Олегу Сорокину - 91!

Зимой мы играли в хоккей, а летом работали

Вы были одним из первых, кто начал играть в хоккейной команде «Трактор». Расскажите, каково это – быть первопроходцем?
Я оказался в «Тракторе» не с самого дня его основания. Первый год там были Виктор Шувалов, Георгий Женишек, Леонид Степанов, Борис Кулагин, Николай Эпштейн. Многие ушли через год. Остались только Женишек, Черненко, Ребянский. Взяли нас, молодых ребят, около десяти человек.
Насколько в то время хоккей был популярен в Челябинске?
Был очень большой ажиотаж, стадион всегда заполнялся до отказа, несмотря на морозы. Все интересовались, приходили как на праздник. Хоккейные матчи всегда собирали полные трибуны. Отношение болельщиков было очень теплым. Даже когда летом мы тренировались на стадионе, постоянно приходили зрители, смотрели как мы готовимся.
Как вы начали играть в хоккей?
В детстве мы собирались с ребятами во дворе, играли около дома. Недалеко был замерзший пруд, на котором мы сами расчищали себе площадку и играли. Это сейчас принято совсем молодых мальчишек, пяти-шести лет отдавать в хоккейную школу, ждать от них результата. У нас такого не было, мы просто играли ради удовольствия. На площадку приходили даже те, у кого не было коньков – играли в валенках.
Вы тогда думали, что так основательно свяжете свою жизнь с хоккеем?
Когда началась война, я даже не мог предположить, что буду еще когда-то продолжать заниматься хоккеем. После войны меня отправили в Донбасс, на восстановление завода. Там я, конечно, не катался – не было коньков, да и зимы настоящей не было. В 1947 году, приехав в Челябинск, я начал выступать за заводскую команду. Зимой мы играли в хоккей, а летом работали.
Кроме звания мастера спорта по хоккею, вы имеете звание мастера спорта по городкам. Расскажите об этом увлечении?
Мой отец был девятикратным чемпионом России, играл за национальную сборную, выступал на чемпионатах СССР. Каждый год в Челябинске проходит турнир на призы его имени. Поэтому я с детства поддался папиному увлечению. Но больше внимания стал уделять городкам, когда уже закончил играть в хоккей.
Играя за хоккейную команду, оставалось время на городки?
Многие из хоккеистов в свободное от тренировок время играли в городки - Виктор Соколов, Владимир Загородных, Герман Бурачков, Владимир Толстик. Газета «Труд» каждый год организовывала соревнования по городкам. В 1967 году в городе Георгиевске Ставропольского края выполнялись нормативы мастеров спорта. Тогда я и получил это звание.
С кем вы выходили на площадку в одном звене?
Первый год я играл в нападении – с Николаем Ахманаевым и Александром Пономаревым. Они очень хорошо играли в футбол, поэтому через год оставили хоккей, и полностью переключились на футбол. После чего меня поставили в защиту с Борисом Семеновым.
Почему вас перевели в защиту?
У нас не хватало защитников. Были только Виктор Васильев и Сергей Захватов. Потом я стал играть в защите вместе с Семеновым. Позже появились Виктор Столяров и Владимир Мурашов. Так защитников стало побольше.
Как выбирали капитана?
Традиционно - голосованием. Тренер предлагал несколько кандидатур, и каждый игрок голосовал за наиболее достойного кандидата.
С какими проблемами сталкивалась команда?
Проблемы были те же, что и сейчас. Единственное, что хоккеисты не искали команду, где больше платят. У каждого была определенная ставка, больше которой он не мог получать. Да и не было такого, чтобы одна команда предлагала платить игроку в два раза больше, чем другая. Иногда присылали игроков к нам из Ленинграда, Москвы, Нижнего Тагила, Свердловска – многие не задерживались долго. Это тоже на пользу нам не шло.

Когда не было льда – играли на траве теннисным мячом
В каких турнирах участвовала команда, выезжали ли куда-то на сборы?

