в историю развития города как минимум не уступает. Но вот к славе и вниманию, чувствуется, он еще не привык. Сидя за одним длинным столом на пресс-конференции перед журналистами с другими лауретами «Светлого прошлого», видными и известными людьми, знаменитый в прошлом вратарь изрядно волновался. Блуждающим взглядом он искал, на чем сконцентрировать свое внимание, не знал, куда деть руки, и скрывал смятение за едва заметной улыбкой.

Даже будучи вратарем хоккейного «Трактора», находясь на пике популярности, он не привык к вниманию, старался избегать интервью. В силу своего характера предпочитал доказывать все не на словах, а на деле. Поэтому и был любимым в среде болельщиков «Трактора». Они его почитали еще и потому, что всю свою славную карьеру знаменитый вратарь отдал, по сути, только челябинскому клубу. Хотя уже в то время по приказу свыше «уходили на повышение» в Москву Вячеслав Быков, Сергей Стариков, Сергей Макаров и многие другие наши прославленные «трактористы».

Сергей Александрович, а вы знаете, кто из спортсменов и хоккеистов ранее уже становился лауреатом «Светлого прошлого»?

Знаю, что среди них были Сергей Макаров, Сергей Бабинов, Вячеслав Быков... Надеюсь, никого не забыл? Что ж, для меня большая честь оказаться в этом почетном списке. Не скрою, очень приятно, что меня здесь помнят и, надеюсь, любят. Я с радостью приехал на церемонию.

А в Москве сейчас чем занимаетесь?

Я уже дедушка, внука воспитываю. Но тем не менее регулярно выхожу на лед с ветеранами, стараюсь поддерживать спортивную форму. Кроме того, вместе с командой «Легенды СССР» частенько проводим товарищеские матчи.

А за событиями в мире хоккея следите? На матчи ходите?
Нет, к сожалению, на стадион не хожу. Смотрю за играми чемпионата страны только по телевизору.

Почему?

Тут несколько причин. Во-первых, в Москве добираться из дома до ледового стадиона неудобно и долго. К тому же нам, ветеранам, билеты не дают, а стоять в кассах за лишним билетиком — не для меня. Вышел я уже из этого возраста.

Удивительно! Неужели для вас не могли выписать какой-нибудь пропуск?
Я сам удивляюсь, в этом сложного ничего нет. В общем, у меня отбивают всякое желание ходить на хоккей. Не знаю, как в Челябинске с этим делом обстоит. Ветераны свободно ходят на хоккей?

Да, конечно, у них есть абонементы.
Вот это здорово, так и должно быть.

А вас в Москве помнят?
В каком смысле?

Приглашают на какие-нибудь мероприятия, поздравляют со значимыми событиями в вашей жизни?

(После паузы.) Вот на матчи «Легенд хоккея» приглашают.

В Челябинске часто бываете? За успехами «Трактора» следите?

К сожалению, редко приезжаю, меня здесь уже практически ничто не держит. А за «Трактором» слежу, переживаю за него. Вот недавно побывал на его домашнем матче с «Ак Барсом». Ребята здорово сыграли. Думаю, они смогут занять высокое место. Бронзовыми призерами они уже были, надеюсь, и золото не за горами.

С вашими партнерами по команде связь поддерживаете? С кем регулярно общаетесь?

Нас жизнь разбросала по городам, редко удается где-то встретиться. Но по телефону поддерживаю связь с Евгением Давыдовым, Юрой Шумаковым... Вчера вот встретился с Владимиром Сухановым. Было приятно вспомнить былое.

«Ты нужен Челябинску и должен играть за «Трактор»

Сергей Мыльников верой и правдой служил «Трактору» тринадцать лет — с 1976 по 1989 год. Ему довелось поиграть со многими хоккеистами, которые впоследствии станут звездами не только российского, но и мирового хоккея. Челябинская школа хоккея всегда славилась своими воспитанниками. Но все они, как правило, добивались славы и признания, уже выступая за другие клубы. Даже попасть в сборную страны провинциалу было практически невозможно — всех лучших хоккеистов страны собирали в столичных клубах — ЦСКА, «Динамо» и «Спартаке». Сергей Мыльников, или Мыло, как любовно называли его болельщики, стал одним из немногих, кто сумел пробиться в главную команду страны не из Москвы.

