Станислав Чистов. Золотые руки первого звена

Станислав Чистов на молодежном уровне выиграл все, что только возможно и закономерно считался одной из главных будущих звезд России за океаном. Переехав после драфта в «Анахайм» в свой первый сезон форвард был признан одним из самых ярких новичков Лиги и, казалось, карьера Чистова в НХЛ будет очень долгой и продолжительной. Но сам Стас решил по-другому, переехав обратно в Россию и отдав год Уфе и три сезона – магнитогорскому «Металлургу». Когда в Челябинске началась строиться новая команда, одним их тех, кто пришел под знамена Валерия Белоусова, был Чистов. Сейчас его значение в «Тракторе» сложно переоценить. Видение поля, неповторимая техника и руки, которыми форвард может за секунду обыграть троих – стали притчей во языцех в российском хоккее, а титул «Железный человек», которым Стаса наградили на вечере КХЛ в нынешнем году еще более укрепил его авторитет.

От первого звена всегда ждут большего

Стас, оцени стартовый отрезок чемпионата.
Конечно, мы ожидали большего. Хотели набрать больше очков и думали, что будем держаться на третьем-четвертом месте в турнирной таблице, чтобы комфортно себя чувствовать. Пока не получилось. Мне сложно сказать, в чем причина того, что наши ожидания не оправдались. Сейчас вот вроде все налаживается.

Ты идешь в лидерах команды по числу заброшенных шайб. Это важно для тебя?
Семь голов – это мало за 25 игр. Это говорит о том, что заброшенные шайбы нам даются тяжело. Конечно, это важно – я игрок первого звена. От меня, Жени Кузнецова и Яна Булиса ждут большего, ждут того, что мы будем решать исход матча. Пока не всегда удается.

Ты говорил, что финал Кубка Стэнли стал самым запоминающимся моментом в твоей карьере. Расскажи, как это было? Что чувствует хоккеист, когда главный трофей НХЛ так близко?
Это был мой первый год в Национальной лиге. Многие говорят, что в Америке можно играть лет десять-двадцать, но так и не дойти до финала Кубка Стэнли. У меня же все получилось не так. Мне казалось, что мы каждый год будем доходить до финала. Казалось, что мы не сделали ничего серьезного, и что сможем выиграть этот трофей на следующий год. Но, оказалось, дойти до финала в НХЛ очень сложно. Мой юношеский максимализм сыграл свою роль в восприятии происходящего.


Тебе не раз доводилось выходить на лед в решающих матчах. Как засыпаешь, настраиваешься перед ответственной игрой?
Бывает по-разному. Тяжелее уснуть после игры – не успеваю остыть, ведь там адреналин, эмоции.

Ты суеверен?
Нет.

В 16 лет из «Трактора-2» ты уехал в юниорскую лигу Северной Америки. Как это вышло?
Первый раз я поехал в Америку еще из Магнитогорска, из хоккейной школы. Лет в 13-14. У «Металлурга» были средства, и наш год возили на разные турниры. Впоследствии пятерых из нас оставили играть за местную команду. Я поиграл там год и вернулся в Челябинск, затем меня забрали в Омск. А уже после я оказался на Драфте юниоров НХЛ и начал свою карьеру в этой лиге.

Помнишь свои первые впечатления от Америки?
Я помню, что мне все было очень интересно.

С тех пор у тебя появилась мечта играть в НХЛ, после первой поездки?
У каждого начинающего хоккеиста, наверное, есть такая мечта. Когда я в детстве смотрел матчи НХЛ, почему-то казалось, что там совсем другой уровень - большие трибуны, много зрителей. С этого момента и начал мечтать.

В одном из интервью ты говорил, что с ностальгией смотришь матчи Национальной лиги.
Сейчас особой ностальгии уже не осталось потому, что я знаю – туда я больше не поеду. И мечтать нет смысла. Буду играть и выигрывать здесь.

Как тебе дался переезд в Америку в бытовом плане, в плане языка?
На тот момент я давно уже жил отдельно от семьи – играл в Магнитогорске с 13 лет, к этому относился нормально. А английский язык я уже более-менее знал, мог общаться – в школе много времени уделял ему, этот предмет был для меня в приоритете. Из всех школьных дисциплин самая высокая оценка у меня была именно по английскому языку.


Ребята рассказывают самые разные истории о посвящении новичков в НХЛ. А как это происходило у тебя?
Посвящение было, но деталей я сейчас уже и не вспомню. Помимо меня тогда еще посвятили человек четырех. Позже я и сам пару раз принимал участие в этом мероприятии, но активным организатором никогда не был.

Если молодежь будет стараться – им будут давать играть

Совсем скоро в Сочи пройдет Олимпиада. Как ты считаешь, на что может претендовать сборная России?
Как всегда, Россия находится в числе претендентов на золото. Как и сборные Канады, Швеции и Финляндии. Все те же, кто обычно борется за медали.

О чем ты мечтал в детстве, когда только встал на коньки? Чего ждал от хоккея?
Мне просто нравилось играть. Позже я понял, что это моя будущая профессия, это мое. Ничем, кроме хоккея мне не хотелось заниматься.

Рядом с вами играют молодые ребята из «Белых Медведей». На вопрос о том, чья игра им нравится в «Тракторе», называют твою фамилию. Как ты считаешь, почему?
Приятно, конечно. Но я не знаю, мне сложно ответить на этот вопрос. Даже когда я еще играл в школе, не имел желания стать примером, кумиром для младших. Я просто хотел стать сильным и хорошим хоккеистом, хотел, чтобы у меня все получалось.

А что скажешь по поводу лимита на четырех молодых игроков? Это реальный шанс для ребят?
Тут надо смотреть, как молодой игрок будет к этому относиться – если хочет расти, то это шанс. И если молодежь будет стараться, то ребятам будут давать играть. А если хоккеист просто попал в заявку первой команды, но ничего не делает – конечно, он не будет расти.

А что касается молодых вратарей? Есть точка зрения, согласно которой, этот лимит негативно сказывается на молодых голкиперах, которые никогда не сменят проверенного и опытного первого номера.
Шанс есть всегда. Пусть эти ребята одеваются и просто сидят здесь, ведь они все равно играют за свой год, в МХЛ, за сборную. Но даже в тот момент, когда они просто сидят на скамейке, они ощущают взрослый хоккей. Благодаря этому, когда ребята станут повзрослее, им будет легче адаптироваться и заиграть в первой команде.

А как тебе самому дался переход во взрослый хоккей?
Поначалу, конечно, было тяжело. Но потом привык, адаптировался во взрослом хоккее, и все стало нормально.

Как выглядит твой идеальный выходной?
Если есть возможность, хочется съездить к родителям, к сестре. Мы редко видимся, несмотря на то, что живем в одном городе – постоянно игры, тренировки. Времени не всегда хватает.


Как ты провел этот отпуск? Где был, что запомнилось?
Отдыхал в Турции. И в Магнитогорске (улыбается). Больше времени ни на что не хватило. Хотели еще раз съездить с детьми во Францию в Диснейленд, но, к сожалению, не получилось. До начала «предсезонки» оставалось не так долго, поэтому мы не успели.

Есть место, где тебе хотелось бы побывать?
Да я, наверно, уже почти везде был. Больше всего понравилось отдыхать в Эмиратах. Там все красивое очень – и песок, и небоскребы. Прекрасное место для отдыха.

А чем занимаешься во время перелетов?
Смотрю фильмы в айпаде. Так время быстрее проходит. Последнее, что посмотрел – «Два ствола». Даже не досмотрел еще, только половину – пока фильм нравится.