ЧМ U18. Михаил Васильев: Я с себя ответственности не снимаю

Михаил Александрович, как вы оцениваете результат выступления нашей команды?

Здесь есть и положительные, и отрицательные стороны. Не буду говорить громких слов о том, что "негативный опыт – тоже опыт", ни к чему это сейчас. Что я могу сказать? Лидеры команды себя таковыми и проявили, показали характер. Да, от кого-то мы ждали чуть-чуть большего, увы, не всё получилось.

Из явных позитивных моментов: появился новый вратарь, на которого можно рассчитывать в будущем. Сергей Костенко - тоже хороший, надёжный голкипер, и у него и у Василевского ещё есть потенциал, им есть куда расти дальше. К негативным сторонам, конечно, я бы отнёс игровую дисциплину, которая у ребят была не на высоте. Было много лишних, ненужных удалений. Если вы помните, были случаи, когда у нас игрок едва успевал выйти со скамейки штрафников, как мы получали ещё две минуты. Или такая ситуация: на нашем игроке фолят, но мы не сдерживаемся и отвечаем. И вместо того, чтобы остаться в большинстве, играем 4 на 4. Я понимаю, что ребята молодые, горячие, и в этом нет ничего удивительного. Но, безусловно, в таких моментах нужно быть посдержаннее. За счёт дисциплины, думаю, мы могли бы вытянуть и игру со шведами, особенно если бы подфартило чуть-чуть… Но такое тоже происходит.

На судейство не жалуетесь?

Вы же ни разу не слышали, чтобы я сетовал на судейство. Судьи делали свою работу, я не могу давать им оценку. У меня другие задачи. Очевидно, что с нашей стороны всему виной была именно несдержанность. Такие удаления - это результат нервного напряжения и отсутствия опыта международных игр.

Конечно, разница в судействе по сравнению с чемпионатом России есть. Это всё-таки чемпионат мира, и туда присылают лучших арбитров, которые в дальнейшем будут работать и на взрослых чемпионатах. Мне очень понравилось то, что судьи трактовали правила одинаково для всех, у них не было расхождений. Если давали нам удаление за что-то, то за подобное нарушение две минуты выписывали и нашим соперникам.

Вы пока не готовы назвать конкретные причины поражения?

Я это уже сделал, в принципе. Подвела дисциплина, перехлёстывали эмоции, ребята хотели себя показать, брали инициативу в свои руки в ущерб командной игре. Вместо того, чтобы бросать по воротам в опасной ситуации, они искали более сложное продолжение, пытались отдать ювелирный пас, чтобы шайбу забросили уже в пустые ворота. Мы привыкли играть в комбинационный хоккей, но, к сожалению, он часто перерастает в академический: ещё один пас сделать, ещё… А посмотрите, как играют американцы или шведы. Они выходят из-за ворот и, не думая, простреливают вдоль линии. Может быть, у них это наиграно, но не думаю. Так нам забили третий гол шведы: прострел вдоль ворот, шайба попадает в конёк нашему защитнику – и счёт 3:1. В общем-то все наши поражения складываются из таких крупиц, отдельных моментов. Но в хоккее мелочей не бывает.

Вы обращали внимание игроков на ошибки?

Конечно. Они исправлялись, но потом в какой-то момент опять сбивались на такую игру, начинались ненужные дополнительные передачи. Такое бывает.

Легко говорить задним числом, но вы сейчас не думаете, что стоило взять больше ребят 92 года рождения?

Вы понимаете, мы рассчитывали на них. На того же Лёшу Марченко, но он, к сожалению, заболел. Мы рассчитывали и на такого нападающего, как Наиль Якупов, но у него возникли проблемы с рукой, и сейчас он всё ещё восстанавливается. Мы хотели взять на чемпионат мира и Кабанова, и Телегина. Мы ждали от них поддержки. Но мы полгода работали над тем, чтобы создать в команде хорошую атмосферу, чтобы ребята поверили в себя, в тренера, - и нам это удалось. А вот эти ребята нас где-то просто не поняли.

Сейчас активно обсуждают эту историю с орешками и шлемом…

Ну, газеты на то и газеты, чтобы обсуждать подобные вещи. Я не хочу полемизировать с игроком через прессу на эту тему. Было принято решение, что он не устраивает команду. Можно просто вспомнить две игры, которые мы провели с "Витязем" и ЦСКА. Сколько он забил? Сколько передач отдал? Вот и всё.

Сейчас называют много и других имён. Земченко, Кучеров, Гоголев, Плотников… Могли они вам помочь?

