Анвар Гатиятулин: Спасибо, что поверили в меня

«Трактор» загорелся идеей плей-офф

Вы следили за тем самым матчем «Нефтехимик» – «Динамо» Минск, в котором решалась судьба «Трактора»?
Да, смотрели трансляцию этой игры. Поначалу все складывалось в нашу пользу, но «Нефтехимик» смог переломить ход встречи и выиграть. В итоге шансы «Трактора» свелись к нулю. Конечно, все расстроились. Изначально возможностей было не так много, но все хотели играть дальше. Мы с ребятами сразу договорились, что будем бороться, несмотря ни на что. И все в команде загорелись этой идеей. К сожалению, не получилось…

Произошел какой-то психологический перелом?
Да, ребята раскрепостились, стали играть уверенно в атаке. С огромным желанием подошли к тренировочному процессу. Да, без ошибок никуда, но стали меньше ошибаться в обороне, стали играть более дисциплинировано, перестали хватать ненужные удаления.

Руководство ставило задачу попасть в плей-офф?
Да, задача была попасть в плей-офф. Когда меня назначили исполняющим обязанности, мы много говорили на эту тему. Может, немного не хватало времени. Когда сезон закончится, проанализируем свои решения, пересмотрим игры, чтобы в дальнейшем исправить эти ошибки.

Руководители пока не сделали выговор за невыполненную задачу?
Еще сезон продолжается. Подведения итогов пока не было. По окончании чемпионата сядем вместе с руководством и попытаемся разобраться.

Были мысли – если бы «Югру» обыграли, в других матчах очки не потеряли…
Да, думали об этом очень много. «Трактору» по силам было набрать очки, которые позволили бы вести борьбу за восьмерку. Нельзя сказать, что виной всему недонастрой. Возможно, сыграла роль усталость, все-таки у нас не такая длинная скамейка запасных.

Сергей Гомоляко заявил, что вам команда досталась в удручающем физическом состоянии…
Не хотелось бы обсуждать работу своего предшественника. Когда в декабре была пауза, ставили задачу поднабрать форму. Но нам пришлось заниматься, прежде всего, восстановлением. Если бы мы не потеряли это время, результат мог быть другим.

Вы слышали о якобы сумасшедшей предсезонке Андрея Николишина?
В детали я не вникал. Только слышал, что предсезонка была очень тяжелая. Межсезонье для хоккеистов – это основная часть, где закладывается фундамент на весь чемпионат. Легкой она не может быть по определению.

Вы же пообщались с Николишиным после его увольнения?
Да, мы встретились с Андреем Васильевичем, немного поговорили – о молодежной сборной, о «Тракторе». Подробного разговора не было. Просто пожелали друг другу удачи.

Говорили, что вам предлагали возглавить «Трактор» еще в сентябре и октябре. Это из разряда слухов?
Да, слухов было много. Но конкретного разговора из разряда «готовься» не было. Я возглавлял «Белых Медведей», работал в молодежной сборной России, про «Трактор» и речи не шло.

С какими чувствами вы приняли это предложение?
Быть главным тренером «Трактора» – это, в первую очередь, очень большая ответственность. Конечно, были и радость, и волнение. После первой тренировки я увидел, что коллектив замечательный, а игроки хотят побеждать. Поэтому особых сложностей не возникло. Единственный вопрос был по физическому состоянию. Моей главной целью была работа на высшем уровне, и я рад, что в меня поверили, что дали такую возможность.

Честно признайтесь, хуже спать стали?
Я еще больше времени стал уделять работе, больше разбирать игру соперника и еще серьезнее готовиться к каждой игре. В первое время, конечно, тяжело было засыпать после матчей. Тем более что команда неудачно выступала. Но когда ребята поняли, какой хоккей я хочу от них видеть, все изменилось.

Валерий Белоусов говорил, что даже во сне тренирует. У вас такого нет?
Бывает, конечно. Но стараюсь работу и дом не смешивать. Жена, моя вторая половинка, и трое детей вдохновляют меня. Домой я могу придти расслабиться.