Что же вас заставило так долго выступать за родной клуб? В то время лучших из лучших собирали под знамена базового клуба сборной — ЦСКА.
Это вопрос не ко мне, а к руководству города и области.

Но вам ведь предлагали переехать в Москву?

Да, причем неоднократно, и я этого не скрываю.

Почему же отказывали?
А меня толком никто и не спрашивал. В то время желание хоккеиста учитывалось в последнюю очередь. Игроки могли уехать только с разрешения и благословения «сверху». А меня оставляли, говорили, что «ты — наше все», нужен здесь и должен играть за «Трактор».

Приятно было слышать такие слова?
С одной стороны, да. С другой — хотелось бы достичь чего-то большего в карьере. Тем более перед глазами были примеры Сергея Макарова и Славы Быкова. Они уехали в ЦСКА, в составе сборной выиграли не один чемпионат мира, неоднократно становились олимпийскими чемпионами. Может быть, и я мог бы выиграть еще больше?

Тем не менее вы почти десять лет выступали за сборную СССР, будучи вратарем «Трактора».

Да, и горжусь этим. Все-таки очень мало ребят за весь период существования советского хоккея попадали в сборную Союза с периферии. Таких игроков можно пересчитать по пальцам: Балдерис, Скворцов, Варнаков, Ковин, Пучков, Шаповалов...

Самым значимым и запоминающимся событием в карьере для вас стал олимпийский триумф в 1988-м?
Пожалуй, да. Олимпийские игры — это пик карьеры, самые значимые в спорте соревнования. Но и золотые медали с чемпионатов мира дороги сердцу.

 «В семье я всех заразил хоккеем»


У Сергея Мыльникова хоккейная семья. Два сына — Дмитрий и Сергей — тоже хоккеисты и... тоже вратари. Старший, Дмитрий, правда, больше играл на любительском уровне. И сейчас время от времени выходит на лед. А младший, Сергей, до сих пор играет, защищает цвета клуба высшей хоккейной лиги «Ариада-Акпарс». К слову, еще не так давно, четыре года назад, он также выступал за «Трактор». И в одном из интервью сказал автору этих строк: «У меня было много хороших тренеров. Но самым лучшим всегда был и будет являться мой отец. Он для меня кумир на всю жизнь. И именно к его советам я прислушиваюсь прежде всего».

- Конечно, приятно такое слышать, — Мыльников-старший искренне улыбнулся, когда я ему повторил слова сына. — Наверное, иначе и быть не могло. Мы ведь столько времени вместе, все равно больше общения происходит в семье. На хоккейные темы мы очень часто говорили, советовались, спорили, ругались.

Кажется, вы были против того, чтобы он был голкипером.
Да, я его даже сам в ворота не пускал. Сергей до 11 лет играл в поле, нападающим. И только потом встал «в рамку». Наверное, гены сыграли свою роль.

Могу представить, какие чувства испытывала ваша супруга. В молодости натерпелась от постоянных ваших разъездов, а теперь и сыновей редко видит дома.
Да уж, тяжело ей пришлось. Но она уже ко всему привыкла и быстро смирилась. А что ей оставалось делать? Я всех в семье зара-зил своим хоккеем. Вот и внук подрастает, Данил, ему 13 лет. И вы будете долго смеяться, но он... тоже хоккейный вратарь! Мечтает вырасти в большого мастера, стать олимпийским чемпионом.

По титулам и регалиям вас сложно догнать и перегнать.
Да, но я рад тому, что мои сыновья стремились это сделать. Но понятно ведь, что очень сложно взойти на такую высоту. Зато наша семья является обладателем уникального достижения, достойного, может быть, и Книги рекордов Гиннесса. В нашем активе четыре медали юниорского чемпионата мира. Я дважды становился победителем, Дима был серебряным призером, Сергей — чемпионом.

А в одной команде с сыновьями вам не довелось поиграть?

Было дело. Когда я в Швеции играл и завершал свою карьеру, Диме было 15 — 16 лет. В одном из матчей попросил местного тренера дать парнишке шанс. Вот и получилось, что сын заменил меня в воротах.

Одно время вы пробовали себя тренером. Не понравилось?
Почему же? Желание и интерес есть. И идей у меня много, как донести до ребят свои знания и умения. Но не все зависит от меня. Предложений нет. Не скрою, хотелось бы попробовать себя в качестве тренера вновь. Надеюсь, мой опыт мне поможет.