Это вопрос неоднозначный. Если говорить о Земченко, то у нас были четверо центральных нападающих. Увы, один из них – Картаев – выбыл перед игрой за "бронзу". Он приболел, и мы не могли ставить его на игру. Безусловно, мы рассчитывали на Телегина, как на центрального нападающего, но по определённым причинам, как вы знаете, он не смог поехать. Остальных из названных вами я тоже знаю, но решили взять других. Конечно, я мог ошибиться в игроках, но на тот момент я считал, что приглашены сильнейшие.

На чемпионате у нас то и дело страдала командная игра, ребята сбивались на индивидуальные действия. В чём причины?

Это связано с тем, что когда у нас не шла игра, такие лидеры, как Кузнецов, Барбашев, Наместников, да и другие ребята хотели за счёт своего мастерства решить судьбу матча. Мастерства им не занимать, но это один матч можно так вытянуть, а весь турнир - просто физически невозможно. Безусловно, наши соперники знали об этом, прикрывали наших лидеров, не давали им играть, шли на провокации, добиваясь того, чтобы они тратили энергию на разговоры, а не на игру. Сказались и эмоции, и нехватка опыта. Но мы подкорректировали ситуацию, и в матчах со Словакией и Швейцарией уже прослеживалась чёткая комбинационная, командная игра. А вот матч с финнами получился очень тяжёлым. Хотя мы всё равно могли выиграть, но не получилось.

Финны и шведы физически были сильнее наших ребят?

Я бы так не сказал. Может быть, они были посвежее, я видел, что наши ребята вымотаны психологически. От нас ждали только победы или, как минимум, медали. Шведы действительно всё время опережали нас на полшага за счёт очень хорошего движения. Мы пытались им что-то противопоставить, но, увы, не удалось, - не хватило сил, в том числе, и моральных. После третьей шайбы в матче с финнами я взял тайм-аут, ребята собрались, продолжили играть. Но они играли на таком пределе, что вытянуть матч не удалось.

Два тяжёлых матча подряд…

Это нормально. Мы же играли и с финнами, и со шведами, бывало и два, и три матча подряд. Ничего, сил у ребят хватало.

Начало турнира, первые игры показали, что физически мы были готовы. Может быть, у нас случился этакий эмоциональный срыв. Такое бывает в хоккее. Но о каком-то недонастрое или легкомысленном отношении к игре речи вообще не идёт. Сколько у ребят сил было, столько они и отдали. В этом отношении я никого не могу упрекнуть.

В феврале мы ведь выигрывали и у финнов, и у шведов. Что изменилось?

Они обновили составы с тех пор. Шведы подтянули шестерых новых игроков, хороших ребят. Тот же Ларссон, ставший лучшим защитником, играл на молодёжном чемпионате мира, и неплохо там смотрелся, был одним из лидеров сборной. Финны – хорошая, добротная команда, у них тоже добавились один или два игрока, выступавших на молодёжном чемпионате. К сожалению, мы не смогли где-то перетерпеть, подождать их ошибок. На чемпионате вообще все команды были сильными. Нельзя сказать, что те же сборные Швейцарии, Чехии или Словакии были слабыми. По уровню мастерства немного отличалась только сборная Латвии, но и они попортили кровь другим командам.

Что вы говорили в раздевалке после последнего матча?

Тяжело было что-то говорить. Безусловно, от нас ждали другого результата. Я как мог поддержал их, сказал, что где-то нам не хватило терпения и игровой дисциплины. Но они и сами уже это понимали.

В ФХР теперь ждут от вас отчёта?

Конечно, как и после каждого турнира, где мы участвуем. Отчёт по чемпионату мира будет довольно объёмным. Там будут отражены и медицинские обследования, и всяческие тесты, которые мы проводили, и вся программа, по которой шла подготовка команды. Безусловно, там будет указано и то, в чём мы проигрывали нашим основным соперникам. В долгий ящик это откладывать не надо, думаю, на следующей неделе этот отчёт уже будет готов.

В России всегда выигрывает команда, а проигрывает тренер. Вы готовы к этому?

Это является частью тренерской работы. По большому счёту, я не отделяю себя от команды. Может быть, я ошибся в выборе игроков и следовало взять кого-то другого. Возможно, ошибка была в плане физической подготовки, и мы вышли на пик формы очень рано, а потом нам не хватило сил. Я ответственности с себя не снимаю, но нужно всё проанализировать, сделать выводы. Если будет принято отрицательное решение, - ну что ж, будет неприятно, но что поделаешь?