Не было мыслей вроде «тяжела ты, шапка Мономаха»?
Конечно, когда работаешь и нет результата, начинаешь сомневаться в правильности своих действий. Но когда появились победы, все встало на свои места.



Я люблю атакующий хоккей

Многие говорили, что Николишин пытался привить «Трактору» динамовский, оборонительный стиль. Вы согласны?
Повторюсь, что не обсуждаю предшественника. Стараюсь концентрироваться на своей работе. Мне нравится атакующий стиль. Современный хоккей более нацелен на атаку, сейчас в нападении играют не только три форварда, но еще и защитники. С ребятами договорились играть более раскрепощенно, без шаблонов «катись туда» и «стой там». В нападении необходимо больше импровизации. Хоккей – это тоже творчество. Красивым моментам мы радовались всем тренерским штабом. Цель должна быть забить гол, без удержания счета. Хотя без обороны тоже никуда – чем меньше пропускаешь, тем больше возможностей победить.

Вы удачно создали первое звено Кручинин – Попов – Якуценя. Как родилась идея именно такого сочетания?
Не все сразу получалось, сначала команда мало забивала. Поэтому приходилось каждую игру менять сочетания. Рады, что у нас получилась такая тройка лидеров. Остальные ребята подтянулись за ними, и уверенность пришла ко всей команде.

Андрея Попова вы видите именно как центра?
На сегодняшний день он приносит больше пользы как центральный нападающий. Если надо, Андрей всегда сыграет на краю. Единственное, когда я только возглавил команду, он получил травму, и ему было тяжело играть в центре. Но когда Попов набрал форму, снова передвинули его на эту позицию.

Последние игры складывались триумфально для Алексея Кручинина. Что мешало ему играть так раньше?
Он получил больше игрового времени, стал играть в большинстве. Поэтому пришла уверенность. Парень талантливый, у него все есть для того, чтобы стать хорошим нападающим.

Максим Якуценя тоже раскрепостился?
Макс умеет играть и забивать. Я был удивлен, почему у него это перестало получаться в начале сезона. Рад, что теперь он похож на того Максима Якуценю, которого мы все знаем. Сейчас он ведет команду за собой.

Глинкина и Попова вы пока не видите в одной тройке?
Мы посчитали, что им лучше играть раздельно. Для команды это полезнее. Неудачный старт сезона все равно накладывает свой отпечаток. Где-то они потеряли свою уверенность. Если бы времени было чуть больше, ребята смогли бы снова найти тот хоккей, за который их полюбили болельщики.

Станислав Чистов покинул «Трактор». Что у него не получалось?
Как и на всех, на него повлиял неудачный старт команды. Мы говорили со Стасом, что он должен быть лидером. Но что-то не пошло. Пришлось расстаться – это был лучший вариант и для «Трактора», и для самого Чистова. В «Локомотиве» он уже доказал, что является игроком высокого уровня.

Одна из главных проблем «Трактора» – это уровень легионеров? Переходы Новака и Денисова получились удачными, но все равно иностранцы не являются лидерами команды.
Конечно, от легионеров везде ждут, что они будут на ведущих ролях. Сейчас сложно ответить на этот вопрос.

Яркий пример – Мартин Ружичка. Его приглашали как «чешского снайпера», а он все бьет в штанги и мимо ворот.
Наверное, дело в психологии. Надо разбираться с предсезонки, со старта чемпионата, почему у него не получается. Мы с ним разговаривали, Мартин очень переживает, что проводит не лучший сезон и набирает мало очков.

Павла Францоуза вот тоже брали первым вратарем…
Его замучили повреждения, и сейчас у Францоуза рецидив старой травмы, который дает о себе знать. Сейчас вратарь в хоккее не полкоманды, а 70–80 процентов. От уверенной игры голкипера зависит результат. И я не только Павла имею в виду.

Василию Демченко не хватает стабильности?
На Васю легла основная нагрузка, большую часть сезона провел именно он. Молодой парень, где-то ему не хватило физики. Отсюда отсутствие стабильности. Но, в целом, Демченко провел хороший сезон. Но это большой вклад в его будущее, он получил бесценный опыт. Демченко должен стать вратарем приличного уровня.