В основном тренировались в Челябинске или области. Часто к нам приезжали московские команды, проводили здесь свои игры и тренировки. В трех городах проводились турниры – Челябинск, Свердловск и Новосибирск. Команды играли в каждом городе по несколько игр, а потом переезжали в другой город, и так по кругу двигались.
Когда в Челябинске не было искусственного льда, как готовились к матчам?
Мы брали клюшки, ставили ворота и играли на траве теннисным мячом. Рядом была городошная площадка. Каждое лето играли в баскетбол, волейбол, футбол. Бегали кроссы в лесу, выполняли упражнения. Тогда ведь никаких спортивных залов не было. Однажды мы проводили свой сбор в Москве, в только что построенных «Сокольниках». Там был искусственный лед, но сама площадка оставалась открытая. Было очень много претендентов на этот лед, поэтому тренировались мы иногда поздно вечером. Времени было немного – командам полагалось час-полтора на тренировку, еще какое-то время требовалось для того, чтобы подготовить лед к выходу следующей команды. Когда в Москве становилось тепло, лед начинал таять. Было необходимо сгонять эту воду в специальные отверстия, что тоже создавало проблемы для команд, тренировавшихся на площадке.
Когда вы решили закончить играть в хоккей?
После «Трактора» я поиграл еще в нескольких командах. Играл в Перми с Борисом Семеновым. Но там не поладил с тренером, и он меня отчислил. Я решил, что нужно заканчивать с хоккеем. В это время много наших ребят решили поехать в Омск – Рудольф Документов, Альберт Данилов, Николай Кокшаров, Владимир Мурашов. И меня пригласили. С омской командой мы вошли в Высшую лигу. Но через год я вновь вернулся в Челябинск, решил работать. Но вновь хоккей пересилил – еще год я играл за заводскую команду «Металлург». Летом 1967 года я уже начал работать в цеху. Он был очень спортивный – всегда занимали первые места по хоккею, футболу, легкой атлетике, эстафеты всегда бегали лучше всех. Даже когда я работал, еще долго продолжал играть за цех.
Вы не планировали после завершения карьеры заняться тренерской работой?
Нет. Тут нужно было образование, а я работал на заводе, и еще параллельно продолжал кататься. Тренер – это такая профессия непредсказуемая, нельзя заранее сказать – удастся ли стать тренером, или нет.
С кем из ветеранов хоккея поддерживаете отношения?
Периодически у нас проходят встречи ветеранов. Больше всего общаюсь сейчас с Николаем Ахманаевым, Владимиром Каравдиным. Павел Ганган всегда с нами, несмотря на то, что он больше футболист, чем хоккеист.

Современный хоккей в погоне за мгновенным результатом
В противостоянии молодых тренеров и тренеров советской закалки кому отдаете предпочтение?
Всем тренерам тяжело. Они встречаются с одними и теми же проблемами, вне зависимости от того, в какой период они сформировались как тренеры. То нет нужных хоккеистов, то есть, но травмированные. Теперь еще появилась проблема перехода игроков из одного клуба в другой.
Чего не хватает современному хоккею?
С одной стороны, увеличились скорости, но игра потеряла свою изюминку. В наши времена было интереснее наблюдать за происходящим на площадке. Было очень много комбинаций, шел красивый хоккей. Бывает и сейчас красивые моменты разыгрывают, но очень много беготни. Раньше часто применялись силовые приемы. Сейчас же – или толчок в спину, или подножка. Мы такого себе не позволяли. Были, конечно, и действия «на грани», и зацепы иногда, но таких драк, как сейчас, не было. В наше время игра была более техничной.

Коллектив хоккейного клуба «Трактор» от всей Души желает Олегу Михайловичу крепкого здоровья, жизненной энергии и хорошего настроения.

Интервью: Пресс-служба ХК «Трактор» 20 ноября 2009 года