 

Дерон Куинт пропустил несколько матчей. Восстанавливал силы?
Да, дали Дерону отдохнуть. Он получал очень много игрового времени и видно, что подустал. Как раз у «Трактора» была победная серия, и мы не меняли состав, так что его отдых немного затянулся. Но, тем не менее, он держал себя в форме. Дерон – профессионал с большой буквы, замечательный человек. Он отнесся к этому с пониманием и в любой момент был готов выйти на площадку.

Вы с ним играли вместе на молодежном чемпионате мира 1995 года. Помните его тогда?
Нет. Честно говоря, узнал об этом факте только сейчас.



Старались беречь Виталия Абрамова


Перед вами стояла задача привлечь молодых челябинских воспитанников?
Мы разговаривали с руководством о том, что надо вводить в состав своих молодых игроков. «Трактор» – одна из сильнейших школ не только в России, но и в мире, и каждый год выпускает талантливых хоккеистов. Этих ребят я знаю, они росли на моих глазах. Мы вместе работали в «Белых Медведях». Мое мнение, что они уже готовы попробовать себя в КХЛ и по праву получили свой шанс. Только не нужно почивать на лаврах. Достичь чего-то можно только через труд. В следующем сезоне будем рассчитывать на них уже как на игроков основного состава.

Сейчас много говорится о том, что современная российская молодежь, и не только челябинская, – не звезды, а игроки больше среднего уровня. Вы согласны?
Я соглашусь. Ярких ребят становится меньше. Но уровень нынешней молодежи очень приличный. Если они будут к себе профессионально относиться, то вырастут в хороших мастеров.

Расстраивает игра Артема Пеньковского. Что с ним случилось?
Артем – тоже талантливый парень. Очень много с ним разговаривали еще в том сезоне по поводу того, что он не попал на молодежный чемпионат мира. Ему не хватает напористости. Очень добрый, мягкий парень. В жизни, конечно, хорошо быть скромным и порядочным, но на льду надо быть по-спортивному злым. Думаю, в следующем сезоне Пеньковский будет уже другим.

Опыт Валерия Брагина помогает вам в работе с молодыми игроками?
Я считаю, что мне очень повезло поработать в молодежной сборной России с таким специалистом как Валерий Николаевич. Это огромный и бесценный опыт, который пригодится мне в работе.

Какой главный принцип его работы?
В первую очередь – доверие. Также уважительное отношение к молодым игрокам. Много ребят прошло через сборную и в прошлом, и в этом году, и атмосфера всегда была просто замечательная. У Брагина ребята всегда выкладываются полностью и готовы биться за него и за страну.

С челябинскими воспитанниками, которые уехали за океан – Микуловичем, Сергеевым, Абрамовым, Трениным, вы как-то общаетесь?
Когда виделись в молодежной сборной, конечно, общались. Также узнаем, как у них дела, через агентов. Интересовался насчет возвращения в Челябинск у Димы Сергеева и Саши Микуловича, но они пока хотят выступать там и пробиться в НХЛ. Их цель – попасть в Национальную хоккейную лигу.

Вы тоже играли в заокеанской юниорской лиге?
Да. Но не в CHL, а в лиге уровнем пониже.

Это положительный опыт?
Считаю, что любой опыт, даже неудачный, полезен. Но, по моему мнению, в Челябинске есть все для того, чтобы молодой игрок рос. Есть вертикаль МХЛ – ВХЛ – КХЛ. Поэтому лучше оставаться здесь.

По поводу Виталия Абрамова много говорилось, что он получает малого игрового времени в «Белых Медведях».
Виталий Абрамов – талантливый и трудолюбивый парень, он заслужил, чтобы на него обращали внимание. Некоторые игры проводил просто блестяще. Но старшим соперникам не нравится, когда их обыгрывает парень младше их на три-четыре года. Порой были игры, когда против него играли грубо. Старались беречь Виталия, чтобы ему не нанесли серьезную травму. Рассчитывали, что в следующем сезоне он станет одним из лидеров «Белых Медведей», что его будут подключать к «Трактору». Но Абрамов принял решение расти как игрок за океаном. Встретились, переговорили, пожелали ему удачи. Если у него будет желание вернуться, все ему будут рады.

Большой разрыв в возрасте игроков – это проблема для МХЛ?
С одной стороны, играть против старших – это хороший опыт. Но, с другой, в некоторых матчах проявляется жесткость, даже жестокость. Против того же Абрамова специально грубили. Тренеры видят, что весовые категории разные и не хотят рисковать здоровьем игрока. Никто не бросит молодого на растерзание. Мы берегли Виталия на перспективу, боялись, что он может получить травму

Может, все-таки уменьшить возрастной ценз в МХЛ?
Четыре года – это все-таки большая разница. Но решать все должно руководство МХЛ.

Вас расстраивают результаты «Белых Медведей», вашей бывшей команды?
Конечно, расстраивает. Но мы знали, что сезон должен получиться очень тяжелым. Почти вся команда – 1998 года рождения. Начало чемпионата показало, что в клубах, в основном, ведут игру хоккеисты 1995 г.р. В желании, в характере «Белые Медведи» никому не уступают, но они слабее в физическом развитии. Команды, в которых больше старших ребят, сейчас сильнее.



Всегда мечтал работать в «Тракторе»

Снова по «Трактору». В вашем тренерском штабе – Равиль Гусманов и Виталий Ячменев. Как распределены обязанности?
Во время игры Равиль больше отвечает за нападающих, а Виталий – за защитников. А так в принципе все мы решаем сообща. У меня замечательные помощники, вопросов к ним нет никаких. Они полностью меня понимают.

Вы что-то взяли от Валерия Белоусова? Тот же Равиль Гусманов был его помощником.
У Равиля огромный опыт, всегда интересуюсь его мнением. Но окончательные решения принимаю я – в зависимости от того, что нужно для команды. Если говорить о Валерии Константиновиче, то мне посчастливилось при нем начать свою карьеру. Это человек, который никогда не кричал и не ругался, все объяснял спокойно и доходчиво. Когда я пришел в «Белые Медведи», был рад, что он рядом. К сожалению, возможность обращаться к нему за советами не продлилась долго. Хочется сказать ему спасибо, Валерий Константинович никогда не отказывал и во всем помогал. Мы могли наблюдать за играми и тренировками «Трактора2, и этот опыт сейчас очень сильно помогает мне в работе. Валерий Белоусов был великим тренером и замечательным человеком.

У вас была встреча с ветеранами «Трактора», вы много общаетесь с Геннадием Цыгуровым…
Да, была встреча с ветеранами «Трактора», мы полезно поговорили. Также с Геннадием Федоровичем мы постоянно общаемся. Когда меня только назначили исполняющим обязанности, постоянно созванивались, по возможности виделись. Хочется пожелать здоровья ему и другим ветеранам «Трактора».

У челябинских болельщиков тоже всегда есть желание дать совет главному тренеру «Трактора». Не подходят после игры или где-то на улице?
Не так часто у меня получается гулять по улице. При таком тяжелом графике все редкое свободное время пытаешься уделять только семье. Но с кем ни встречаемся, все желают команде только успеха. Челябинск – хоккейный город, и многие в нем очень хорошо разбираются. Спасибо болельщикам, что они нас поддерживают. Даже в нынешней ситуации собирается полный дворец.

Осталось две игры в чемпионате. Есть желание хлопнуть дверью?
Мы с ребятами договорились, что будем играть до конца. Сейчас очень серьезно тренируемся, готовимся к оставшимся матчам. Конечно, постараемся порадовать наших болельщиков достойной игрой.

Когда вы возглавили «Трактор», сбылась ваша мечта. Пришло время загадывать новую?
Всегда мечтал работать в родной команде. Сейчас этот шанс у меня появился. Стараюсь сделать все возможное, чтобы команда росла, прогрессировала. Цель – выступать как можно лучше, радовать болельщиков и в будущем бороться за медали. Все мои планы связаны с родным городом и родной командой. Что будет в следующем сезоне, пока не знаю. По окончании чемпионата подведем итоги с руководством, тогда и определится мое будущее. Как все будет, покажет только время.